Синдром эмоциального сгорания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:49, реферат

Описание

«Сгорел на работе» — до недавнего времени эти слова воспринимались как не более чем яркая метафора. Множество исследований, проведенных за последние десятилетия, доказали реальность существования этого явления. В литературе оно получило название синдрома эмоционального сгорания (СЭС).Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психологом Фреденбергом в 1974 году для определения психологического состояния, обусловленного эмоциональным, умственным и физическим истощением.

Работа состоит из  1 файл

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ.docx

— 49.79 Кб (Скачать документ)

В настоящее  время риск развития синдрома эмоционального сгорания признан возможным для людей различных сфер деятельности. Это объясняется тем, что в течение рабочего дня практически у любого человека происходит ряд непродолжительных контактов с незнакомыми/малознакомыми людьми, а также присутствуют другие факторы, усиливающие риск развития СЭС.

В психологии, когда говорят о решении проблемы, первым шагом называют принятие ситуации. Этот момент очень важен! Человеку нужно почувствовать почву под ногами, чтобы было от чего оттолкнуться

на пути к переменам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ

И РАБОТЫ С СЭС 

Раздел  психологии, посвященный синдрому эмоционального сгорания, возник сравнительно недавно. Несмотря на это, СЭС — достаточно изученное явление, и уже разработано множество техник, позволяющих работать с ним и достигать положительных результатов. Проведя короткий опрос и используя опыт тренингов по СЭС, мы собрали несколько особенно интересных методик, которые можно использовать в качестве основы для дальнейшего личностного роста и профилактики синдрома сгорания. Ф СЭС 

РАБОТА  С УБЕЖДЕНИЯМИ

И ИЛЛЮЗИЯМИ

Сгорание  — это в первую очередь разочарование. Разочарование наступает, когда мы сталкиваемся с реальностью, и она отличается от наших убеждений и иллюзий. Присутствие иллюзий неизбежно. Нам всем читали в детстве книжки о работящих, добрых и красивых героях. Родители передавали нам вековую народную мудрость в очень емких и ясных посланиях: сказках, мифах, пословицах. Если у человека совсем нет иллюзий, его можно назвать циником. А цинизм — это один из признаков СЭС.

Усвоение  любой новой информации в нашем  сознании происходит в виде убеждений. Убеждение — это короткое послание, которое в период своего существования облегчает жизнь, помогает понять действительность и осознать в ней себя. Убеждение определяет наше отношение к себе и к явлениям окружающей среды. При помощи убеждений мы оцениваем все новое и соотносим это со своим видением мира. Особенностью убеждений является совмещение реальности с идеалом, причем с идеалом труднодостижимым. У каждого убеждения есть свой возраст. Когда дистанция между реальностью и «идеальностью» убеждения становится очевидной, оно для нас перестает работать позитивно и начинает приносить вред. Недосягаемость идеального образа, который присутствует в убеждении, вызывает негативные эмоции, выражающиеся в так называемых четырех «ядовитых чувствах»: страх, вина, стыд, обида. Если вы находите у себя эти чувства, знайте, вам свойственны иррациональные убеждения, которые способны завести в тупик.

Как определить иррациональное убеждение?

· В нем есть такие слова, как: Никто, Все, Всегда, Никогда, Должен, Не должен.

· Непременно рядом «Ядовитые чувства».

· Утверждение содержит некий идеальный образ, трудно осуществимый в реальности.

Вот несколько  наиболее распространенных вариантов  иррационального убеждения:

· Поскольку я работаю с людьми, у меня не должно быть собственных психологических проблем.

· Мои клиенты должны меня любить и быть мне благодарны за труд.

· Если клиенты разочарованы в нашей совместной работе, значит, я что-то

делаю не так.

· Мои клиенты должны быть такими же ответственными, мотивированными

и работящими, как я.

· Я никогда не должен ошибаться.

· Интересы клиента выше личных.

· Я больше нигде не смогу работать.

· Я должен знать ответы на все вопросы.

