Ситуационные теории лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 20:40, реферат

Описание

Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства фидлера. Подход Митчела и Хауса “путь - цель”. Классификация Курта Левина.

Работа состоит из  1 файл

Ситуационные теории лидерства.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)
 

  Поведенческие теории лидерства 

    Если теории личностных качеств  лидера делали акцент на необходимости  распознавания и подбора будущих  лидеров на основе выявления  соответствующих личностных качеств и характеристик, то поведенческие теории лидерства способствовали усилению внимания к вопросам обучения эффективным формам поведения.  

    Несмотря на многообразие теорий, относящихся к этой группе, все  они могут быть сведены к тому, что определяют поведение лидера на основе двух основных характеристик: 
- поведение, ориентированное, главным образом, на создание удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитие (интерес к потребностям работников, уважение к их идеям, делегирование полномочий книжестоящим работникам, забота об их продвижении); 
поведение, ориентированное исключительно на выполнение производственных задач любой ценой (при этом зачастую недооценивается необходимость развития подчиненных, игнорируются их интересы и потребности).

  Основной  вывод представителей поведенческих  теорий лидерства сводился к следующему. Поведение, ориентированное на успешное решение производственных задач, при  одновременном создании удовлетворенности  трудом у подчиненных и их развитии, как правило, сопровождается более высокими показателями работы, дисциплиной и невысокой текучестью, по сравнению с теми подразделениями, которыми руководят лидеры, игнорирующие эти вопросы. Таким образом, задача организации заключается не только в том, чтобы распознать эффективного лидера в процессе отбора персонала, но и в том, чтобы научить его навыкам успешного управления людьми.

  Вместе  с тем поведенческие теории лидерства, привлекавшие в 40—50-е гг. большой  интерес, в начале 60-х гг. стали  рассматриваться как ограниченные, так как они не учитывали целого ряда других важных факторов, определяющих эффективность управленческой деятельности в той или иной производственной ситуации.,

  Власть  — это способность одного человека влиять на поведение другого.

  Основу  власти составляет зависимость. Например, В зависит от А, когда А обладает чем-то, что необходимо В.

  Поведенческие теории. В 50-е годы прошлого века выявляются поведенческие отличия эффективных / неэффективных руководителей: стиль руководства (автократичный или демократичный), роли, функции менеджмента. Спор о том, какой стиль лучше; позже стали говорить о ситуационности использования стилей.

  Поведенческие теории лидерства 

  Согласно  поведенческому подходу, эффективность  руководства определяется манерой (стилем) поведения руководителей по отношению к подчиненным.

  Теории  Х и YМакГрегора. Теория Х исходит из того, что людям от природы присуще нежелание трудиться и брать на себя ответственность. Поэтому руководитель должен централизовать полномочия, выдавать четкие задания, строго контролировать людей и при необходимости наказывать их. Согласно теории Y, труд является естественным процессом, люди сами стремятся к ответственности при условии хорошей мотивации. Поэтому надо делегировать им полномочия, вовлекать в принятие решений и вознаграждать по заслугам.

  Автократичный, демократичный и  либеральный стили. Автократичный стиль в основном соответствует поведению в рамах теории Х, а демократичный – теории Y. При использовании либерального стиля подчиненным дается почти полная свобода в определении своих целей и контроля за работой (этот стиль в бизнесе не эффективен) Автократичный стиль эффективен в стабильных условиях, а демократичный – в условиях постоянных изменений и нововведений.

  Двухмерная  трактовка стилей руководства. Р. Блэйк и Дж. Мутон предложили использовать для классификации стилей управленческую сету с координатами «внимание к работе» и «внимание к людям». Они описали пять стилей руководства: «убогий менеджмент (1,1), «менеджмент загородного клуба» (1,9), «авторитарный менеджмент» (9,1), «менеджмент среднего уровня» (5,5), «групповой менеджмент» (9,9).

Информация о работе Ситуационные теории лидерства