Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:09, реферат
Каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У нас есть любимые и ненавистные сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на неё. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому совсем не удивительно, что в рамках такой науки как психология постарались осмыслить и структурировать знания о сказках, и о их влиянии на психику человека. Так появилось направление психологической работы – сказкотерапия.
Таня: Так и не понял дед смысла: почему он был в психушке и почему бабку удар хватил?
Андрей: И пришел к деду автор и объяснил смысл.
Таня: А кто автор?
Андрей: Я.
Таня: А я кто?
Андрей: А ты помощник.
Анализ выполним сначала по схеме:
1. Тема: Семейные отношения. Адекватность нормам и ситуации. Особая тема — психические нарушения.
2. Роли: Таня идентифицирует себя с бабой, а Андрей с дедом.
3. Инициатива: Иногда за инициативу ведется борьба (перебивают друг друга), но чаще ею владеет Таня. Она и сказку начинает, и трижды ставит проблему (о том, что Андрей в чем-то ненормален). Призывает его уделить этим проблемам должное внимание, но затем уступает Андрею, которому в итоге удалось уйти от ответов и прекратить сочинение сказки. Иногда Андрей пытается взять инициативу в свои руки, например, в начале сказки пытается вести себя демонстративно, но очень быстро теряет инициативу и «пляшет под Татьянину дудку».
4. Дистанция: По ходу сказки дистанцию увеличивает Андрей: «Дождался дед зимы и уехал в свою далекую тундру». Можно вычленить немало преград.
5. Характер пристройки: Таня использует преимущественно пристройку сверху, при этом пытаясь нанести Андрею ущерб, навредить, унизить его и т.д. Иногда она меняет вид пристройки, делает вид, что соглашается с Андреем, но только для того, чтобы добиться своей цели («да, просто дяденька врач» — соглашается с Андреем, но это не меняет сути: она все ровно задает тот вопрос, который хотела). Андрей использует преимущественно пристройку снизу («я долбанутый...»).
6. Преобладающие эмоции: Таня насмехается над Андреем, в речи сквозит неприкрытая ирония. Такое отношение со стороны Тани угнетает Андрея, заставляет защищаться. По ходу сказки усиливается его подавленное настроение, растет обида, досада, возникает агрессивное отношение к Тане и желание как можно быстрее закончить сказку.
7. Цели: Андрей хочет быстрее избавиться от влияния Тани. Желает символически «вырасти» (большая машина, большой дом), но в то же время оставаться прежним (с лыжами). Таня стремится — вероятно, не первый раз — поставить проблему «ненормальности» Андрея, а может и доказать ему это. Совместных целей нет.
8. Типичное поведение: Андрей нарушает правила, ведет себя как непослушный мальчик, формально же пытается играть роль главы семьи. Таня атакует, обвиняет.
9. Затруднения: Андрей не уверен в себе и обстоятельствах, это его беспокоит. Обоих беспокоит проблема одиночества (см. первую паузу). Нет взаимопонимания, координации действий и согласия.
10.
Стратегии: Для Тани характерно выяснение
отношений. Она во что бы то ни стало хочет
во всем разобраться, решить проблемы
(трижды ставит проблему и даже вводит
психолога как ресурс). Андрей занимает
выжидательную пассивную позицию, защищается,
старается игнорировать проблему, бежит
от нее, по-детски деструктивен. Таким
образом, Таня наседает, Андрей, саботирует,
уходит, разрушает.
3) Познание себя: разрешение внутренних противоречий
«Балл неслучившихся встреч»
В великолепном, богато украшенном королевском дворце отмечали день рождения королевы Глонды. Лучшие музыканты, певцы, поэты и художники съехались на бал, чтобы прославить свою повелительницу, которая всегда покровительствовала искусству и посвятила свою жизнь служению красоте. И разве не счастье жить в стране, где все устремлено к гармонии, и даже печаль или раздоры, потери или сражения должны вписываться в эстетические формы! Каждому вменялось в обязанность всегда и при любых обстоятельствах помнить о красоте и держать свое лицо чистым и ничем не затуманенным.
И вот отзвучали последние ноты прекрасных мелодий, посвященных королеве, последние строчки стихов, картинная галерея пополнилась новыми портретами Глонды и роскошные подарки украсили целую залу дворца.