Давайте рассмотрим одно из убеждений и проанализируем его плюсы и минусы, чтобы понять, как оно может влиять на работу специалиста. И переформулируем убеждение так, чтобы усилить его позитивные стороны и убрать негативные.

В качестве примера:

· Я должен знать ответы на все вопросы.

Положительной стороной данного убеждения является стимул к обучению и

росту профессионализма. Консультант или  врач, имеющий подобное убеждение, может бояться сложных вопросов и неожиданных ситуаций, способных вызвать у него неуверенность в своих возможностях и, как следствие, неудовлетворенность собой как профессионалом. Полностью отказаться от убеждения — невозможно. Вместе с тем ответственность, которая сопровождает его, является для врача почти неподъемным грузом. Человек не может знать все! Более того, благодаря клиентам он узнает новое. Он имеет право не знать ответа сейчас, он может подготовить его к следующей консультации. Переформулировать убеждение с учетом его позитивной стороны можно следующим образом: благодаря своим клиентам я всегда нахожусь в процессе обучения; моя работа подталкивает меня к саморазвитию. В таком виде убеждение предоставляет больше свободы, сохраняет позитивные свойства, исключает вероятность появления «ядовитых чувств». 

РАБОТА  С ЭМОЦИЯМИ

Эмоции  — это реакции человека на внутренние и внешние условия. Эмоции

сопровождают  нас каждую минуту нашей жизни. Эмоции определяют значимость явлений и ситуаций. Они сигнализируют нам об изменениях в окружающей среде и побуждают к действиям.Мы говорим об эмоциональном истощении как об основной составляющей синдрома эмоционального сгорания. Давайте разберемся, что происходит. Почему сгорают эмоции? Практически в каждом языке есть словосочетание «Чаша терпения». Человек терпит, когда ему что-то не нравится, когда он испытывает напряжение, обиду или злость. Но иногда чаша переполняется.

В качестве иллюстрации представим себе маленького ребенка, которому захотелось есть, а мамы рядом нет. Он не умеет говорить и вообще мало что знает о нашем взрослом мире. Как позвать маму? На это у него есть чувства. В данном случае это чувство голода и/или страха. И они помогают ребенку решить проблему. Он их выражает: он кричит! Здесь и сейчас, не стесняясь, просто потому, что не может пока сделать по-другому. По мере взросления ребенок все чаще слышит: «Не кричи!», «Так вести себя неприлично», «Ты уже взрослый, чтобы быть таким нетерпеливым», «Ну что ты плачешь? Мальчики/мужчины не плачут». Попросту говоря, основные послания, которые он получает, это: «Терпи!», «Вступая в мир взрослых, учись сдерживать свои эмоции».

Человек постепенно учится обращаться со своими чувствами так, как этого требует окружающая его культурная среда. Он осваивает мастерство «укладывания» их в свою чашу терпения, потому что совсем избавиться от переживаний невозможно. Он по-прежнему готов кричать, если ему хочется есть или когда он злится. Но не делает этого, понимая, что если кричать, когда в кафе долго не несут заказ, могут вообще отказаться обслуживать. Он

способен  завыть от одиночества, но только будучи уверенным, что никто его не увидит и не услышит. Потому что общество порицает подобное поведение, расценивая его как «неприличное».

Организм  человека чутко реагирует на пополнение чаши терпения и при любой возможности стремится избавиться от накопившихся чувств. К примеру, ситуация, в которой многие не раз бывали. Утро, идет хмурый человек, и ему вдруг кто-то наступает на ногу. Если для наглядности использовать шкалу измерения силы землетрясений, данная ситуация потянет на 3 балла. Но если человек находится в состоянии, которое можно определить как «все в этой жизни достало!», то он так может «рявкнуть» на несчастного, что ситуация потянет уже на все 8 баллов. Откуда такая реакция? Давайте рассмотрим ее подробнее. Произошло некое событие, вызвавшее определенные негативные чувства. Как реагирует организм? Он тут же начинает поиск аналогичных переживаний в чаше, и если находит, присоединяет их к только что полученным. Это, конечно, сильно портит жизнь окружающим.

