Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:28, реферат
Общество - это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность - переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах - называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.
Введение ………………………………………………………………… 3
Понятие социализации………………………………………………4
Стадии развития личности в процессе социализации…………….. 6
Механизмы социализации…………………………………………..13
Институты социализации……………………………………………16
Проблемы формирования личности в процессе социализации..…21
Заключение……………………………………………………….…..…. 23
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт маркетинга .
Кафедра рекламы и связей с общественностью.
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине «Психология»
на тему:
«Социализация личности»
Выполнил:
студентка Кристаллова И.А.…….………...
группы 2-1 курса
д/о
Проверил:
д.п.н. , профессор Крысько Владимир Гаврилович
………………..
Дата сдачи «...»………2012________
Москва 2012
Содержание:
Введение ………………………………………………………………… 3
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы …………………………..………24
Общество - это система реальных
отношений, в которые вступают люди
в своей повседневной деятельности.
Как правило, они не взаимодействуют
друг с другом случайным или произвольным
образом. Их отношения характеризуются
социальной упорядоченностью. Социологи
эту упорядоченность - переплетение
взаимоотношений людей в
Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна, т.к. предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества. В процессе своей жизни человек становится субъектом общественный отношений.
Общественные отношения (
Социализация - это процесс усвоения
и активного воспроизводства
индивидом социального опыта, осуществляемый
в общении и деятельности. Социализация
может происходить как в
С понятием социальная структура тесно связаны социальный статус, социальная роль, социальные группы, институты и общества.
Термин "социализация", не смотря
на его широкую
Сомнение вызывает возможность
точного разведения понятия социализации
с другими, широко используемыми
в отечественной
Вместе с тем, если понимать процесс
развития личности в ее активном взаимодействии
с социальной средой, то каждый из элементов
этого взаимодействия имеет право
на рассмотрение без опасения, что
преимущественное внимание к одной
из сторон взаимодействия обязательно
должно обернуться ее абсолютизацией,
недооценкой другого
Можно определить сущность социализации: социализация -- это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.
Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.
Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.
Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.
1. Первичная социализация -
стадия адаптации к социальному окружению (от рождения
до подросткового возраста).
Особенностью этого этапа является то,
что дети некритически усваивают социальный
опыт через подражание и приспособление
к окружающей социальной действительности.
Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют
дети.
2. Стадия индивидуализации
- стремление к выделению. Проявляется
критическое отношение, иногда вплоть
до нигилистического, к общественным нормам,
стремление выделить себя среди других,
показать неповторимость, своеобразие
своего «Я».
На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружающей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.
Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.
3. Стадия интеграции -
стремление найти свое место в обществе.
Успешность интеграции определяется соответствием
основных свойств (качеств) личности общественным
ожиданиям (т.е. его требованиям). Если
они совпадают, то интеграция протекает
относительно успешно, если нет, возможны
следующие исходы:
- усиление агрессивности личности по
отношению к социальному окружению в целях
сохранения своей неповторимости, своего
«Я»;
- отказ от своей индивидуальности и неповторимости,
стремление стать таким как все»;
- конформизм, внешнее согласие с требованиями
социального окружения, но внутреннее
желание сохранять свою индивидуальность.
Фактически происходит раздвоение личности
на внутреннее и внешнее «Я», ведущее к
обострению внутриличностных противоречий.
4. Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.
Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили, развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.
5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.
Существует и другой подход. В
соответствии с ним выделяются восемь
периодов, связанных с определенными
видами деятельности, которые определяют
главные изменения в
В каждой социокультуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.
На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.
Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.
Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного» чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.
На первой стадии социализации (младенчества)
главную роль занимает мать. От качества
ее отношения к ребенку (кормление,
ласки, ухаживания) зависит динамика
формирования доверия к социальному
окружению. Неуверенность матери, ее
невротичность, частое оставление ребенка
одного, формирует у него недоверие
к окружающему миру. Дефицит эмоционального общения
На второй стадии социализации (ранний
детский возраст 1-2 года) главный
смысл заключается в
Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.
На третьей стадии социализации
(дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется
стремление к выделению своего «Я»,
формируется чувство
Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные творческие игры, постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.
На четвертой стадии (школьный возраст
6-11 лет) возможности социализации в
семье практически исчерпаны. Значительную
роль в социализации играет школа. Происходит
процесс формирования системы базовых
теоретических навыков. Если ребенок
с помощью родителей и