Социально-психологическая готовность к самостоятельной жизни выпускников школы- интерната

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:42, курсовая работа

Описание

Целью исследования стало решение проблемы социальной адаптации детей-сирот, как одной из наиболее общественно значимых, которые стоят перед государством в настоящее время. Исследование было направлено на развитие социально-психологической готовности к самостоятельной жизни детей-сирот.
Задачи:
1. Определить особенности социально-психологической готовности к самостоятельной жизни детей-сирот.
2. Проанализировать состояние теоретической разработки проблемы социально-психологической готовности детей-сирот к самостоятельной жизни.
3. Провести комплексную методику диагностики уровня готовности воспитанников к жизни и труду.
4. Определить каковы умения подростков в области определения своего

Содержание

Введение 3
Глава I. Проблема социально-психологической готовности детей-сирот к самостоятельной жизни………………………………………………………...6 1.1 Интернатные учреждения и их специфика 6
1.2. Понятие социально-психологической готовности к самостоятельной жизни...................................................................................................................... 7
1.3 Психо-социальное развитие подростков воспитывающихся без попечения родителей 14
Глава II. Уровень готовности выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни………………………………………………………..19
2.1.Организация и проведения исследования …………………………………21
2.2.Методика исследования психологической готовности к самостоятельной жизни выпускников школы-интерната 22
2.3. Анализ результатов исследования…...…………………………………….27
Глава III.Основы коррекционно-развивающей работы по подготовке выпускников интерната к самостоятельной жизни……………………….29
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

МОЙ КУРСОВИК ГОТОВ.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «ТЫВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 

                                                         

Кафедра психологии и акмеологии образования

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ» на тему:

 «Социально - психологическая готовность к самостоятельной жизни выпускников школы- интерната».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка: 3 курса 2 группы

исторического факультета

Ооржак Оюу Владимировна

                                                          Научный руководитель: Панкратова

         Светлана  Евгеньевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кызыл 2011г.

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня в современной России в условиях обострения социальных и экономических  проблем с каждым годом увеличивается  число детей «социальных» сирот. Дети данной категории, как правило, воспитываются в детских-домах, в школах-интернатах для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей. Воспитание в интернатных условиях не обеспечивает в должной мере формирования необходимых в самостоятельной жизни личностных качеств, знаний и умений, что влечет за собой неуспешность выпускников в решении задач независимого жизнеустройства.

  По данным Российского детского фонда (2007г), в течение года после выхода из сиротских интернатов треть выпускников становятся преступниками, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый совершает самоубийство. За последние годы значительно увеличилось число детей, оказавшихся в детских домах и школах интернатах при живых родителях

Анализ  практики работы учреждений для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, показывает, что система  воспитания детей в этих учреждений не готовит их к самостоятельной жизни, и воспитанники после выхода из данных учреждений испытывают серьезные трудности в адаптации к окружающему миру.[7, с.127].

Одной из главных проблем социальной защиты детей-сирот является подготовка их к самостоятельной жизни.

Научно-практические исследования, проведенные учеными  в различных регионах России свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов, школ-интернатов, а затем и профессиональных училищ недостаточно подготовлены к выбору своего профессионального и жизненного пути. Система призрения детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, в России является системой изоляции их от реальной жизни общества. Такое положение приводит к социальной депривации у детей и подростков, отсутствию умений самостоятельно строить свою будущую жизнь.

  Проблема сиротства в нашей стране остается наиболее актуальной. К ее решению подключились специалисты различных ведомств (медики, педагоги, социологи, правоохранительные органы, политики), что перевело ее в разряд междисциплинарных.  Несмотря на, казалось бы, значительное число психолого-педагогических исследований различных аспектов развития детей-сирот,  до сих пор крайне недостаточно теоретических и практических разработок в области психологической подготовки сирот к самостоятельной жизни, а существующие технологии не находят должного распространения в педагогической практике. Помещение детей, оставшихся без попечения родителей, в специальные учреждения остается  наиболее распространенной формой их жизнеустройства. [9, с77]

Таким образом, модель детского дома (интерната) научно признана неадекватной потребностям развития ребенка.

Теоретической основой исследования в области профессионального самоопределения личности явились работы К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферова, С.Я. Батышев, Н.Э. Касаткина, В.А. Поляков, М.Н. Скаткин, Б.Д. Симоненко, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова и другие. В своих исследованиях обосновали научно-методические подходы и проблемы профессионального самоопределения.

Особенности психологического развития личности детей-сирот  и детей, лишенных родительского  попечения раскрыты в исследованиях Н.В Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и других, где показано, что в условиях неблагополучной семьи или детского учреждения интернатного типа чаще формируется «депривированная» личность, без структурированного психологического будущего, характеризующая несформированностью внутреннего психического плана действий.