Давайте пофантазируем, что произойдет, если человек силой воли закроет чашу, перестанет выражать накопленные чувства, но останется при этом в обществе, где всегда есть поводы для раздражения. Что подарит телу закрытая чаша терпения?

· Первым делом, наверное, красное лицо! Потому что чувства — как кашель:

невозможно  запретить человеку кашлять. Некоторое  время он, конечно, сможет выдержать, но недолго.

· Головную боль — один из первых симптомов сильных невыраженных чувств.

· Бессонницу — она придет следом за головной болью, потому что мысли и невыраженные чувства отбирают у нас спокойный, восстанавливающий сон.

· Изменение кровяного давления — чувства тяжелым грузом давят на человека. Кровяное давление падает, не в силах вынести груз. Если организм

все-таки будет бороться, кровяное давление возрастет.

· Боли в желудке, язвы — доказанный механизм проявления стресса от неосознанных, невыраженных, негативных чувств. Вы видели кого-нибудь, кто бы мучался язвой от счастья?

И так  далее. И виной всему во многом чувства, которые не находят выхода. Называется это модным сегодня словом «психосоматика».

Психосоматика (от греч. «psyche» — душа и «soma» — тело) — направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний. Существует ряд заболеваний, в которых роль психосоматических факторов чрезвычайно велика: бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, стенокардия, язвенная болезнь 122перстной кишки, язвенный колит, нейродермит, неспецифический хронический полиартрит, гипертония, сахарный диабет, глаукома.[10]

Что делать, чтобы избежать этого обширного  списка заболеваний?

Ответ — действовать.

Здоровые  способы управления чувствами:

· Выражайте ваши чувства сразу, не накапливайте их. Но испытывая гнев, не

обязательно кричать. Можно сказать о нем. И вы сразу почувствуете, что стало легче.

· Ваши чувства — самые верные помощники в процессе принятия решений.

Используйте их.

· Соглашайтесь со своими чувствами. Попробуйте понять, что они хотят «сказать» вам.

· Распознайте свои «скандальные» чувства и используйте их не для манипулирования другими людьми, а для улучшения ситуации дозволенными способами.

· Исследуйте свои чувства. Одно из них может «закрывать» другое —истинное.

· Позволяйте себе переживать свои чувства как можно полнее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 

Система «человек—человек» всегда предполагает наличие как минимум одного из двух фронтов работы, требующих большого количества сил и энергии: клиенты, начальство и коллеги. Например, у человека, работающего на производстве, отсутствует первый фронт работы, но есть второй — коллеги и начальство. Иногда таких фронтов может быть больше. Например, у преподавателя их три: дети, начальство и коллеги, родители.

Каждый  из фронтов деятельности основан  на общении, при котором часто возникают проблемы. Мы все люди, и у каждого из нас, естественно, свои потребности, желания и мнения. А значит, не исключены конфликты. Когда возникает конфликт, что это означает? Это означает, что какие-то наши потребности (мнения или желания) приходят в противоречие с потребностями другого человека. Крик, чрезмерное упорство в отстаивании своей позиции со стороны одного или обоих участников конфликта приведут лишь к усугублению конфликта, к накоплению обиды и гнева друг на друга.

Способов  разрешения конфликтов великое множество, описать все их в одной работе вряд ли возможно. Предлагаем один из способов, наиболее эффективный и легкий в использовании.

Обычно  никто не несет  ответственности  за конфликт,

но  каждый отвечает за его разрешение.

Прежде  чем набрасываться с кулаками на коллег, стиснув зубы выслушивать

начальство  или, превозмогая себя, консультировать «проблемного» клиента, попробуйте нашу форму решения конфликтной ситуации.НЫХ СИТУАЦИЙ Мое видение ситуации

Информация о работе Синдром эмоциального сгорания