Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:50, реферат
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда СЭВ обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.
1. Введение…………………………………………………………………... 3
2. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»……….. 5
3. Причины эмоционального выгорания и его признаки.............................8
4. Профилактика эмоционального выгорания………………..……………12
5. Заключение………………………………………………………………..16
6. Список литературы……………………………………………………….18
Риск возникновения
- монотонности работы, особенно
если ее смысл кажется
- вкладывания в работу больших
личностных ресурсов при
- строгой регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
- работы с «немотивированными»
клиентами, постоянно
- напряженности и конфликтности
в профессиональной среде,
- нехватки условий для
- работы без возможности
- неразрешенных личностных
- неудовлетворенности
Другими словами, «выгорание наступает тогда, когда человек на протяжении длительного времени отдает слишком много энергии и практически не восполняет ее».
Выделяют три ключевых признака СЭВ:
1. Предельное истощение. Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.
2. Отстраненность от клиентов и от работы. Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.
3. Ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений. Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Выгорание не является медицинским диагнозом, хотя синдром выгорания, как правило, приводит к заболеваниям, имеющим к медицине непосредственное отношение. Чаще всего это депрессии, страхи и почти всегда – психосоматические расстройства.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания
Для сотрудников Учреждений социального обслуживания населения, как и для персонала других сфер деятельности, важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.
Требование здоровья обусловлено тем, что социальная работа была и остается одной из трудных в физическом и психологическом отношении. Здесь сталкиваются с самыми печальными сторонами человеческой жизни — старостью, инвалидностью, одиночеством, сиротством, немощностью, беззащитностью, болезнями, причудами, жестокостью и др.
Следует учесть, что большинство работников составляют женщины, обладающие более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, эмоциональности по сравнению с мужчинами.
Поэтому на практике для поддержания и укрепления здоровья персонала должны использоваться индивидуальные, групповые, коллективные системы. Например, психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др.
Важнейшим принципом предотвращения синдрома эмоцианального выгорания является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником.
Психогигиена — прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей.
Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.
Предупреждение болезненных
Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для социального работника является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности.
Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» специалистов по социальной работе являются:
1) развитие знаний, навыков и умений.
2) улучшение условий труда и отдыха.
3) развитие содержания труда.
4) развитие средств труда.
5) развитие мотивации.
6) изменение оплаты труда.
7) социальная защита самих «
8)система психологической
после рабочего дня.
9) система улучшения
Существует также немало конкретных способов преградить путь «синдрому сгорания»:
— культивирование других интересов, не связанных с консультированием, наилучшее решение этой проблемы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
— стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
— способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
— открытость новому опыту;
— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
— чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
— участие в семинарах, конференциях,
где предоставляется
— периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
— хобби, доставляющее удовольствие.
Итак, чтобы избежать «синдрома
сгорания», консультант должен изредка,
но обязательно оценивать свою жизнь
вообще — живет ли он так, как
ему хочется. Если существующая жизнь
не удовлетворяет, следует решить, что
нужно сделать для
Заключение
Таким образом,
«синдром эмоционального выгорания» -
процесс, при котором ежедневное
воздействие факторов стресса, связанных
с оказанием помощи другому человеку,
постепенно приводит к проблемам
с собственным здоровьем
Эмоциональное
выгорание не болезнь и не диагноз
(хотя есть и противоположная точка
зрения), а тем более не приговор.
Так что чем раньше начать с
ним борьбу, тем она будет эффективнее
и перспективнее. А еще лучше
эмоциональное выгорание
Как показывают результаты некоторых исследований, развитие «выгорания» более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. К этому также добавляется указание на то, что с возрастом вероятность развития выгорания уменьшается, то есть ему более подвержены начинающие работники, люди более молодого возраста. Однако большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связаны прямо с профессиональным «выгоранием». Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации.
Работа по профилактике и коррекции эмоционального выгорания должна быть направлена: на повышение устойчивости к профессиональным стрессам, на развитие таких личностных качеств как: способность к самопознанию, широта интересов, принятие ценностей других, гибкость поведения, активность и производительность, а также на повышение устойчивости к воздействию таких стресс-факторов как: конфликтность, перегрузка, сфера деятельности и напряжённость в отношениях с руководством.
Все это достигается благодаря повышению самооценки, уверенности в себе, развитию самоотношения, способности самопознания; формированию потребности в расширении кругозора (широта интересов), чувства «нужности» и «важности» их профессии, осознанию позитивных результатов их профессиональной деятельности; выработке коммуникативных навыков, навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, трудных жизненных ситуациях; развитию навыков управления временем (тайм-менеджмент), навыков саморегуляции, аутогенной тренировки, дыхательных техник, медитации и релаксации.
Список литературы: