Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:56, дипломная работа
Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в ХХ в.. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Для устранения
выявленных нарушений госинспекторами
труда было выдано более 136 тыс. предписаний,
большинство из которых уже исполнено.
По результатам проверок более 25 тыс. руководителей
и других ответственных работников предприятий
и организаций привлечены к административной
ответственности.
По всем выявленным
нарушениям работодателям выданы предписания,
органы исполнительной власти проинформированы,
отдельные руководители привлечены к
административной ответственности (штрафу).
За 10 мес. 1997 г. за
нарушение трудового
Распространенный
характер получили правонарушения, связанные
с незаконным увольнением женщин
в период нахождения их в отпусках
по беременности и родам, уходу за
детьми. Чаще всего такие правонарушения
допускались при реорганизации предприятий
или смене их собственника в Алтайском
крае, Оренбургской, Архангельской, Волгоградской
и Нижегородской областях. Как правило,
по требованию госинспектора труда незаконно
уволенные работницы восстанавливались
на работе, а руководители, допустившие
нарушение законодательства, привлекались
к административной ответственности.
Несмотря на
закрепление в законодательстве
норм, направленных на ограничение
применения труда женщин в неблагоприятных
условиях труда, проблема работы женщин
в опасных и вредных условиях труда остается
достаточно актуальной.
Единовременный
перевод женщин с этих видов работ,
запрещение использования их труда
имеют двоякое значение. С одной
стороны - сохранение здоровья женщин,
В связи с этим улучшение условий
их труда является обязательным предметом
специальной государственной программы,
предусматривающей в числе прочего разработку
мер, стимулирующих предприятия к улучшению
условий труда работников, в том числе
и женщин, а также программ по созданию
средств малой механизации для облегчения
труда работников промышленных, сельскохозяйственных
предприятий и сферы обслуживания.
С другой стороны
- необходимость максимально
Минтруд России
совместно с научными организациями
и по согласованию с федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
разработал и подготовил к утверждений
проекты перечней работ, на которых запрещено
применение труда женщин детородного
возраста (15-49 пет). Однако при их утверждении
возникли серьезные препятствия. Ужесточение
требований возрастного ценза при регулировании
запрещения на определенные виды работ
для женщин, безусловно, повлекло бы за
собой рост безработицы среди женщин.
Проведенные в отдельных регионах исследования
показали, что, например, в г. Старый Оскол
женская безработица с введением этой
меры возрастет в 1,8 раза, г. Шебекино -
в 3,2, г. Губкине - в 4,5 раза.
Принятию решения,
предусматривающего снятие категорического
запрета применения труда женщин детородного
возраста на тяжелых работах и работах
с вредными или опасными условиями труда,
и законодательному его оформлению должна
предшествовать серьезная подготовительная
работа по уточнению характера воздействия
на женский организм тяжелых, вредных
и опасных условий труда с учетом специфики
различных производств и последующего
внесения соответствующих изменений в
перечни тяжелых работ и работ с вредными
или опасными условиями труда, на которых
запрещается применение труда женщин
детородного возраста и лиц до 21 года,
а также организация опережающего профессионального
обучения высвобождаемых женщин.
По всей видимости,
целесообразно не введение единовременного
запрета на применение труда женщин
детородного возраста в указанных
видах работ, а разработка механизмов
поэтапного вывода женщин с тяжелых работ
и работ с вредными или опасными условиями
труда. В частности, на первом этапе осуществления
этой работы можно было бы запретить прием
на работу женщин в возрасте до 35 лет, а
также начать освобождение с этих работ
женщин, проработавших не более 2 лет, с
гарантией последующего их трудоустройства.
Очередная насущная
проблема - сочетание профессионального
труда с материнством, Наиболее уязвимыми
являются женщины, которые фактически
используют отпуск по уходу за ребенком
до 3 лет. При выходе на работу они подвержены
риску быть сокращенными в первую очередь,
т.к. объективно за время отпуска теряют
профессиональные навыки, их знания устаревают.
Косвенно этот вывод подтверждается тем,
что доля безработных женщин, воспитывающих
несовершеннолетних детей, почти в два
раза выше, чем среди безработных мужчин.
Из 89 регионов России в 55 безработные женщины,
имеющие детей до 16 лет и детей - инвалидов
с детства, составляют более 50%.
В более чем 700 тыс.
семей при наличии в них несовершеннолетних
детей один из родителей является безработным,
а в 61 тыс. семей безработные родители
~ единственные кормильцы. У 70 тыс. безработных
- по трое и более детей. Очевидно, в данной
области также существует широкий простор
для законодательных инициатив.
В связи с
этим крайне актуальны изменения, внесенные
в Закон о занятости населения.
Федеральным законом Российской
Федерации "О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской
Федерации "О занятости населения
в Российской Федерации" от 20 апреля
1996г. внесены изменения в систему социальных
выплат на лиц, находящихся на содержании
безработных граждан, Установлены доплаты
к пособию по безработице на каждого иждивенца
в виде четко фиксированной суммы; 50% размера
минимальной заработной платы на каждого
иждивенца, но суммарно не более 150% минимальной
заработной платы. В случае если оба родителя
являются безработными, увеличение размера
пособия на лиц, находящихся на их содержании,
производится каждому из родителей. По
ранее действующему законодательству
размер пособия по безработице увеличивался
на 10% на каждого нетрудоспособного иждивенца.
А при наличии в семье нескольких безработных
доплата на иждивенцев производилась
лишь одному из них. Внесенные в Закон
изменения позволяют обеспечить равные
права и возможности лицам, находящимся
на содержании безработных, за счет установления
фиксированных доплат, а также повысить
доходы безработных, имеющих иждивенцев,
и в первую очередь получающих минимальные
пособий, примерно на 65-70%.
В 1996 г. из Государственного
фонда занятости населения на
эти цели было выделено 40,0 млрд. руб.,
за 9 мес, 1997 г. - 27,0 млрд. руб. Кроме того,
органами службы занятости для детей
безработных женщин организован
отдых и лечение в летних оздоровительных
учреждениях (выделено соответственно
31,9 млрд. руб. и - 16,0 млрд. руб.)
В 1997 г. в рамках
федеральной и региональных программ
содействия занятости населения
реализовывались мероприятия, направленные
на поддержку граждан с особыми
потребностями, прежде всего одиноких
и многодетных родителей, воспитывающих
несовершеннолетних детей. Кроме того,
в программах содействия занятости населения
были разработаны специальные меры по
содействию занятости женщин, включающие
проведение ярмарок вакансий, реализацию
программ социальной адаптации безработных
- "Клуб ищущих работу", "Новый старт"
и др., переобучение, повышение квалификации
безработных женщин, имеющих малолетних
детей, квотирование рабочих мест для
данной категории безработных, содействие
развитию предпринимательства.
1.1.