Социальная среда и Личность: особенности их взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:48, контрольная работа

Описание

Психика человека включает в себя многие субъективные явления. С помощью одних он регулирует такой процесс, как общение с людьми, они управляют его действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознания. Важным аспектом является человеческое общение и поведение их зависимость от психических явлений и, в

Содержание

I. Введение……………………………………………………… 3
II. Личность в группе…………………………………………… 4
1) Положительное влияние группы на личность………….. 5
2) Отрицательное влияние группы на личность…………… 8
III. Восприятие и понимание людьми друг друга……………… 16
IV. Самочувствие личности в группе…………………………… 25
V. Заключение…………………………………………………… 32
VI. Список используемой литературы………………………….. 33

Работа состоит из  1 файл

Психология (ИННА).doc

— 666.00 Кб (Скачать документ)

              Анализируя динамику взаимоотношений в различных микрогруппах – диадах и триадах, мы отмечали, что малые группы разного уровня развития по-разному влияют на отношения людей, как бы разворачивая их по отношению к делу и друг к другу то положительной, то отрицательной стороной или оставляя безразличными. Это значит, что сложившийся в группе психологический климат может актуализировать то лучшие, то худшие качества личности человека.

              Рассмотрим, какое влияние группа может оказать на эмоциональное самочувствие ее членов, в частности, на снятие межличностной предубежденности и тревожности.

              Практически всегда мы воспринимаем и оцениваем людей под влиянием определенной установки. Эта установка может быть постоянной и изменчивой, зависящей от обстоятельств и особенностей воспринимаемых людей. Будучи стабильной и мало связанной с личностями оцениваемых людей, такая установка может принимать форму предубеждения и порождать необъективное отношение к человеку. Тот, в свою очередь, справедливо считая, что к нему относятся предвзято, отвечает тем же. Так складываются трудные, конфликтные отношения, из которых сложно бывает найти выход, поскольку вовлеченные в него стороны не усматривают в самих себе первоисточник конфликтной ситуации.

              Причиной конфликта людей, чаще всего встречающейся на практике, является непорядочное, несправедливое, недоброе, нечестное отношение одного человека к другому. Способ снятия предубежденности заключается, в свою очередь, в том, чтобы, преодолев межличностное недоверие, вызвать доверие людей друг другу.

              Имеется несколько путей снятия предубежденности в групповых отношениях:

              1. Создание ситуаций, в которых люди будут воспринимать друг друга как равные по своему статусу. Это можно сделать, например, с помощью ролевых игр типа социально-психологического тренинга.

              2. Развитие у каждого члена группы способности правильно воспринимать и оценивать людей, умения и навыки межличностного общения.

              3. Стимулирование и поощрение прямых межличностных контактов людей, которые в отношении друг друга испытывают недоверие.

              4. Обогащение индивидуального опыта предубежденного человека путем его наблюдения за отношениями других людей к тому, к кому он испытывает чувство предубеждения (имеются в виду люди, мнением которых он дорожит).

              Много внимания в связи с эмоционально-мотивационными вопросами регуляции человеческого поведения в малых группах в последние несколько десятилетий привлекла тревожность, которая возникает у индивидов в группе (ситуационная тревожность). Явление тревожности возникает в группе при эмоционально-неблагоприятных, подозрительных отношениях, связанных с доверием друг к другу и отчужденностью. Основной способ снятия подобной тревожности – тот же, который используется для предупреждения и снятия конфликтов: повышение открытости и взаимного доверия членов группы.

              Рассмотрим более внимательно внутригрупповые конфликтные ситуации. Первый из межличностных конфликтов назван конфликтом безысходности по той причине, что из него для вовлеченных индивидов нет удовлетворительного выхода. Взаимоотношения людей в данном случае являются несовместимыми, противоположными: один из членов группы относится к другому отрицательно, а второй -–положительно, и если ни тот, ни другой не захотят изменить свое отношение, то их взаимоотношения постоянно будут находиться в состоянии несовместимости. Психологически острее этот конфликт может переживаться тем из членов пары, кто, испытывая положительное отношение к партнеру, с его стороны встречает к себе отрицательное отношение. Данный тип конфликта можно разрешить одним лишь способом: полным разрывом отношений между конфликтующими сторонами.

              Второй тип межличностных конфликтов представляет собой конфликт неопределенности, поскольку при неопределенном (положительном или отрицательном) отношении одного из партнеров к другому он с его стороны не встречает к себе столь же однозначного отношения, ни положительного, ни отрицательного. В силу этого обстоятельства взаимоотношения людей, вовлеченных в данную ситуацию, длительное время могут оставаться неясными, поскольку тот, чье отношение к другому положительное, может рассчитывать на положительное к себе отношение и в силу этого обстоятельства сохранять свои взаимоотношения с другим.

