Сказкотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание

Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ 5
1.1 Характеристика сказки как предмета творческой деятельности 5
1.2. Понятие и предмет сказкотерапии 5
1.3. Способы и функции сказкотерапии 15
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗОТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА 19
2.1. Направления сказкотерапии, формы работы со сказками 19
2.2. Применение сказкотерапии в работе с детьми 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа состоит из  1 файл

Сказкотерапия.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

Врач-сказкотерапевт А.В.Гнездилов  выделяет в качестве предмета сказкотерапии  «процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах  жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы».

Кроме того, он подчеркивает, что «сказкотерапия – это еще  и процесс «вспоминания» и  возвращения подростку и взрослому  гармоничного мироощущения» (там же).

Не опровергая мнения признанных специалистов, рискну высказать собственную трактовку этого термина. Но сначала расскажу коротенькую сказку, придуманную одним маленьким мальчиком.2

Однажды заяц спросил  лису: «Почему ты такая хитрая и  злобная и ловишь нас, зайцев? Стань  лучше такой же доброй, робкой, тихой, как мы».

Лиса подумала и попыталась стать доброй, робкой и тихой. И у нее стали расти уши.

Вот так – незатейливо, образно и метафорично – маленький  мальчик поведал о том, что  каждый должен быть самим собой.

Сказкотерапия – это  такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности. Возможно, звучит не вполне понятно, но в дальнейшем я попробую подробно раскрыть, что именно стоит за этой формулировкой.

Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии  является метафора, как ядро любой  сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми.

При этом, думается, вполне правомерно рассматривать сказкотерапию, прежде всего, как психологический  метод, поскольку важнейшие цели, достигаемые с помощью этого  метода (развитие самосознания и построение высоких уровней взаимодействия между субъектами) имеют психологический характер. Однако возникает вопрос: а есть ли основания считать важнейшими целями сказкотерапии именно эти? И второй: почему же сказкотерапия может стать одним из важнейших инструментов работы школьного психолога?

Во-первых, сказка всегда, во всех поколениях служила средством  встречи ее слушателя или читателя (обычно ребенка), с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Об этом много писали К.Г.Юнг и его последователи.

Во-вторых, все отдельные  функции сказкотерапии (и не только сказкотерапии, кстати, но и других психологических методов) в конечном итоге направлены к одной цели – помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности. А базовым условием такого развития является повышение уровня самосознания – надо же иметь представление, что и как развивать в себе.

В-третьих, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим  собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействий с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В-четвертых, поскольку  одной из важнейших задач практической психологии образования в настоящее  время принято считать создание оптимальных условий для естественного психического развития детей, то следует помнить о значении социальных взаимодействий ребенка. А значит, в построении эффективного взаимодействия между субъектами образовательной среды - того, над, чем приходится работать психологу в школе, - сказкотерапия может оказать неоценимую помощь.

Есть и другие соображения, позволяющие обосновать не только правомерность, но и необходимость применения сказкотерапии  в школе. Современные научные  концепции в психологии все больше уделяют внимания субъектности человека и взаимодействию субъектов на разных уровнях, считая это основополагающим условием человеческой жизнедеятельности.

Особо важную роль субъект-субъектное взаимодействие играет в педагогическом процессе, поскольку именно в образовательной среде возникает специфическая ситуация, требующая от учителя специальных усилий для организации взаимодействия, основанного на субъект-субъектных отношениях. Построение субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися определяет эффективность педагогического труда и может способствовать развитию субъектности всех участников образовательного процесса. 3

Поэтому так важно  найти способы построения полисубъектного  взаимодействия учителя и учащихся в рамках единой развивающейся системы. Противопоставление учителей и учащихся при изучении, характерное для современных исследований, мешает пониманию того, что в образовательном процессе происходит (или не происходит) развитие и тех, и других. Полисубъектный подход к деятельности практического психолога, внутри которого и разрабатываются авторские сказкотерапевтические технологии, позволяет рассмотреть общность "учитель-учащиеся" как единую развивающуюся систему и вскрыть средства, с помощью которых можно помочь развитию этой системы и развитию всех субъектов, входящих в эту систему, в частности, развитию их самосознания.

