Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:09, реферат
Каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У нас есть любимые и ненавистные сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на неё. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому совсем не удивительно, что в рамках такой науки как психология постарались осмыслить и структурировать знания о сказках, и о их влиянии на психику человека. Так появилось направление психологической работы – сказкотерапия.
Структура коррекционно развивающего сказкотерапевтического занятия
Этап | Назначение | Содержание |
1.Ритуал «входа» в сказку | Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку» | Коллективные упражнения. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие. |
2. Повторение | Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. | Ведущий задает участникам вопрос, что они помнят, использовали ли они новый опыт. |
3. Расширение | Расширить представления ребенка о чем-либо. | Ведущий рассказывает или показывает новую сказку. Предлагает попробовать, помочь какому-либо существу из сказки. |
4. Закрепление | Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности. | Ведущий проводит игры, позволяющие приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения. |
5. Интеграция | Связать новый опыт с реальной жизнью. | Ведущий обсуждает и анализирует вместе с участниками, в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели. |
6. Резюмиро-вание | Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. | Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, подчеркивает значимость приобретенного опыта. |
7.Ритуал «выхода» из сказки | Закрепить новый опыт, подготовить к взаимодействию в привычной среде. | Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. |
Схема размышления над сказками.
Основная тема. 0 чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать. Как через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.
Линия героев сказки. Мотивы поступков. Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Способы преодоления трудностей. Как герой решает проблему?
Линия героя - важно понять, что приносят поступки. Важно осознать, какие чувства вызывают размышления о сказке.
Курочка Ряба
1. О чем эта сказка?
- о подарке судьбы (<золотое яйцо>) и о том, что делают с ним неподготовленные люди;
- о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно бить, независимо от качества скорлупы);
- о случайностях, которые обычно случаются закономерно (<мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось>);
- любви к ближнему (<не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое>);
-
о разбившейся мечте или
Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше она подходит для обсуждения со взрослыми и подростками философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы извлекаем.
2. Чему нас сказка учит?
-
конечно, содержать свой дом
в чистоте, не доводить до
появления мышей. В этом
- гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой?
- не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами); и многому другому.
3. Объясните, почему Дед и Баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему. Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны? Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи? Может быть, они плачут от того, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели, чтобы яйцо осталось целым?
Таким образом, сказкотерапия открывает широкие возможности работы не только с детьми, но и с подростками, взрослыми людьми. Как в каждом из нас, так и в каждой сказке заложен огромный потенциал, раскрыв который, перед нами смогут открыться новые возможности.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Вачков И.В. Сказкотерапия.
2.
Гнездилов А.В. Авторская
3. Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. — СПб.: Академический проект, 2000.
4.
Защиринская О.В. Сказка в
5.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
6.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
7.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
9.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов
Д.Б. Психодиагностика через
10. Короткова Л.Д. Сказка — для светлого ума закваска. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
11.
Кротов В.Г. Массаж мысли.
12.
Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические
метафоры для детей и
13. Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. — М.: Эксмо, 2002.
14.
Соколов Д.Ю. Сказки и
15. Соколов Д.Ю. Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле дзен. М.: Эксмо, 2002.
16.
Тренинг по сказкотерапии / Под
ред. Т.Д. Зинкевич-
17. Франц М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. — СПб., 1998.
18.
Черняева С.А.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Цель:
в практическом плане продемонстрировать
участникам группы возможности применения
такого психотерапевтического направления,
как сказкотерапия.
2) Диагностика межличностных отношений с помощью сказки
Анализ текста мы производим по следующей схеме:
1. Тема — то, о чем сказка. Это могут быть: дружба, любовь, испытание и т.д. По выбранной теме можно судить, что для данной диады является наиболее значимым.
2. Роли — то, с какими персонажами из сказки идентифицируются рассказчики. Какие еще персонажи введены в сказку и кому из реальной жизни они соответствуют.
3. Инициатива — начальный момент в осуществлении управления процессом взаимодействия со стороны одного из партнеров, обозначение его ведущей или направляющей роли.
4. Дистанция — межличностное расстояние, определяющееся количеством преград, стоящих на пути сближения людей. Преграды бывают внешние и внутренние. На наличие межличностной дистанции указывают различные признаки. Например, паузы в речи, ничем не обоснованный перевод разговора на другую тему, обилие физических преград и т.д.
5. Пристройка — обозначает вертикальную составляющую психологического пространства взаимодействия. Пристройка может быть сверху, снизу и на равных. Пристройка сверху' — это стремление доминировать. Может выражаться в поучениях, осуждениях, высокомерных и покровительственных интонациях, взглядах сверху вниз и т.д. Пристройка снизу может выражаться в просьбах, извинениях, оправданиях, наклонах корпуса в сторону партнера и т.д. Пристройка на равных — это отсутствие пристроек сверху и снизу. Выражается в стремлении к сотрудничеству, повествовательных интонациях, вопросах и т.д.
6. Преобладающие эмоции указывают на то, что чувствует каждый из диады по отношению друг к другу.
7. Цели, которые преследуют персонажи, информируют о том, к чему тот или иной человек стремится, чего добивается.
8. Типичные формы поведения дают информацию о том, как преимущественно ведут себя партнеры в проблемной ситуации или при достижении целей.
9. Затруднения — состояния, вызванное наличием препятствия в достижении цели.
10. Стратегии — способы достижения целей и совладания с трудностями.
Испытуемые: Татьяна (23 года) и Андреи (25 лет) — супруги (3 года).
Таня: Жили-были дед с бабой (с юмором).
Андреи: Дед стоит на асфальте в лыжах.
Таня: Подошла к нему баба и спрашивает: «Ты что тут стоишь в лыжах, с печки, что ли свалился?»
Андреи: То ли лыжи не едут, то ли я долбанутый. Ха-ха-ха!
Таня: Бабка от такого ответа упала в сердечном приступе. Дед на лыжах поехал за «скорой» для бабки. Приезжает...
Андрей: Приезжает «скорая» (перебивают друг друга).
Таня: «Скорая» к бабке не успела, а увезла деда в психушку.
Андреи: Сидит дед в психушке и говорит: «Один я, совсем один...»
Таня: Один, совсем один! (смеются вместе).
пауза 30 с
Таня: Это все, или еще дальше будем сочинять?
Андреи: Не знаю.
пауза 20 с.
Таня: Сидит дед и подходит к нему психолог или психиатр. Кто?
Андрей: Нет! Просто — дяденька врач.
Таня: Да. Просто дяденька врач. Он у врача спрашивает: «Почему лыжи не едут?»
Андрей: А тот ему говорит: «Ты совсем ненормальный».
пауза 10 с.
Андрей: Ну что там дальше? Дождался дед зимы и уехал в свою далекую...
Таня: (перебивает его) Врач-то ему ничего не ответил.
Андрей: Ответил. .. .И уехал в свою далекую тундру ждать восхода солнца. Построил он большой-большой дом и стал ездить на большой-большой машине с большими-большими лыжами. Ну, вот и сказке — конец!
Таня: Нет! И думает: «Чего это я в психушке делал?»
(говорит
Андрею) Чего ты на меня смотришь?
Андрей: Что, он — совсем дурачок был?