              Третий тип межличностных конфликтов характеризуется тем, что один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное, и отрицательное отношение. Всякое движение, направленное на сближение  с ним, довольно скоро останавливается, так как сближение вызывает усиливающееся стремление разорвать с данным человеком взаимоотношения. Здесь один индивид, испытывающий амбивалентное (противоречивое, двойственное) чувство к другому, одновременно и стремится к нему, и боится его. В результате он останавливается где-то на полпути к партнеру, сохраняя

 

 

  

   КОНФЛИКТЫ             

 

                                                                                                                БЕЗЫСХОДНОСТИ

                               +

 

 

 

 

                                                                                    ОДНОСТОРОННЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ              

                                                                                           КОНФЛИКТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

 

                                                                                           ОДНОСТОРОННЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ

                                                                                           КОНФЛИКТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

 

 

 

                                                                                                 ОДНОСТОРОННИЙ КОНФЛИКТ

                                                                                            ВЛЕЧЕНИЯ - БОЯЗНИ

 

                                                                                            ДВУХСТОРОННИЙ КОНФЛИКТ

                                                                                            ВЛЕЧЕНИЯ – БОЯЗНИ

 

 

 

 

 

 

 

Типы межличностных внутригрупповых конфликтов.

 

вместе       с      тем         определенную       психологическую        дистанцию,

уравновешивающую противоположно направленные силы стремления и избегания.

              Последнее из аномальных отношений, которое, являясь по преимуществу личностным, также может выступить в сфере межличностных групповых отношений, - это фрустрация. В психологии фрустрация понимается как состояние эмоционально-психологического расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели, с тщетностью прилагаемых усилий. Фрустрация сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой, иногда – отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межличностных конфликтов.

              У разных людей реакция на фрустрацию может быть различной. Эта реакция может выступать в форме апатии, агрессивности, регрессии (временного снижения уровня разумности и интеллектуальной организованности поведения). Агрессивные действия как реакция на фрустрацию нередко возникают тогда, когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным желанием, ищет внешней разрядки и находит точку ее приложения в другом человеке, который фрустрируемым воспринимается как причина его неудачи. Вот один из примеров действия фрустрации на поведение детей в группе, взятый из исследования, проведенного в начале 40-х годов известным социальным психологом К. Левином совместно с Р. Баркер и Т. Дембо.

              Эксперимент, о котором идет речь, проводился с детьми дошкольного возраста в течение нескольких дней. В первый день детям была предоставлена возможность играть в комнате с разными игрушками, причем все они были некомплектными. Например, стол был без стульев, телефонная трубка – без телефонного аппарата, кораблик – без воды и т. д. Несмотря на неполноту игрушек, все дети играли увлеченно, легко заменяя недостающие предметы другими или воображаемыми.

              На второй день проведения эксперимента ситуация изменилась. Когда дети вошли в помещение, где они вчера с увлечением играли, их взору открылась соседняя комната, которая раньше, в первый день проведения эксперимента, была закрыта. В этой комнате теперь находились те же игрушки, с которыми дети играли вчера, но полнокомплектные, а также другие, еще более привлекательные. Однако достать их было нельзя, так ка новая комната от прежней была отделена непреодолимой преградой – проволочной сеткой.

              Поведение детей в этих условиях резко изменилось. Если раньше они с увлечением играли, общались друг с другом, то теперь их группа распалась и они как бы замкнулись в себе, перестали общаться и дружить. Одновременно они потеряли желание и способность играть. Их перестали привлекать некомплектные игрушки. Многие из участвовавших в эксперименте детей стали вести себя по отношению к этим игрушкам агрессивно: бросать, ломать их. В присутствии взрослых дети капризничали. Один ребенок, не обращая внимания на других и на взрослых, лег на пол и, ничего не делая, демонстративно смотрел в потолок; другой, подойдя к сетке, стал дергать ее ручонками; третий бессмысленно, без интереса перебирал, перебрасывая с места на место, старые игрушки.

              Часто объектом вымещения агрессивности фрустированного человека становятся другие члены его группы, которые раздражают его и не способны дать ему отпор. Такое агрессивное поведение называется «смещенным», так как объектом агрессии становится не фрустратор, а некто другой, случайно оказавшийся рядом.

              Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут оказаться направленными не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения. Они могут проявляться в межнациональных, межгосударственных отношениях, во взаимоотношениях между различными социальными группами. Такого рода акты нередко наблюдаются в периоды социальных, политических и экономических депрессий, массового недовольства людей условиями жизни. В таких условиях объектами смещенной агрессии могут стать люди, принадлежащие другим социальным группам, другой национальности и вероисповедания.

              Если в силу сложившихся обстоятельств агрессия оказалась вымещенной на каком-либо объекте или по истечении значительного периода времени вызванная ею внутренняя психологическая напряженность сама собою спала, то следующей типичной психологической реакцией, наступающей за агрессией, является апатия. Быстрота ее возникновения вслед за агрессией и глубина могут быть индивидуально различными, по-разному проявляться в различных социальных группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.              Заключение.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологическое природе, с другой – в его индивидуальном опыте, с третьей – в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.          Список используемой литературы.

1.      Андреева Г. Н. «Социальная психология.» - М., 1988.

2.      Бернц Р. В. «Развитие Я – концепции и воспитание.» - М., 1986.

3.      Робер М. – А., Тильман Ф. «Психология производства и группы.» - М., 1988.

4.      Аникеева Н. П. «Психологический климат в коллективе.» - М., 1989.

5.      Донцов А. И. «Психология коллектива.» - М., 1984.

6.      Шакуров Р. Х. «Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом.» - М., 1982.

7.      Борисова А. А. «Воспитание эмоционального восприятия человека по интонационному рисунку речи.» // Вопросы психологии. 1989.

Информация о работе Социальная среда и Личность: особенности их взаимодействия