Использованы материалы ГОУ РТ школы -интерната для детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей Также были привлечены данные исследований, посвященных практическим методам работы с подростками И.В. Дубровиной, А.Г. Лидерса, М.Р. Битяновой, Г.У. Солдатовой, К. Фопеля и др.[4,с. 241]

Целью исследования стало решение проблемы социальной адаптации детей-сирот, как одной из наиболее общественно значимых, которые стоят перед государством в настоящее время. Исследование было направлено на развитие социально-психологической готовности к самостоятельной жизни детей-сирот.

Задачи:

1. Определить особенности социально-психологической готовности к самостоятельной жизни детей-сирот.

2. Проанализировать состояние теоретической разработки проблемы социально-психологической готовности детей-сирот к самостоятельной жизни.

3. Провести комплексную методику диагностики уровня готовности воспитанников к жизни и труду.

4. Определить каковы умения подростков в области определения своего профессионального выбора, используя свои способности и возможности.

Объектом исследования выступило социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей.

Предметом – социально-психологическая готовность к     самостоятельной жизни старших подростков.

Методы курсовой работы: Анкетирование «Скорая помощь в выборе профессии», беседа со школьным психологом, наблюдение.

 

Глава I. Проблема социально-психологической готовности детей-сирот к самостоятельной жизни

1.1 Интернатные  учреждения и их специфика

Школа-интернат - образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Слово «интернат» произошло от лат. internus (внутри).

По контингенту воспитанников  школы-интернаты различаются  на:

-Школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

-Школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья.

-Специальные школы-интернаты для "трудных" подростков, не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени. Частые приводы в милицию за хулиганство, подростки, состоящие на учёте в детской комнате милиции более трёх раз, бродяжничество и другие поводы для определения детей в спец. школы интернаты.

В отличие от других образовательных учреждений, дети, находящиеся в школах-интернатах называются воспитанниками.

В школу-интернат принимаются в  первую очередь дети которых погибли  оба родители, дети нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством).

Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарём, предметами личной гигиены, а также  учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарём.

В школе-интернате дети делятся  на полных сирот и на детей, оставшихся без попечения родителей. В первом случае - это дети, родители которых  умерли или считаются безвестноотсутвующими, а также родители, получившие тюремный срок в виде пожизненного заключения зачастую детей этих родителей признают полной сиротой. Во втором случае - это дети, родители которых живы, но либо отказались от своих детей, либо были лишены родительских прав по решению суда за те или иные действия по отношению к своим детям.

Дети сироты (полные сироты) вправе выбирать дальнейший путь сами, город обучения внутри страны без ограничений. В некоторых школах-интернатах после окончания обучения детей категорически отказываются допускать в "родную" школу-интернат и лишают, возможности видится со своими друзьями, отказывают в помощи и моральной поддержки, оставляя ребёнка наедине со своими проблемами.[9, с 47]

 

1.2. Понятие социально-психологической  готовности к самостоятельной жизни

 

Человек начинает самостоятельную жизнь, когда  погружается в различные общественные сферы - семью, работу, государственные  и международные отношения. Индивиду необходимо к ним адаптироваться, то есть успешно учиться, работать, создавать семью, что станет залогом его психологического здоровья.

 

Для успешной адаптации человеку необходимо:

-Разделять ценности, нормы и идеалы, на основе которых и в соответствии с которыми живет общество, быть «включенным» в его культуру;

-Иметь свою уверенную позицию по отношению к разным сферам общественного бытия - от философской до бытовой, уметь действовать в соответствии с ней (позицией);

-Самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным;

-Самостоятельно определять, планировать свою жизнь, свои действия и выполнять их, обеспечивая себя всем необходимым для жизни (от материальных до духовных благ);

-Позиционировать себя как частичку общества, продуктивно взаимодействовать с людьми - вступать с ними в деловые и дружеские отношения, создавать семью.

Исходя из вышеперечисленного, психологическая  готовность к самостоятельной жизни  предполагает сформированность у человека социально-психологических механизмов, обеспечивающих благоприятное  вхождение в социум, а также определенный уровень развития личностной сферы. Теоретический анализ тематической литературы позволяет вычленить структурообразующие параметры адаптированной личности подростков. В первую очередь были проанализированы исследования по проблеме самоопределения, как к наиболее близкой к проблеме готовности к самостоятельной жизни. Так, проблема самоопределения рассматривалась С.Л.Рубинштейном в контексте проблемы детерминации, то есть закономерной зависимости психических процессов от порождающих их факторов: «внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия». Он подчеркивал роль внутреннего момента самоопределения - самодетерминации, собственной активности индивида, осознанного стремления занять определенную позицию.