Королева простилась с гостями и ушла в свои покои. Любящий взгляд короля и восторженный шепот двора сопровождали ее до самых дверей. Глонда легла в постель, но не могла уснуть. Радостное возбуждение будоражило ее, как девочку, хотя она уже перешагнула четвертый десяток. Все в ее жизни складывалось удачно, и она могла чувствовать себя счастливой. Правда, у нее не было детей, но разве подданные ее не видели от нее каждодневной материнской заботы о себе и, по сути, не считали себя ее детьми? Нет, она не могла себя чувствовать в чем-то ущемленной судьбой. Внезапно странная фантазия заставила ее подняться. Она решила пройтись по спящему дворцу и взглянуть на покой своих приближенных, которые были для нее как родные люди.
Глонда, улыбаясь, вышла из спальни. Вот сейчас она встретит своего верного камергера. Высокий, стройный, всегда подтянутый воин, который давно отошел от бранных дел, но сохранил дух настоящего рыцаря. Королева неизменно читала на его лице ясность, готовность служить ей и оберегать от любых опасностей. Вот и на балу он сказал, что сам станет на часах у опочивальни Глонды, чтобы охранять ее сон.
В
полумраке коридора было пусто, зато
в небольшой примыкающей
Долго стояла над ним королева и вспоминала, как часто он отказывался от того, чтобы кто-то заменил его хотя бы на время. Верно, он так боялся потерять свое место. В то же время как он радовался, когда сопровождал Глонду в загородный дворец у моря! Там он чувствовал себя много лучше, словно молодость и сила возвращались к нему. Королева вернулась в покои и, написав приказ о назначении камергера главным смотрителем приморского дворца, вложила его в руки спящего.
Была еще глубокая ночь, а сон так и не шел к Глонде. Приглушенный звук трубы раздался у ворот и эхом отозвался во дворце. Верно, никто его не услышал, кроме королевы. Тишина продолжала царить в покоях. Тогда она сама спустилась к воротам. Мальчик паж с серебряным рогом в руках спрыгнул с белого коня и преклонил колено.
— Ваше Величество, в этот свой день рождения вы совершили истинно милосердный поступок, и мой господин Белый король приглашает Вас на бал неслучившихся встреч. Там вы можете встретить тех, кто близок Вашей душе, но чьи пути не пересеклись с вашими!
— Когда же будет бал? — спросила королева. — И как добраться до владений Белого короля?
— Он происходит в эту ночь, и вам достаточно сесть на этого коня, чтобы очутиться тотчас на празднике, — ответил мальчик.
И все произошло в одну минуту, как он и сказал. Глонда оказалась на чудесном балу. В хрустальном дворце, озаренном светом звезд, танцевали разряженные пары, и волшебная музыка позволяла им почти не касаться земли. В буквальном смысле слова они парили над землей, и аромат незнакомых цветов дурманил головы.
— Выберите себе возраст, в котором бы Вы хотели встретить того, кому судьба помешала с Вами встретиться, хотя его душа близка Вашей, — посоветовал паж.
— Семнадцать лет, — шепнула королева.
И вот она уже закружилась с юным кавалером, которого тотчас угадала в толпе гостей. Да, это было настоящее волшебство. Глонда не знала его имени, но он читал в ее сердце, и она чувствовала его одним существом с собой. Никогда еще она не испытывала такой любви и радости, как в этом танце, никогда она еще не была так по-настоящему счастлива. Но кончилась ночь, и они расстались. В смутных раздумьях королева вернулась домой. С грустью взглянула она в зеркало и, представив, что ее кавалер, возможно, вернулся в свой возраст с не меньшим разочарованием, подавила тяжелый вздох.
И прошел год. Снова королева не спала в день рождения. Обходя спящий дворец, Глонда столкнулась с нищими, которые вместе с бродячими собаками рылись в помойке.
— Отчего вы не приходите днем? — спросила королева. — Разве я хоть кому-то отказывала в помощи?
— Нам не разрешают даже близко появляться у дворца, так как своей бедной одеждой мы нарушаем правила этикета — соблюдать во всем красоту! — ответили нищие. И, сдерживая слезы, королева вынесла им свои драгоценности, чтобы они могли жить, не прося подаяния и не посещая помойки.
