Синдром эмоционального выгорания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:50, реферат

Описание

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда СЭВ обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………... 3
2. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»……….. 5
3. Причины эмоционального выгорания и его признаки.............................8
4. Профилактика эмоционального выгорания………………..……………12
5. Заключение………………………………………………………………..16
6. Список литературы……………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 32.64 Кб (Скачать документ)

Риск возникновения эмоционального выгорания личности специалиста  в социальной работе может увеличиваться в следующих случаях:

- монотонности работы, особенно  если ее смысл кажется сомнительным;

- вкладывания в работу больших  личностных ресурсов при недостаточности   признания и положительной оценки;

- строгой регламентации времени  работы, особенно при нереальных  сроках ее  исполнения;

- работы с «немотивированными»  клиентами, постоянно сопротивляющимися   усилиям   помочь им, и незначительными,  трудно ощутимыми результатами  такой   работы;

- напряженности и конфликтности  в профессиональной среде, недостаточной   поддержки со стороны коллег  и их излишнего критицизма;

- нехватки условий для самовыражения  личности на работе, когда не  поощряются, а подавляются экспериментирование  и инновации; 

- работы без возможности дальнейшего  обучения и профессионального   совершенствования; 

- неразрешенных личностных конфликтов  специалиста; 

- неудовлетворенности профессией, которая основана на осознании  неправильности ее выбора, несоответствия  своих способностей требованиям  профессии, результативности своего  труда и т. д.

Другими словами, «выгорание наступает  тогда, когда человек на протяжении длительного времени отдает слишком  много энергии и практически не восполняет ее».

Выделяют три ключевых признака СЭВ:

1. Предельное истощение. Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

2. Отстраненность от клиентов и от работы. Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

3. Ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений. Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выгорание не является медицинским  диагнозом, хотя синдром выгорания, как правило, приводит к заболеваниям, имеющим к медицине непосредственное отношение. Чаще всего это депрессии, страхи и почти всегда – психосоматические  расстройства.

 

 

 

 

 

 

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Для  сотрудников Учреждений социального  обслуживания населения, как и для  персонала других сфер деятельности, важнейшими «требуемыми свойствами»  являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.

Требование здоровья обусловлено  тем, что социальная работа была и  остается одной из трудных в физическом и психологическом отношении. Здесь сталкиваются с самыми печальными сторонами человеческой жизни — старостью, инвалидностью, одиночеством, сиротством, немощностью, беззащитностью, болезнями, причудами, жестокостью и др.

Следует учесть, что большинство  работников составляют женщины, обладающие более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, эмоциональности по сравнению с мужчинами.

Поэтому на практике для поддержания  и укрепления здоровья персонала  должны использоваться индивидуальные, групповые, коллективные системы. Например, психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической  разгрузки; индивидуальная и групповая  психотерапия; периодические медицинские  осмотры и оказание врачебной  помощи; предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др.

Важнейшим принципом предотвращения синдрома эмоцианального выгорания является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником.

Психогигиена — прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей.

Психическое здоровье предполагает состояние  полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Предупреждение болезненных психических  реакций социального работника  в процессе профессионального общения  — серьезная задача психогигиены.

Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для социального работника является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности.

Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» специалистов по социальной работе являются:

1) развитие знаний, навыков и  умений.

2) улучшение условий труда и  отдыха.

3) развитие содержания труда.

4) развитие средств труда.

5) развитие мотивации.

6) изменение оплаты труда.

7) социальная защита самих «защищающих».

8)система психологической разгрузки,  снятия напряжения

после рабочего дня.

9) система улучшения психологического  климата в коллективе.

Существует также немало конкретных способов преградить путь «синдрому сгорания»:

— культивирование других интересов, не связанных с консультированием, наилучшее решение этой проблемы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны  официальных инстанций;

— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение  техникой медитации;

— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

— стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем  во всех случаях и умение проигрывать  без ненужных самоуничижения и агрессивности;

— способность к самооценке без  упования только на уважение окружающих;

— открытость новому опыту;

— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую  ответственность за клиента, чем  делает он сам);

— чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без  ориентации на какую-то пользу;

— участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность  встретиться с новыми людьми и  обменяться опытом;

— периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися  профессионально и личностно;

— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные  с консультативной работой;

— хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать «синдрома  сгорания», консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь  вообще — живет ли он так, как  ему хочется. Если существующая жизнь  не удовлетворяет, следует решить, что  нужно сделать для положительных  сдвигов. Только должным образом  заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным специалистом.

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, «синдром эмоционального выгорания» - процесс, при котором ежедневное воздействие факторов стресса, связанных  с оказанием помощи другому человеку, постепенно приводит к проблемам  с собственным здоровьем психологического и физического характера. Он может  затронуть не только отдельного сотрудника, но и организацию в целом.

Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз (хотя есть и противоположная точка  зрения), а тем более не приговор. Так что чем раньше начать с  ним борьбу, тем она будет эффективнее  и перспективнее. А еще лучше  эмоциональное выгорание предупредить. Украшают и обогащают жизнь интересное общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор. В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой», чья участь - гореть и плакать.

Как показывают результаты  некоторых исследований, развитие «выгорания» более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. К этому также добавляется указание на то, что с возрастом вероятность развития выгорания уменьшается, то есть ему более подвержены начинающие работники, люди более молодого возраста. Однако большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связаны прямо с профессиональным «выгоранием». Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации.

Работа по профилактике и коррекции эмоционального выгорания должна быть направлена: на повышение устойчивости к профессиональным стрессам, на развитие таких личностных качеств как: способность к самопознанию, широта интересов, принятие ценностей других, гибкость поведения, активность и производительность, а также на повышение устойчивости к воздействию таких стресс-факторов как: конфликтность, перегрузка, сфера деятельности и напряжённость в отношениях с руководством. 

Все это достигается благодаря повышению самооценки, уверенности в себе, развитию самоотношения, способности самопознания; формированию потребности в расширении кругозора (широта интересов), чувства «нужности» и «важности» их профессии, осознанию позитивных результатов их профессиональной деятельности; выработке коммуникативных навыков, навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, трудных жизненных ситуациях; развитию навыков управления временем (тайм-менеджмент), навыков саморегуляции, аутогенной тренировки, дыхательных техник, медитации и релаксации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Бусовикова О.П., Мартынова Т.Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников. http:// psyjournals.ru/
  2. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / СПб ГУ, 2010
  3. Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять: Пер. с нем. – СПб.: Речь, 2009. – 96 с.
  4. Захаров С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие? //Интернет: http://forums.rusmedserv.com/

 

 

 


Информация о работе Синдром эмоционального выгорания