Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:23, доклад
Социально-нравственные знания – это система представлений и понятий о нравственных нормах и правилах поведения в социуме, и принятых ребенком в качестве личностно значимых (пусть даже на не всегда осознаваемом уровне).
Основой социально-нравственного формирования личности являются социальные потребности и мотивы, развитие которых начинается очень рано. Новорожденный ребенок представляет собой биосоциальное существо.
19.Социально-нравственное развитие ребенка в дошкольном детстве.
Социально-нравственные знания – это система представлений и понятий о нравственных нормах и правилах поведения в социуме, и принятых ребенком в качестве личностно значимых (пусть даже на не всегда осознаваемом уровне).
Основой социально-нравственного формирования личности являются социальные потребности и мотивы, развитие которых начинается очень рано. Новорожденный ребенок представляет собой биосоциальное существо. Однако очень скоро, примерно в 2-2,5 месяца у него появляется комплекс оживления, когда малыш реагирует на взрослого не только потому, что он нуждается в удовлетворении тех или иных биологических потребностей, а и потому, что хочет удержать взрослого возле себя, используя для этого доступные ему средства: оживление, телодвижения, звуки, улыбку. Эти проявления можно рассматривать как зарождение социальных потребностей и мотивов. На протяжении раннего и дошкольного детства у ребенка развивается многообразная система социальных потребностей и мотивов: потребность в эмоциональном контакте, новых впечатлениях, общении, потребность в признании, уважении и любви, привязанность к близким и друзьям, желание заслужить их одобрение и поддержку, интерес к социальной жизни и социальным отношениям, желание быть принятым другими людьми, быть значимым для них, стремление соответствовать социальным ожиданиям.
Уже в конце младенческого возраста малыш начинает адекватно вести себя в ответ на запрет или поощрение взрослого. К примеру, ребенок тянет ручку к горячему стакану, а взрослый говорит ему: "Ай-ай! Нельзя. Это горячо!" И малыш отдергивает ручонку, повторяя за взрослым: "А-а! Го-о" или как-то иначе. В раннем возрасте ребенок в своем поведении ориентируется, в основном, на эмоциональную реакцию взрослого, его порицание или поощрение. Основной мотив поведения ребенка раннего возраста – заслужить одобрение взрослого, быть для него значимым и любимым. И в том случае, если взрослый предъявляет к ребенку адекватные его возможностям и уровню понимания требования, ребенок достаточно легко и быстро усваивает норму поведения и следует ей. После полутора лет у детей начинают формироваться представления о нормах-идеальных образах объектов, событий и поведения. События, нарушающие определенные нормы, могут вызывать у ребенка тревогу. Двухлетние дети расстраиваются, если не могут соответствовать нормам поведения, установленным другими людьми, и вместе с тем очень довольны, если им удается соответствовать критериям, установленным ими самими. Этот возраст является очень значимым в усвоении того, что такое хорошо и что такое плохо.
В раннем детстве ребенок начинает сравнивать себя со взрослым, хочет быть таким, как он, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью, причем не потом, а немедленно. У ребенка появляется стремление к волеизъявлению. В этот период требуется очень гибкая система взаимоотношений взрослого с ребенком. И очень важно создавать условия для реализации возросших возможностей малыша, что требует организации новых форм его деятельности. Удовлетворение притязаний трехлетних возможно в предметно-исследовательской практической деятельности и в игре, т.к. очень важным в становлении социально-нравственных способов поведения является характер взаимодействия взрослого с ребенком раннего возраста в процессе ведущей в данный период детства предметно-практической деятельности, благодаря которой ребенок овладевает разнообразными культурными действиями.
Прежде всего следует исходить из того, что для малыша очень важно удовлетворение потребности в деятельности, активном познании предметного мира, достижении конкретного результата и признании взрослым его достижений. Для удовлетворения этих потребностей ребенка взрослому необходимо создавать условия для включения ребенка в деятельность, обеспечивать ситуацию успеха в ней, замечать и отмечать его достижения, поощряя к выполнению все более сложных действий с предметами.
Однако следует помнить, что важно отмечать действительные достижения ребенка, адекватные его возрасту и индивидуальным возможностям, и ни в коем случае не захваливать малыша.