И снова появился мальчик паж и отвел ее на бал неслучившихся встреч. На этот раз Глонда решила остаться в своем возрасте. Однако кавалером ее стал опять юноша. Он был прекрасен, и королева не уставала любоваться им. Он читал ей стихи, пел песни и ей казалось, что роднее его она никого не встречала в своей жизни. И, странно, Глонду нисколько не смущала разница в возрасте. И лишь когда закончился бал, она получила этому объяснение.
— Это был ваш сын! — сказал паж. — Вернее, его душе предназначалось прийти в мир через вас!
И этот праздник оставил глубокий след в ее сердце, и королева не знала, чего больше — радости или печали — получила она на балу.
И снова наступил очередной день рождения королевы. Опять отправилась она по спящему дворцу. Среди ночной тишины услышала она почти беззвучные рыдания. В комнате своей любимой фрейлины, резвой хохотушки и насмешницы, она обнаружила ее, залитую слезами. Возле спящей лежал в колыбели младенец, и даже полумрак не мог скрыть, что он, как две капли воды, был похож на короля. Ребенок горел в лихорадке, и у него не было даже сил, чтобы громко плакать. Мать скрывала его ото всех и в первую очередь от своей королевы, и теперь, видимо, выбилась из сил. Тяжелый сон одолел ее на несколько мгновений.
Острая боль обиды, ревности, негодования пронзила королеву. Не она ли пожертвовала для короля своей молодостью, красотой, наконец, даже судьбой! Ведь она могла дождаться своего истинного возлюбленного, который был на балу неслучившихся встреч! У нее мог быть свой сын! Слезы душили ее, но что-то заставило ее пойти в королевский тайник. Там было фамильное лекарство, принимаемое в самых крайних случаях и только членами семьи. Теперь лекарства оставалась всего одна ложка. Чувствуя, как сердце ее буквально разрывается, бедная королева могла принять это снадобье сама, но она поступила иначе. Она отнесла лекарство ребенку, а сама вновь оказалась на балу неслучившихся встреч. Опять, как и в первый раз, она приняла возраст своей юности. Она так желала увидеть еще раз того, кто был предназначен ей и с кем танцевала она на первом балу. Но вместо него к ней подошел другой молодой человек. Он казался таким знакомым ей, но она не могла разглядеть его лица. Он словно прятался от нее, и она то тянулась к нему, то отталкивала. Боль и радость, надежда и отчаяние рождались поочередно в ее душе, и опыт страдания делал ее мудрее и совершенней. И когда кончился бал, королева проследила за своим кавалером. Он сел на коня, и его истинный возраст и лицо вернулись к нему. Это был ее собственный супруг.
Недоумевая, Глонда обратилась к пажу за объяснениями.
— Почему на балу неслучившихся встреч оказался король? Разве их встреча могла относиться к неслучившимся?
— Увы, — ответил мальчик. — Истинная встреча всегда происходит в истинной любви, иначе никто не может разглядеть другого.
— А как же те люди, что должны были, но не встретились со мной в этой жизни? — снова спросила королева. — Судьба ведь предназначала им быть моими?
—
Нет, — сказал паж. — В мире нет
своих или чужих людей. Мы все
едины в свете любви. И только
она открывает нам глаза
Вопросы для обсуждения и размышления:
4) Сочинение собственной сказки
Вам предлагается 10 слов: уж, лампа, сердце, космос, цветок, стул, гардемарин, снегопад, песня, шутка.
Позвольте себе удобно и расслаблено расположиться в кресле или на стуле. Попробуйте выбрать из придуманных Вами 10 слов то, которое Вам наиболее интересно, вызывает множественные ассоциации, берет "за живое". Это слово может стать либо темой, либо героем Вашей сказки.
Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, в которой присутствовал бы образ выбранного Вами слова.
Под психологической интерпретацией сочиненных сказок понимается БЕЗОЦЕНОЧНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, подобная тому фантазированию, которое используется в гештальт-терапии. То, о чем мы читаем, — это внутренний расклад человека на данный момент. Так есть. Читая чью-то сказку, мы входим в Потайную Дверь его сказочного внутреннего мира. Поэтому на первом этапе интерпретации важен наш собственный ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС, душевный отклик на то, что мы услышали или прочли. Так между нами и сказкой образуется невидимый Волшебный Мост.