Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:28, реферат

Описание

Общество - это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность - переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах - называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
Понятие социализации………………………………………………4
Стадии развития личности в процессе социализации…………….. 6
Механизмы социализации…………………………………………..13
Институты социализации……………………………………………16
Проблемы формирования личности в процессе социализации..…21
Заключение……………………………………………………….…..…. 23
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

sotsializatsia (1).docx

— 61.00 Кб (Скачать документ)

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Институт  маркетинга .

Кафедра рекламы  и связей с общественностью.

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

по дисциплине «Психология»

на тему:

«Социализация личности»

 

 

 

Выполнил:

студентка Кристаллова  И.А.…….………...

группы 2-1 курса 

д/о

Проверил:

д.п.н. , профессор Крысько Владимир Гаврилович

………………..

Дата  сдачи  «...»………2012________

 

 

Москва 2012

 

 

Содержание:

Введение  ………………………………………………………………… 3

  1. Понятие  социализации………………………………………………4
  2. Стадии развития личности в процессе социализации…………….. 6
  3. Механизмы социализации…………………………………………..13
  4. Институты социализации……………………………………………16
  5. Проблемы формирования личности в процессе социализации..…21

Заключение……………………………………………………….…..…. 23

Список использованной литературы …………………………..………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Общество - это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют  друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются  социальной упорядоченностью. Социологи  эту упорядоченность - переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся  и устойчивых формах - называют социальной структурой. Она находит своё выражение  в системе социальных позиций  и распределении в ней людей.

Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организована и  стабильна, т.к. предполагает наличие  постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества. В процессе своей жизни человек становится субъектом общественный отношений.

Общественные отношения (социальные отношения) — это различные формы социальных взаимозависимостей, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.

Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства  индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных разнонаправленных обстоятельств  жизни, так и в условиях образования  и воспитания - целенаправленного, педагогически  организованного, планомерного процесса и результата развития человека.

С понятием социальная структура тесно  связаны социальный статус, социальная роль, социальные группы, институты  и общества.

 

  1. Понятие социализации.

Термин "социализация", не смотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди  различных представителей психологической  науки. В системе отечественной  психологии употребляются еще два  термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается  довольно критическое отношение, связанное  уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Процесс  социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря  которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих  ему функционировать в качестве члена общества.

Сомнение вызывает возможность  точного разведения понятия социализации с другими, широко используемыми  в отечественной психологической  и педагогической литературе понятиями ("развитие личности" и "воспитание"). Это возражение весьма существенно  и заслуживает того, чтобы быть обсужденным специально. Идея развития личности -- одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия "развитие личности" и "социализация" в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется, значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания -- социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность.

Вместе с тем, если понимать процесс  развития личности в ее активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов  этого взаимодействия имеет право  на рассмотрение без опасения, что  преимущественное внимание к одной  из сторон взаимодействия обязательно  должно обернуться ее абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Подлинно научное рассмотрение вопроса  о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.

Можно определить сущность социализации: социализация -- это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

 

 

 

  1. Стадии развития личности в процессе социализации.

 

Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

Таким образом, формирование индивидуума  как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических  условиях.

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

 

1. Первичная социализация - стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети. 
    2. Стадия индивидуализации - стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную  социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружающей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

3. Стадия интеграции - стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы: 
- усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»; 
- отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»; 
- конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее «Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже  его и воспроизводили, развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Существует и другой подход. В  соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными  видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических  особенностях развития личности на конкретных этапах социализации.

В каждой социокультуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.

Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного» чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному  окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка  одного, формирует у него недоверие  к окружающему миру. Дефицит эмоционального общения с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот - спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.

На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный  смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется  чувство стыда.

Успешность этой стадии зависит  от благоприятного, положительного отношения  родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых  качеств.

На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется  стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает, выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.

Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в  активные творческие игры, постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.

На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в  семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых  теоретических навыков. Если ребенок  с помощью родителей и педагогов  успешно ею овладевает, у него формируется  уверенность в своих силах, доверие  уже к более широкому социальному  окружению. Если он сталкивается со значительными  трудностями и не получает соответствующей  помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.

Информация о работе Социализация личности