Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:43, контрольная работа
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Психология как наука.
Связь психологии с другими науками.
Отрасли психологии.
Система психологических наук
План
Психология как наука
Психология как наука
обладает особыми качествами, которые
отличают ее от других дисциплин. Как
систему проверенных знаний психологию
знают немногие, в основном только
те, кто ею специально занимается, решая
научные и практические задачи. Вместе
с тем как система жизненных
явлений психология знакома каждому
человеку. Она представлена ему в
виде собственных ощущений, образов,
представлений, явлений памяти, мышления,
речи, воли, воображения, интересов, мотивов,
потребностей, эмоций, чувств и многого
другого. Основные психические явления
мы непосредственно можем
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает
в мир с помощью своих
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также, поэтому составляют предмет современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.
Связь психологии с другими науками
Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, строением и функционированием центральной нервной системы, Взаимосвязь психических явлений и работы ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология также тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо; его психика формируется только в рамках общества. Соответственно специфика того социума, в котором пребывает человек, определяет особенности психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом у индивида формируются психические свойства социально ориентированного поведения.
Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе воспитания и образования. Понятно сближение психологии с педагогикой. Наконец, она родственна философии, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в недрах последней. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и деятельности.
Отрасли психологии
Сфера психологической науки
сейчас представляет собой весьма разветвленную
систему теоретических и
Общая психология выполняет ряд функций:
♦ теоретическую (обобщения): обобщает научные достижения различных психологических отраслей, сводит их в единую систему; осуществляет опережающие разработки, помогающие в различных отраслях психологии по-новому осмыслить свойственные им исследовательские проблемы;
♦ методологическую: формулирует методологические принципы психологических исследований, методы;
♦ учебную: обеспечивает фундаментальность
образования в области
Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология.
Сравнительная психология сопоставляет
различные ступени развития психики
и поведения животных в эволюционном
ряду. Она также показывает, в
чем это близко человеку и в
чем состоят кардинальные отличия.
Она выясняет, как человек выделялся
из мира природы, к чему привело накопление
индивидуального и
Социальная психология изучает
социально-психологические
Возрастная психология рассматривает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду — от младенчества до старости, и поэтому делится на детскую, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология).
Педагогическая психология касается закономерностей становления личности в процессе обучения, воспитания.
Можно выделить целый ряд
научных отраслей, для которых
предмет исследования — психологические
проблемы конкретных видов человеческой
деятельности. Это и психология труда,
рассматривающая
Психология труда и
инженерная психология близки, но имеют
разное происхождение. Первая изучала
психологические
Авиационная, космическая
психология анализирует психологические
особенности деятельности летчика,
космонавта. Медицинская — то же
самое, но связанное с врачом и
поведением больного, разрабатывает
психологические методы лечения
и психотерапии. В рамки клинической
психологии, изучающей проявления и
причины разнообразных
Психофизиология (изучающая
психические функции мозга) и
бионика (рассматривающая нервно-
Юридическая психология касается
психологических особенностей поведения
участников уголовного процесса (психология
свидетельских показаний, психологические
требования к допросу и т. п.), поведения
и формирования личности преступника,
военная психология — поведения
человека в условиях боевых действий.
Психология рекламы занимается изучением
потребностей и ожиданий потребителей,
разработкой психологических
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, приводящей к ее разделению на отрасли, которые порой очень далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой она сближается со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими, через педагогическую – с педагогикой, через социальную – с общественными и социальными науками и т. д.).
Прикладные области психологии, или практическая психология, все шире входят в нашу жизнь. Ж. Годфруа выделяет следующие-сдециальности психолгов-практиков: клинический, школьный, промышленный педагогический психолог-эргономист, психолог-консультант.
Клинические психологи работают
в центрах психического здоровья,
больницах и консультационных кабинетах.
Чаще всего они имеют дело с
людьми, которые жалуются на подавленность,
раздражительность, слезливость, бессонницу,
чувство одиночества, утрату радости
жизни, трудности взаимопонимания
с людьми, всевозможные страхи (например,
боязнь ездить в транспорте является
частой причиной обращения к специалисту),
депрессию, нарушения деятельности
различных функциональных систем и
органов (головные боли, боли в сердце,
заболевания желудочно-