Социально-нравственное развитие ребенка в дошкольном детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:23, доклад

Описание

Социально-нравственные знания – это система представлений и понятий о нравственных нормах и правилах поведения в социуме, и принятых ребенком в качестве личностно значимых (пусть даже на не всегда осознаваемом уровне).
Основой социально-нравственного формирования личности являются социальные потребности и мотивы, развитие которых начинается очень рано. Новорожденный ребенок представляет собой биосоциальное существо.

Работа состоит из  1 файл

19 соц.нравственное развитие ребенка в дошкольном детстве.docx

— 47.00 Кб (Скачать документ)

На уровне посттрадиционном и обоснованном общими принципами (пятая и шестая стадии) люди основывают нравственные суждения на принципах, которые сами создали и приняли, т.к., по их убеждению, эти принципы верны по своей сути.

Л.Кольберг утверждал, что дети до семи лет большей частью находятся на доусловном уровне морального развития, т.к. их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания и получить поощрение.

Большое внимание изучению осознания детьми норм поведения уделялось и отечественными психологами и педагогами: Л.И.Божович, В.А.Горбачевой, В.С.Мухиной, Е.В.Субботским и исследования В.А.Горбачевой, посвященные усвоению детьми дошкольного возраста правил поведения, показали, что контроль за соблюдением правил другими оценка их действий, т.е. выполнение другими людьми, и прежде всего

взрослыми, функции "правилоносителя" обеспечивает соблюдение правил детьми, систематически нарушавшими их ранее.

В исследованиях Л.И.Божович и Е.В.Субботского установлен ряд интересных фактов, из которых особого внимания заслуживает соотношение реального и вербального поведения. Как показывают результаты исследований, у большинства детей эти формы поведения совпадают, т.е. ребенок, придерживающийся правдивого поведения на словах, реализует его и на деле. Однако часть детей (во всех возрастах, начиная с трех лет), объявляя себя правдивыми на словах, на деле могут обманывать. Широко известны случаи, когда ребенок вовсе не считает, что нужно скрывать это, демонстрируя на словах свою приверженность правдивости и рассчитывая получить похвалу или извлечь какую-то другую выгоду.

Такая сложная система  поведения, иногда наблюдаемая у детей 6-7 лет, вряд ли доступна детям 3-4 лет. Очевидно, они одинаково искренне признают необходимость быть правдивыми как на словах, так и на деле, но нарушают это требование в трудной ситуации. Если бы расхождение наблюдалось у большей части детей (а исследования ученых показывают, что это не так), то его можно было бы объяснить тем, что ребенок овладевает моральными знаниями раньше, чем научается строить в соответствии с ними свое поведение. Такое расхождение можно было бы принять за возрастную особенность. Однако сравнительно небольшое число детей, у которых вербальное поведение не соответствует реальному, заставляет считать несогласованность этих двух плоскостей индивидуальной, а не возрастной особенностью дошкольников. Возможная причина таких отклонений в моральном развитии лежит, по предположению исследователей, в ошибках воспитания при формировании одной из плоскостей.

В этом случае со всей очевидностью встаёт вопрос о том, как именно происходит усвоение социально-нравственных знаний. Данные знания понимаются не только как умение воспроизводить соответствующие формулировки, но и как умение действительно выделять стоящие за ними реальные жизненные отношения. Знания о нравственных отношениях включают в себя два аспекта:

– умение выделить соответствующие  поступки и оценить их как хорошие или плохие, т.е. знания о том, как можно и как нельзя себя вести;

– раскрытие внутреннего  нравственного смысла поступков, заключающегося в представлениях о том, почему нужно вести себя так, а не иначе.

Усвоение детьми этих сторон нравственных знаний может происходить различными путями: одновременно с оценкой поступка и осознанием его смысла и в отдельности. В последнем случае у ребёнка формируются знания о внешней стороне нравственных отношений, но отстаёт формирование внутренней, смысловой стороны нравственных норм. Возможность отрыва этих двух сторон нравственных знаний друг от друга, вероятно, является свидетельством того, что механизмы их усвоения несколько отличаются. Как известно мышление маленького ребенка конкретно, т.е. при решении какой-либо задачи он оперирует чаще всего конкретными понятиями. Эта особенность ребенка сказывается и на пути усвоения им нравственных понятий. Сначала у ребенка формируется конкретное нравственное правило, затем к нему приращивается еще одно и так далее. Например, на первых этапах формирования понятия "дружба" ребенок говорит: "Дружба – это когда делятся игрушкой". Затем он к данному понятию относит и отношения взаимопомощи, проведения вместе времени, совместные игры и другие занятия. Так постепенно происходит обогащение понятия, наполнение его определенным содержанием. Разумеется, ребенок-дошкольник не способен освоить понятие в том определении, которое может дать ему взрослый человек, у ребенка оно всегда наполнено конкретным содержанием, но смысл морального понятия ребенок схватывает.