Психолого-педагогическая практика, в свою очередь, настоятельно требует разработки адекватных методов, приемов, технологий, направленных на повышение уровня самосознания как основного условия развития ученика и учителя, их становления как субъектов саморазвития.

Поиск адекватных современному уровню развития науки психологических  технологий ориентирует на предпочтение такого материала, который оказался бы наиболее тесно связан с содержанием внутреннего мира, подлежащего преобразованию субъектом в целях саморазвития. Такую возможность изменения видения мира и самого себя как раз и предоставляет использование сказочной метафоры. Для реализации приемов метафоризации в психолого-педагогической практике следует использовать качественно новые средства имажинативного (от imago – образ, представление) характера - специально созданные психологические сказки. При этом на использование сказкотерапевтических технологий следует ориентироваться в работе, нацеленной на развитие самосознания и учащихся, и учителей.

Итак, если понимать сказкотерапию  описанным выше образом, то становится ясным, почему вдруг рядом оказываются  такие понятия, как «сказка», «субъект», «самосознание», «образовательная среда».

Сказкотерапия – это  достойный инструмент из арсенала психолога  образования. И использовать его  следует максимально эффективно.

1.3. Способы и функции сказкотерапии

Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:

1)Для работы может  использоваться существующая авторская  или народная сказка.

2)Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.

3) Ребенок может сочинять  сказку самостоятельно.

Сказкотерапия наиболее детский метод психотерапии, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Однако существуют рекомендации к применению сказкотерапии, которые  могут быть  сформулированы следующим образом:

1) Сеанс сказкотерпии  необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму сказочной реальности. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном. 4

2) «В некотором царстве,  в некотором государстве»…Эти  слова как будто дают понять, что такая история могла произойти  где угодно: может быть, за тридевять  земель, а может быть, и совсем  рядом. Это будет зависеть от  того, насколько близко к себе  захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

3) Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору)..

4) Способ подачи сказочного  материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно. Например, рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Сказкотерапия хороша тем, что умещает в себе всю технологическую "кухню", от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности. К тому же она  органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применима как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста. Образно говоря, это полифонический метод.

Сказкотерапия - это непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта  и радость - все, что способствует личностному росту. Особенно заметно это в групповой работе, на тренингах. Все с удовольствием слушают и обсуждают, сочиняют и разыгрывают сказки, рисуют, лепят, играют, придумывают и получают сюрпризы. Группа помогает каждому, создавая необходимый энергетический заряд и эмоциональный фон, вовлекающий в действие. Время летит незаметно, расставаться потом не хочется, в душе бродят новые ощущения, глаза светятся радостью и добротой.

К функциям психотерапевтической сказки можно отнести следующие:

* Сказка восполняет  пробелы индивидуальной истории  клиента и дополняет ее общечеловеческой  информацией. 

* Сказка позволяет  актуализировать вытесняемые клиентом  моменты личной истории. 

* Сказка позволяет  сформировать новый взгляд на  ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

* Сказка отображает  внутренний конфликт клиента  и дает возможность размышлять  над ним. 

* Сказка является символическим  «буфером» между клиентом и  сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.

* Сказка служит альтернативной  концепцией восприятия неоднозначных  жизненных ситуаций.

* Сказка формирует  Веру в позитивное разрешение  проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).

При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о трех вещах:

* уместность:  

* искренность: 

* дозированность 

Как бы ни любил психолог сказки, их использование должно быть уместным. В противном случае можно исказить всю идею. Первую психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда она наиболее ярко и образно иллюстрирует основную мысль психолога при формулировании «обратной связи» клиенту. 5

Рассказывание психотерапевтической сказки - это всегда сокращение «дистанции» с клиентом. Следовательно, от сказкотерапевта требуется проявление открытости и искренности.  

Психотерапевтические  сказки побуждают к размышлению. Часто это процесс длительный. Поэтому нельзя «перегружать» клиента сказками, чтобы он не утратил к ним чувствительность.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к  уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗОТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

2.1. Направления сказкотерапии, формы работы со сказками

Появление первых мифов  часто объясняется процессом  осмысления человеком явлений окружающего  мира. В рамках сказкотерапии через  сказку осмысляются разнообразные  жизненные явления, события жизни, феномены духовного поиска и многое другое.

Выделяют пять видов  сказок:

1. К художественным  сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.

Информация о работе Сказкотерапия