Социализация личности: ее сущность и условия. Взаимосвязь социализации, образования, обучения и воспитания в целостном процессе жизнедея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:58, контрольная работа

Описание

Целью работы является раскрытие сущности процесса социализации личности.
Задачи работы:
дать определение понятию «социализация личности»;
описать условия процесса социализации личности;
раскрыть взаимосвязь социализации, образования, обучения и воспитания в процессе жизнедеятельности человека.

Содержание

Введение
1.1. Сущность понятия «социализация личности»
1.2. Условия социализации личности
1.3. Взаимосвязь социализации, образования, обучения и воспитания в целостном процессе жизнедеятельности человека
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Социализация личности.docx

— 32.18 Кб (Скачать документ)

В этом почти классическом определении содержится все необходимое  как для уяснения сути социализации и его значения в жизни человека, так и для определения роли и места категории социализации в педагогике, его ведущей, доминирующей позиции по отношению к категории  педагогическая деятельность и к базовым педагогическим понятиям – воспитание, обучение и образование.

Воспитание является составной  частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических  норм и правил достойного поведения  старшим поколением младшему. Оно  включает систему педагогических практик. Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов, техник) —  способов социальной тренировки, позволяющих  человеку накрепко усвоить правила  поведения. Сущность воспитания — нравственное совершенствование человека, приращение в культурном и социальном плане. Результаты воспитания проявляются  в степени усвоения ранее заданных черт, норм поведения. Внешние нормы  поведения, соблюдение которых пытаются добиться от ребенка родители, должны стать внутренними принципами его  мировоззрения. О результатах воспитания можно судить по наличию таких  признаков, как зрелость личности, уровень  интеллигентности, наличие самоконтроля.

Воспитание — это не только целенаправленное прививание наперед  заданных свойств, но и стихийное  усвоение культурных норм.

Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит неосознанно. В семье оно идет через подражание родителям.

К субъектам воспитания относятся  лица, оказывающие целенаправленное или стихийное влияние на формирование ребенка: родители; родственники; друзья; знакомые; значимые другие — реальные (настоящие) герои; воображаемые (литературные) герои; учителя; другие лица.

Проблема соотношения  обучения и социализации является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования,  выбор форм и методов обучения.

Под обучением следует понимать не процесс "передачи " готовых знаний от учителя к ученику,  а широкое  взаимодействие между обучающим и обучающимся,  способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством  организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта.

В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение  обучения и социализации. Первая и наиболее распространенная заключается в том,  что обучение и социализация рассматриваются как два независимых друг от  друга  процесса. Но  обучение  как бы надстраивается над созреванием мозга.  Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей,  которые возникают в процессе социализации. А поскольку это так,  то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение  и  социализацию,  отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья группа  теорий  объединяет  первые две точки  зрения и дополняет их новым положением:  обучение  может  идти  не  только вслед  за  социализацией,  не только нога в ногу с ним,  но и впереди, продвигая ее дальше и вызывая в ней новообразование.

Современная отечественная  педагогика стоит на  точке  зрения диалектической взаимосвязи обучения и социализации личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

Таким образом, социализация выступает базовым процессом  включения человека в данное общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, образование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический  организм и его основной заботой  в этот момент является собственный  физический комфорт. Через некоторое  время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок  и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами  поведения и ответственностью, а  также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает  этого состояния с помощью  процесса, который называется социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи. - М., 1996. - 304 с.
  2. Мудрик А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. - М., 1991.
  3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н.. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /- М.,1997.
  4. Социология: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  5. Социология. Основы общей теории: учеб.для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичёв. – М.: Норма, 2005

 


Информация о работе Социализация личности: ее сущность и условия. Взаимосвязь социализации, образования, обучения и воспитания в целостном процессе жизнедея