Социализация личности: ее сущность и условия. Взаимосвязь социализации, образования, обучения и воспитания в целостном процессе жизнедея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:58, контрольная работа

Описание

Целью работы является раскрытие сущности процесса социализации личности.
Задачи работы:
дать определение понятию «социализация личности»;
описать условия процесса социализации личности;
раскрыть взаимосвязь социализации, образования, обучения и воспитания в процессе жизнедеятельности человека.

Содержание

Введение
1.1. Сущность понятия «социализация личности»
1.2. Условия социализации личности
1.3. Взаимосвязь социализации, образования, обучения и воспитания в целостном процессе жизнедеятельности человека
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Социализация личности.docx

— 32.18 Кб (Скачать документ)

Учреждение образования

«Брестский государственный  университет имени А. С. Пушкина»

 

 

кафедра педагогики

 

 

 

 

Тема «Социализация личности: ее сущность и условия. Взаимосвязь  социализации, образования, обучения и  воспитания в целостном процессе жизнедеятельности человека»

 

 

Выполнила

Студентка 2 курса ОЗО

Географического факультета

Специальность «Туризм и  гостеприимство»

Каско Виктория Владимировна

 

Проверила

Кандидат педагогических наук

Доцент Иванова Ольга  Александровна

_____________________

 

 

 

 

Брест,2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.............................................................................................................. 3

    1. Сущность понятия «социализация личности»........................................ 4
    2. Условия социализации личности............................................................. 7
    3. Взаимосвязь социализации, образования, обучения и воспитания в целостном процессе жизнедеятельности человека.................................. 9

Заключение............................................................................................................ 12

Список использованной литературы.................................................................. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общество — сложный  организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность  жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в  обществе каждую секунду рождаются  новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы  они стали самостоятельными членами  общества, активными участниками  его жизни, способными обучать новое  поколение.

Процесс усвоения индивидом  социальных норм, культурных ценностей  и образцов поведения общества, к  которому он принадлежит, называется социализацией.

Целью работы является раскрытие  сущности процесса социализации личности.

Задачи работы:

  1. дать определение понятию «социализация личности»;
  2. описать условия процесса социализации личности;
  3. раскрыть взаимосвязь социализации, образования, обучения и воспитания в процессе жизнедеятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность понятия «социализация личности»

 

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения  с обществом.

Социализация выполняет  в общество три основных задачи:

1)       интегрирует  индивида в общество, а также  в различные типы

 социальных общностей  через усвоение им элементов  культуры, норм и

 ценностей;

2)   способствует взаимодействию  людей вследствие принятия ими

 социальных ролей;

3)   сохраняет общество, производит и передает культуру  поколений

 через убеждения и  показ соответствующих образцов  поведения.

Социализация -  это непрерывный  процесс,  длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется"  на решении определенных задач,  без проработки которых последующий  этап может не наступить,  может  быть искажен или  заторможен.  В  отечественной науке при  определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения  к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

  • дотрудовая, включающая  весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода:  ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
  • трудовая стадия охватывает период зрелости человека.  Однако демографические границы этой стадии определить  трудно,  так  как она включает весь период трудовой деятельности человека;
  • послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут  быть соотнесены с периодами  социального  развития личности, которые не обязательно  совпадают с периодами психического развития человека.  А. В. Петровский объясняет это  тем,  что  процесс  развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных,  эмоциональных и  волевых компонентов,  характеризующих  индивидуальность человека.  Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности  на дотрудовой стадии социализации:  детство - адаптация индивида,  выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество - индивидуализация,  выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации,  в потребности "быть  личностью"; юность  - интеграция,  выражающаяся в приобретении черт и свойств личности,  отвечающих необходимости и потребности группового  и собственного развития.

 В процессе социализации  личность примеривает на себя  и  выполняет различные роли, которые называются социальными.  Через роли личность имеет  возможность проявить себя. По  динамике выполняемых  ролей  можно получить представление  о тех вхождениях в социальный  мир, которые были пройдены  личностью. О достаточно хорошем  уровне  социализации свидетельствует  способность человека входить  в различные социальные группы  органично,  без демонстративности и без самоуничижения.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую  форму присвоения  человеком тех  гражданских отношений, которые  существуют во всех сферах общественной жизни.

В современных условиях процесс  социализации предъявляет новые  требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление  социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно  участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность  процесса социализации личности требует  постоянного совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой  частью решения  всех общественных проблем. Жизнь убедительно  свидетельствует, что это настолько  взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно  усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные  перемены, а также изменения в  сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении  людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало  становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть  превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?

И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного  сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается  решающим фактором, который во многом определяет облик человека.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты  и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

Вместе с тем, в какой  бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек  не пассивно воспроизводит то, что  диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

 

    1. Условия социализации личности

 

Социализацияосуществляется  в различных ситуациях, возникающих  в результате взаимодействия множества  обстоятельств. Именно совокупное влияние  этих обстоятельств на человека требует  от него определенного поведения  и активности. Такие обстоятельства,  при которых создаются условия для протекания процессов социализации, называются факторами или условиями социализации. Как много обстоятельств,  вариантов их сочетания,  так много и факторов (условий) социализации. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

  • макрофакторы (космос,  планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
  • мезофакторы (мезо - "средний,  промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации);  по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности  к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
  • микрофакторы - к ним относятся те,  которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников,  микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи,  оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц,  в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.  На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности  или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети,  а в пожилом - и члены их семей.

Социализация осуществляется   с   помощью   широкого  набора средств,  специфичных  для  определенного  общества,  социального слоя,  возраста человека.  К ним можно  отнести, например, способы вскармливания  младенца и ухода за ним; методы поощрения  и наказания в семье,  в группах  сверстников, в учебных и профессиональных группах;  разнообразные виды и  типы отношений в  основных  сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать  социализирующее влияние на личность.  Однако социальные группы неравнозначны  по своей возможности оказать  воздействие на личность в различные  этапы ее онтогенетического развития. Так,  в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается  наиболее действенным влияние групп  сверстников,  в  зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят  сословие,  трудовой или профессиональный коллектив,  отдельные  личности.  Есть факторы социализации,  ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.

В последние  годы все  большее значение ученые придают  макрофакторам социализации,  в том числе и природно-географическим условиям,  поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание  макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homosapiens.

Факторы социализации - это  развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием  к развивающей среде является создание  атмосферы, в которой  будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность  личностного роста.

 

    1. Взаимосвязь социализации, образования, обучения и воспитания в целостном процессе жизнедеятельности человека

 

Социализация личности - развитие во взаимодействии и под  влиянием окружающей среды, в самом  общем виде можно определить как  процесс и результат усвоения и воспроизводства культурных ценностей  и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором личность живет. Социализация происходит как в процессе стихийного взаимодействия человека с окружающей его средой и стихийного влияния  на него различных, порой разнонаправленных  обстоятельств жизни общества, так  и в относительно направляемом государством процессе влияния на те или иные категории людей, а также в  процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания, обучения, образования.

Информация о работе Социализация личности: ее сущность и условия. Взаимосвязь социализации, образования, обучения и воспитания в целостном процессе жизнедея