Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 20:40, реферат
Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства фидлера. Подход Митчела и Хауса “путь - цель”. Классификация Курта Левина.
Поведенческие теории лидерства
Если теории личностных
Несмотря на многообразие
- поведение, ориентированное, главным
образом, на создание удовлетворенности
трудом у подчиненных и их развитие (интерес
к потребностям работников, уважение к
их идеям, делегирование полномочий книжестоящим
работникам, забота об их продвижении);
поведение, ориентированное исключительно
на выполнение производственных задач
любой ценой (при этом зачастую недооценивается
необходимость развития подчиненных,
игнорируются их интересы и потребности).
Основной вывод представителей поведенческих теорий лидерства сводился к следующему. Поведение, ориентированное на успешное решение производственных задач, при одновременном создании удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитии, как правило, сопровождается более высокими показателями работы, дисциплиной и невысокой текучестью, по сравнению с теми подразделениями, которыми руководят лидеры, игнорирующие эти вопросы. Таким образом, задача организации заключается не только в том, чтобы распознать эффективного лидера в процессе отбора персонала, но и в том, чтобы научить его навыкам успешного управления людьми.
Вместе с тем поведенческие теории лидерства, привлекавшие в 40—50-е гг. большой интерес, в начале 60-х гг. стали рассматриваться как ограниченные, так как они не учитывали целого ряда других важных факторов, определяющих эффективность управленческой деятельности в той или иной производственной ситуации.,
Власть — это способность одного человека влиять на поведение другого.
Основу власти составляет зависимость. Например, В зависит от А, когда А обладает чем-то, что необходимо В.
Поведенческие теории. В 50-е годы прошлого века выявляются поведенческие отличия эффективных / неэффективных руководителей: стиль руководства (автократичный или демократичный), роли, функции менеджмента. Спор о том, какой стиль лучше; позже стали говорить о ситуационности использования стилей.
Поведенческие теории лидерства
Согласно поведенческому подходу, эффективность руководства определяется манерой (стилем) поведения руководителей по отношению к подчиненным.
Теории Х и YМакГрегора. Теория Х исходит из того, что людям от природы присуще нежелание трудиться и брать на себя ответственность. Поэтому руководитель должен централизовать полномочия, выдавать четкие задания, строго контролировать людей и при необходимости наказывать их. Согласно теории Y, труд является естественным процессом, люди сами стремятся к ответственности при условии хорошей мотивации. Поэтому надо делегировать им полномочия, вовлекать в принятие решений и вознаграждать по заслугам.
Автократичный, демократичный и либеральный стили. Автократичный стиль в основном соответствует поведению в рамах теории Х, а демократичный – теории Y. При использовании либерального стиля подчиненным дается почти полная свобода в определении своих целей и контроля за работой (этот стиль в бизнесе не эффективен) Автократичный стиль эффективен в стабильных условиях, а демократичный – в условиях постоянных изменений и нововведений.
Двухмерная трактовка стилей руководства. Р. Блэйк и Дж. Мутон предложили использовать для классификации стилей управленческую сету с координатами «внимание к работе» и «внимание к людям». Они описали пять стилей руководства: «убогий менеджмент (1,1), «менеджмент загородного клуба» (1,9), «авторитарный менеджмент» (9,1), «менеджмент среднего уровня» (5,5), «групповой менеджмент» (9,9).