На первых этапах нравственного развития дошкольника моральные представления и оценки детей слиты с непосредственным эмоциональным отношением к людям, от которых эти представления и оценки исходят. Такая недифференцированность эмоционального отношения и воспитания нравственного аспекта поступков была подтверждена в экспериментах С.Г.Якобсон, В.Г.Щур. Оказалось, что, если необходимо познакомить ребёнка с каким-либо новым способом отношений между людьми, надо, чтобы образец содержал этот способ в форме, эмоционально притягательной для ребёнка.

Вследствие особенностей протекания психических процессов дошкольников, заключающихся в том, что они для своего осуществления ещё нуждаются во внешней опоре, можно утверждать, что познание нравственного смысла отношений между людьми будет более эффективно также и при его наглядном моделировании.

Но если такое знакомство детей с нравственными образцами достаточное условие для усвоения их внешней стороны, то для усвоения нравственного смысла только эмоционального отношения к носителю этих образцов недостаточно. Такое предположение вытекает из понимания смысла нравственных отношений, выражающегося в учёте тех последствий, которые повлекут за собой совершаемые ребёнком действия для другого и для него самого, в учёте переживаний и желаний другого человека и своих собственных. Многие исследователи указывают на чрезвычайно большое значение эмпатии для раскрытия нравственного смысла поступков. Эмпатия при этом может пониматься и как чисто познавательный процесс, заключающийся в осознании другого как себя, их мыслей и чувств, подобных своим, и как способность эмоционально отзываться на радость и горе других людей, и как сложное аффективно-познавательное образование, включающее в себя одновременно умение рассмотреть состояние другого человека с его точки зрения и способность сопереживать ему.

Система социально-нравственных отношений состоит из ряда взаимосвязанных элементов, различных по своей сложности и обобщённости (нормы, идеалы, принципы). Вполне естественно, что первоначально ребёнку доступны лишь самые простые социальные отношения, причём нормы в зависимости от их сложности также усваиваются детьми не одновременно.

Усвоение ребёнком социально-нравственных отношений предполагает прежде всего определённую степень развития у него таких качеств, как произвольность, самооценка, а также переход социальных, внешних по от-

ношению к ребёнку нравственных требований в его внутренние этические инстанции. Такой переход обусловливается наличием трёх основных моментов:

– представленностью определённого  нравственного содержания ребёнку, знакомства с ним ребёнка;

– раскрытием нравственного  смысла, подразумевающем умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своём поведении;

– переходом имеющихся  у ребёнка нравственных знаний в нравственные мотивы поведения путём выполнения нравственных норм в конкретно значимой ситуации, разрешение которой предусматривает одновременно защиту нравственной нормы и её активное, самостоятельное применение

ребёнком, выступающим в  качестве субъекта и объекта нравственных требований.

Так дети постепенно постигают  смысл норм поведения и взаимоотношений, т.е. моральных эталонов, начинают осознавать их необходимость для регуляции отношений между людьми. Моральное развитие ребенка в большой мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с эталоном поведения.

Роль моральных эталонов в развитии социальной сущности личности ребенка достаточно велика. Изучению этой проблемы посвящен ряд исследований В.А.Горбачевой, А.А.Люблинской, В.С.Мухиной и др. Психологи

отмечают, что моральные  эталоны выступают в качестве полярных взаимосвязанных категорий добра и зла. Ребенок постигает значение моральных эталонов через совместное со взрослыми или другими детьми общение.

Потребность соответствовать  положительному эталону поведения возникает лишь в том случае, когда для ребенка тот или иной поступок или те или иные формы поведения приобретают определенный личностный

смысл. Если ребенок недоволен  собой, то в этом уже есть основа к перестройке его поведения. В.С.Мухина в своих исследованиях отмечает, что стремление следовать положительному моральному эталону в дошкольном возрасте опосредовано притязанием на признание со стороны других людей. В случае, если снимается социальный контроль, ребенок нередко готов действовать в соответствии с ситуативно возникающим желанием. Например, когда взрослого нет рядом с ребенком, то он может отобрать игрушку у сверстника.

