Социализация: понятие, условия, механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:31, контрольная работа

Описание

Цель работы: познакомиться с понятием «социализация», уточнить его сущность, изучить особенности этого процесса. Исходя из поставленных целей, я определила для себя следующие задачи:
изучить литературу по данному вопросу;
сформировать понятие о социализации, раскрыть его сущность;
познакомиться с этапами социализации и условиями, влияющими на нее;
познакомиться с агентами и средствами социализации;
изучить механизмы социализации.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
Понятие «социализация»........................................................................5
Сущность социализации.........................................................................7
Этапы социализации...............................................................................8
Условия (факторы) социализации..........................................................9
Агенты социализации.............................................................................12
Механизмы социализации......................................................................14
Заключение.........................................................................................................17
Используемая литература.................................................................................18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по ПСИХОЛОГИИ.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

Педагогический институт Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского 

 

Контрольная работа № 1

по курсу: Психология (социальная и педагогическая)

на тему: Социализация: понятие, условия, механизмы.

 

Работу выполнила 

Пономарева Елена Витальевна

студентка 1 курса заочного отделения

Коррекционной педагогики и  спец психологии факультета СГУ

Логопедия (ускор.)

группа № 124 город Камышин

 

 

дата сдачи работы в учебную часть:  28 марта 2011г.

 

Работу проверила 

Молодиченко Тамара Алексеевна

 

оценка ______________ подпись_______________

дата проверки__________________

 

 

 

Содержание

 

Введение.............................................................................................................3

  1. Понятие «социализация»........................................................................5
  2. Сущность социализации.........................................................................7
  3. Этапы социализации...............................................................................8
  4. Условия (факторы) социализации..........................................................9
  5. Агенты социализации.............................................................................12
  6. Механизмы социализации......................................................................14

Заключение.........................................................................................................17

Используемая литература.................................................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Ни при каких обстоятельствах  в человеке

                                                                         не может проснуться кто-то  другой,

                                                                               о ком он прежде ничего не подозревал.

                                                                          Жить - значит медленно рождаться. 

                                                                Это было бы чересчур легко –

                                                         брать уже готовые души» 
                                                                                                            Антуан де Сент-Экзюпери

Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовыми нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорожденный обучается и приспособляется к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян – несколько лет. Чем выше стоит животное на лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации. Самым затянутым является период подготовки к взрослой жизни у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров – в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переучивается всю свою жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Таковы требования современного общества.

Этот процесс получил  название социализации. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация рассказывает на индивидуальном уровне то, что происходило на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции, и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо полностью проходить весь этот бесконечно долгий путь развития.  

Понятие "социализация" используется в социологии, психологии, педагогике. Оно стало так широко распространяться, что его можно встретить не только в социологических исследованиях, но и в психологических и педагогических работах, в исследованиях по криминалистике, этнографии, социальной работе. Поэтому исследования в области социализации по-прежнему актуальны.

Тема моей контрольной работы: «Социализация: понятие, условия, механизмы». Объектом исследования является личность как социальное существо. Предмет исследования: социализация личности. Цель работы: познакомиться с понятием «социализация», уточнить его сущность, изучить особенности этого процесса. Исходя из поставленных целей, я определила для себя следующие задачи:

  • изучить литературу по данному вопросу;
  • сформировать понятие о социализации, раскрыть его сущность;
  • познакомиться с этапами социализации и условиями, влияющими на нее;
  • познакомиться с агентами и средствами социализации;
  • изучить механизмы социализации.

 

 

 

 

  1. Понятие «социализация»

Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его  миром получил название «социализация».

В гуманитарные науки  термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

Почти до 60-х гг. XX в., говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость. [10 с.5]

И .С. Кон  определяет  социализацию как усвоение индивидом  социального  опыта, в ходе которого создается конкретная личность [6 с.22].

Б.Д. Парыгин дает следующее  определение социализации: Процесс социализации -  вхождение   в   социальную   среду , приспособление  к   ней ,  освоение   определенных   ролей   и   функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования  и  развития. [11 с. 124]

По Ж. Пиаже, социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы  ребенок, достигнув определенного  уровня развития, становился способным  к сотрудничеству с другими людьми. [5 с.301]

Г.М. Андреева дает более  полное определение: социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. [1 с.334]

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе  тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение весьма условно).

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс.

Сторонники второго  подхода исходят из того, что человек  активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. [10 с.6]

2. Сущность социализации.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат  встречной активности субъекта и  социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление - процесс  автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен  внутренний, до конца не разрешимый. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Изложенное понимание  сущности социализации справедливо  в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик. [9 с.21]

3. Этапы социализации.

Вопрос этапов и стадий социализации решается в социально-психологической литературе неоднозначно. По признаку «отношение к трудовой деятельности» Г. Андреева выделяет три стадии социализации - дотрудовая, трудовая и послетрудовая (социологический подход). Дотрудовая стадия охватывает детский, подростковый и юношеский возраст и имеет два самостоятельных этапа: ранней социализации (имитации и копирования детьми поведения взрослых; игровой деятельности, когда дети осознают поведение как исполнение роли; групповых игр, на которых дети учатся понимать, чего от них ждет целая группа людей) и обучение. Трудовая стадия связана со зрелостью личности, реализацией и углублением ею социального опыта. Специфика послетрудовой стадии социализации заключается в реализации потенциала людей пенсионного возраста. В приведенной периодизации наиболее дискуссионным вопросом является как раз третья стадия социализации. Ряд ученых считает, что само понятие социализации личности несовместимо с тем периодом жизни индивида, когда все его социальные функции сворачиваются. Другие, напротив, убеждены в том, что пенсионный период жизни человека является тем возрастом, который продолжает вносить определенный вклад в воспроизведение социального опыта. [8]

Одна из возможных социологических точек зрения на  этапы сформулирована П. Бергером и Т. Лукманом. Ученые выделяют два  этапа социализации  - первичный и вторичный. Первичной  социализации  человек подвергается в детстве. Этот процесс имеет выраженную эмоциональную окраску. В его ходе не возникает проблем с идентификацией, т.к. нет выбора значимых других. Ребенок интернализует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый, как мир tout court.

[3 с. 219].

Первичная социализация  заканчивается, когда у ребенка формируется понятие обобщенного другого. Вторичная представляет собой вхождение человека в новые сектора общества, в котором живет. Он может сам выбирать объект для идентификации, она более рациональна. По мнению социологов, социализация  никогда не бывает полной и никогда не завершается. Они понимают социальную реальность как реальность, социально сконструированную самим человеком. [12 с.6]

Информация о работе Социализация: понятие, условия, механизмы