Ребенок раннего возраста уже довольно сложное социальное существо. Он остро реагирует на любую ситуацию, обнаруживает во взаимоотношениях с людьми множество оттенков настроения, которое уже может сохраняться некоторое время без изменений. К двум годам у ребенка складывается свой стиль социальных отношений, формируется социальная компетентность. Б.Уайт выделяет 3 главные показателя социальной компетентности у ребенка второго года жизни: 1 – использование взрослого как помощника; 2 – переживание гордости за свои достижения; 3 – овладение начатками (на наш взгляд) ролевой игры и появление фантазии29. Ребенок обладает большим разнообразием коммуникативных навыков и умений: привлечение и удержание внимания взрослых, использование взрослых в качестве опоры при решении задач, выражение своего расположения или враждебности по отношению к кому-либо, способность вовлекать взрослого в разные виды деятельности.
Взаимодействие взрослого с ребенком раннего возраста, как правило, сопровождается речью. В раннем возрасте происходит развитие активной речи ребенка. В этот период он усваивает от 30-40 до 1500 слов к концу третьего года жизни. А.Б.Добрович, ссылаясь на мнение А.Р.Лурия, утверждает, что учиться говорить – значит учиться думать, т.е. создавать мир в понятиях, а не просто в чувственных образах, как животные. Даже слово, значение которого еще не вполне ясно ребенку, становится для него тем не менее вспомогательным ориентиром, благодаря чему он схватывает с поразительной быстротой множество сложных отношений реального мира (1987). Речь постепенно становится важнейшим средством общения взрослого с ребенком, передачи ему общественного опыта и управления его деятельностью со стороны взрослых, а позднее и самоуправления.
Важным достижением в развитии ребенка 1,5-3-х лет является его способность слышать речь взрослого, выполнять его указания, просьбы, подчинять свои действия словесным требованиям старших людей, научаясь
тем самым управлять своими действиями. После полутора лет подчинение действий ребенка словесным указаниям взрослых становится более прочным, но все же может нарушаться в случае, если между указанием и исполнением вводится отсрочка во времени или если указание вступает в противоречие с привычным, закрепившимся действием. В.С.Мухина приводит такой пример, подтверждающий это положение. На глазах у ребенка рыбку, с которой он только что играл, помещают под перевернутую чашечку. Затем говорят ему: "Рыбка под чашечкой, достань рыбку!", но при этом задерживают ручку ребенка на 20-30 секунд. После задержки ребенок затрудняется выполнить указание, отвлекаясь на посторонние предметы.
Только на третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и
отсроченное влияние. Ребенок становится способным выполнять инструкции взрослых. Переход ситуативно-делового общения со взрослым на речевой этап играет большую роль в становлении самооценки ребенка, которая к трем годам из общей положительной становится уже относительно дифференцированной и конкретной. Под влиянием оценок взрослых ребенок сам начинает более четко оценивать результаты своих действий.
В процессе общения и взаимодействия с детьми раннего возраста необходимо принимать во внимание то, что они действуют не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются прежде всего тем, что попадается им на глаза. По-этому поведение детей зависит от внешних обстоятельств. Взрослый может достаточно легко отвлечь или привлечь малыша к чему-либо. Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрослых.
И.Ю.Кулагина считает, что развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми преобладают мотивы сотрудничества, хотя и
сохраняется чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. И.Ю.Кулагина пишет, что "помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то строительство башни из кубиков или освоение столовых приборов. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми".
Как уже отмечалось нами выше, ребенок в этом возрасте начинает активно проявлять стремление к самостоятельности, независимости от взрослого, изъявлять свою волю, что требует от старших терпеливого, внимательного и гибкого поведения по отношению к малышу, поддержка его инициативы и самостоятельности и вместе с тем готовность придти ему на помощь оказать ее ненавязчиво и незаметно.
В связи с этим уместно, на наш взгляд, привести ряд правил взаимоотношений взрослого с ребенком, предложенные Ю.Б.Гиппенрейтер: оставить ребенка в покое, если он делает что-то сам и делает это с удовольствием; если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему, но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому, а по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему (1997).
Таким образом, взрослый взаимодействует с ребенком в зоне его ближайшего развития, т.е. там, где ребенок может что-то уже делать сам, а в чем-то нуждается в помощи и поддержке "умного" взрослого.