В моральном развитии, как  и во всяком другом, осуществляется борьба противоположностей, в результате чего в личности могут появиться негативные образования, так называемые асоциальные формы поведения и соответствующие черты личности, например, лживость, зависть, агрессивность и др. В работах В.С.Мухиной выдвигается важное положение о противоречивости психического развития детей, что соответствует общим законам развития. Автор обнаружила, что прогрессивные тенденции в развитии ребенка порождают иногда серьезные негативные последствия. Например, стремление заслужить признание взрослого, являющееся мощным стимулом формирования многих положительных качеств, может при определенных условиях провоцировать детскую ложь.

Ложь – намеренное искажение  истины в корыстных целях. Ложь может сопутствовать социальной потребности в признании, но не является обязательным компонентом самой этой потребности. В онтогенезе, когда внутренняя позиция ребенка еще только начинает определяться в рамках общественно заданной деятельности, возможно появление лжи.

Психологами доказано, что  одной из причин возникновения негативных личностных образований является неудовлетворение потребности в признании у социально незрелого индивида. Обыденная жизнь постоянно сталкивает ребенка с разнообразными ситуациями, одни из которых он легко решает в соответствии с моральными нормами поведения, эталонами поведения, другие же провоцируют его на нарушение правил и ложь. Они существуют объективно: это проблемные ситуации, в которых происходит несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка. Психологически, попав в такую ситуацию, ребенок может решить ее следующим образом: 1– выполнить правило; 2– удовлетворить свою потребность и тем самым нарушить правило, но не скрывать этого от взрослых; 3 – реализовав свою потребность и нарушив правило, скрыть реальное поведение, чтобы избежать порицания. Третий тип поведения подразумевает возникновение лжи. Ложь появляется тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться определенным правилам, провозглашенным взрослыми, но в силу каких-то причин ему трудно им следовать в той или иной ситуации. Такие ситуации становятся для ребенка ситуациями "двойной мотивации". Притязая на то, чтобы быть признанным взрослыми, ребенок, нарушивший правило, часто прибегает ко лжи. Ложь может возникнуть как побочное следствие развития потребности в притязании, потому что волевая сфера ребенка недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию.

Таким образом, причинами  возникновения негативных личностных образований являются неудовлетворение потребности ребенка в признании; несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка; страх перед наказанием; негативный психологический климат в семье; отрицательный пример взрослого, авторитарно-декларативный тип отношений с ребенком и др.

Чтобы не допустить возникновения  негативных личностных образований у детей, взрослым необходимо знать и своевременно устранять эти причины, организуя процесс взаимодействия с ними адекватно особенностям возрастного, морального и индивидуального развития каждого ребенка.

Большую роль в становлении  социально-нравственных форм поведения у детей играет осознание ими моральных норм, сложившихся в данной культуре и являющихся значимыми в конкретной социальной группе.

Психологи отмечают, что  часто ориентирами поведения для ребенка служат сверстники, пользующиеся популярностью в детской группе. Усвоение моральных эталонов идет в процессе общения с ними в группе, где ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным ситуациям. Социальное развитие и состоит в том, что человек учится выбирать свое поведение в зависимости от конкретной ситуации.

Однако внешнего поведения  ребёнка в соответствии с моральной  нормой, эталоном недостаточно для  того, чтобы нравственное требование стало мотивом. Оно войдёт в структуру  личности только тогда, когда станет значимо для него. Это возможно лишь в том случае, если нравственное требование будет соответствовать  собственным устремлениям ребёнка, т.е., в конечном счёте, будет соответствовать  той реальной позиции, с которой  перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиции, которая обусловлена  объективным местом, занимаемым им в этих отношениях.

Нередко ребенок ведет  себя неадекватно социальным требованиям  и нормам не столько потому, что  он не знает правил или не умеет  себя вести.

Это происходит потому, что  ребенку трудно регулировать свое поведение  в силу сложившейся у него той  или иной формы эмоционального неблагополучия: замкнутости, страха, тревожности, агрессии и других. Эмоциональное благополучие – неблагополучие служит показателем  гармоничного или дисгармоничного взаимодействия "Я-социального" и "Я-индивидуального" в ребенке и является, как правило, следствием нарушений в системе взаимодействия "взрослый-ребенок".


Информация о работе Социально-нравственное развитие ребенка в дошкольном детстве