Ведущей формой общения взрослого с ребенком в этот период является ситуативно-деловая. Однако эмоциональное общение нисколько не утратило для малыша своей значимости. Поэтому родителям и педагогам необходимо весь процесс взаимодействия с ребенком сопровождать эмоционально позитивным, доброжелательным, понимающим общением, инициирующим его активность, самостоятельность и потребность в достижениях. В.Г.Алямовская считает, что базовыми качествами матери (а мы полагаем и педагога тоже) маленького ребенка должны быть следующие: принятие, исключающее постоянное раздражение родителей и применение физических наказаний; отзывчивость, предполагающая внимание к ребенку и адекватную реакцию на его действия, его состояние; мотивация к обучению ребенка общению, развитию его деятельности и действий с предметами; мотивация к уходу за ребенком.
Развитие социальной компетентности ребенка требует от взрослого таких форм взаимодействия, в которых бы он усваивал социально принятые нормы поведения и взаимоотношений. Одной из таких форм является организация пока еще достаточно примитивной ролевой игры, где ребенок, выполняя различные игровые действия, учится быть нежным, заботливым, внимательным по отношению к своей кукле-дочке и пр., усваивая социокультурные правила отношений между людьми. Взрослый – обязательный участник игр ребенка, который берет на себя те или иные роли, и через них он управляет игрой, развивает ее, вступает с ребенком в диалог, обучая его таким образом все новым игровым действиям, благодаря чему осуществляется социализация и вхождение в социум.
Как указывают Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, в дошкольном возрасте (3-7 лет) происходят качественные изменения в поведении ребёнка: произвольно управляемыми постепенно становятся поведение в целом, поступки ребёнка, а не только отдельные его действия. Поведение ребёнка сначала опосредуется образами, данными в конкретной форме поведения другого человека, а затем всё более и более обобщёнными образами, выступающими в форме словесно формулируемого правила или нормы. В дальнейшем управление своим поведением приобретает характер акта, опирающегося на сугубо внутренний образ – представление о том, как нужно действовать в той или иной ситуации сообразно требованию других людей.
К концу дошкольного возраста у детей складываются "внутренние этические инстанции" (Л.С.Выготский). "Внутренние этические инстанции – это особого рода системные новообразования, в состав которых входят принятые субъектом социальные требования (нормы), непосредственно слитые с соответствующими эмоциональными переживаниями".
Основной задачей социально-нравственного развития дошкольников является создание таких условий, в которых невозможно появление асоциальных форм поведения.
Социальная компетентность ребенка-дошкольника становится качественно и содержательно иной в сравнении с преддошкольником: развивается способность к диалогу со взрослыми и детьми, умение взаимодействовать с ними. Он овладевает коммуникативными умениями и навыками, определенным уровнем культуры общения и поведения, и в своем поведении с разными людьми ребенок обнаруживает поразительную гибкость.
В дошкольном детстве у ребенка формируется моральная восприимчивость, т.е. способность воспринимать моральную норму, нравственное требование и соответствовать им. Уровень моральной восприимчивости ребенка может быть различным: 1 – знает нравственные нормы, признает их, принимает как должное, отчетливо представляет, что такое хорошо и что такое плохо; 2 – оценивает свои побуждения и чувства в соответствии с нравственными нормами; 3 – начинает формироваться группа основных моральных переживаний, которые называются совестью; 4 – готов воспринять воспитательное воздействие, которое сделает его лучше в своих глазах и глазах других людей.
Изучением осознания детьми моральных норм поведения занимался Л.Кольберг. Им предложено три уровня моральных суждений: доусловный, традиционной нравственности и посттрадиционный. Каждый из указанных уровней разделяется на две стадии.
На доусловном уровне дети дают положительную или отрицательную оценку, исходя прежде всего из последствий действия. На первой стадии, разбирая понятия добра и зла, они считают, что человеку следует подчиняться общепринятым правилам во избежание наказания. На второй стадии возникает мысль о необходимости действий, полезных для всех. Следует поступать так, чтобы удовлетворить свои потребности, и остальные вправе делать то же самое, сообразуясь, однако, с тем, что все должно быть "по-честному".
На уровне традиционной нравственности внимание сосредоточено на общественных нуждах и ценностях, превалирующих над личными интересами. На третьей стадии ребенок может придавать важное значение тому, чтобы быть хорошим человеком по своему собственному мнению и мнению других, то есть иметь добрые намерения и заботиться о людях. Типично для этой стадии поступать сообразно стереотипу, которого придерживается большинство. Все большее значение приобретают намерения, направляющие поведение. На четвертой стадии главенствует социальная точка зрения. Ребенок проявляет заботу об общественном порядке, руководствуясь не только тем, что следует его установлениям, но также и тем, что поддерживает и оправдывает этот порядок.
Информация о работе Социально-нравственное развитие ребенка в дошкольном детстве