По К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение  - это осознание личностью своей позиции в социуме, которая формируется внутри координат системы отношений. Она подчеркивала, что от того, как складывается система отношений, зависит самоопределение и общественная активность личности.[1,с.182]

В.Ф.Сафин и Г.П.Ников понимали самоопределившуюся личность как субъекта, осознавшего, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; то есть как субъекта, готового функционировать в системе общественных отношений.

Таким образом, самоопределение, согласно авторам, - это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества. Основными критериями границ и этапов самоопределения следует считать уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня соотнесённости «хочу-могу-есть-требуют» у конкретной личности.   Ключевым механизмом самоопределения личности является самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, выполняемые самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностных достижений индивида. 

Проблема самоопределения наиболее глубоко и полно рассмотрена  Л.И.Божович, которая понимала его  как выбор будущего пути, потребность  нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни, поиск цели и смысла своего существования, потребность найти свое место в общем потоке жизни. Автор выделила существенную характеристику самоопределения, которая заключается в его двуплановости: во-первых, самоопределение осуществляется через деловой выбор профессии и, во-вторых, через искания молодым человеком смысла своего существования. Только к концу юношеского возраста, по мнению ученого, эта двуплановость ликвидируется. Потребность в самоопределении возникает на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов. Необходимость возникновения этой потребности объясняется автором логикой личностного и социального развития подростка.[2, с.234]

    Потребность в самоопределении рассматривается  Л.И.Божович как потребность в формировании определенной смысловой системы представлений о мире и о себе самом, в которой ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода системы или иерархии мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Самоопределение неразрывно связано с такой существенной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, как устремленность в будущее и подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему.[2, с.147]

 

Результаты проведенных исследований позволили сделать вывод, что основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение (личностное, профессиональное, шире - жизненное), а психологическую готовность к самоопределению.[4,с.177]

Психологическая готовность к самоопределению  предполагает:

Сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего, самосознания (способность сознательно  анализировать свои переживания, свои сильные и слабые стороны, познавать  себя как личность, отличную от других);

Развитость нравственных установок, ценностных ориентаций и временной  перспективы, которая является ментальной проекцией мотивационной сферы  человека и представляет собой надежды, опасения, стремления, связанные с  более или менее отдаленным будущим. Временная перспектива формируется на протяжении всего детства стихийно через усвоение общекультурных, социальных, ценностных установок родителей, развитие мотивационной сферы;

Становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов. Вместе с тем, психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает «не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем» (2, стр.185).

К социально-психологическим параметрам «готовности к самостоятельной жизни» следует отнести самостоятельность как необходимый аспект самоопределения. Самостоятельность - это комплекс психологических функций, навыков, обеспечивающих выполнение индивидом сложных социальных действий. Составляющими самостоятельности являются целеполагание, планирование, принятие решений, самоконтроль (саморегуляция), ответственность.

Таким образом, самостоятельность является психологической основой сознательного поведения.

Самоопределение как личностное новообразование возникает к концу раннего юношеского возраста. Его формирование обусловлено развивающимся в подростковом возрасте самосознанием: примерно в 11 лет у ребенка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается усиление дифференцированности и обобщенности самосознания, что приводит 15-16 летнего юношу к становлению относительно устойчивого представления о самом себе. К 16-17 годам наступает самоопределение, которое характеризуется осознанием себя в качестве члена обществ, конкретизируется в новой, общественно значимой позиции, а также выражается в определении смыслов своего собственного существования. Личностное самоопределение не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, а становится базисом собственного дальнейшего развития.

И.Ю.Кулагина и Л.М.Фридман характеризуют  личность пятью основными потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и эстетическим. Познавательный потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Ценностный потенциал личности определяется обретенной в процессе социального развития системой ценностных ориентаций, т.е. идеалами, жизненными целями, убеждениями. Творческий - способностями к действию и мерой их реализации в той или иной сфере общественной деятельности. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами общительности, характером и прочностью контактов с другими людьми. Межличностное общение выражается в системе социальных ролей. Эстетическая активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном или самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. [6, с.486]

Применяя системный подход к  исследованию личности, Б.И.Додонов  выделяет три ориентации, необходимые  для успешного функционирования индивида: мировоззрение - общее понимание действительности, в которой приходится действовать; направленность - целевая ориентация; характер - ориентация, обеспечивающая быстрое реагирование на разного рода жизненные ситуации и обстоятельства (4).

С.А.Беличева приводит показатели социального  развития подростков:

-наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;

-степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности;

-уровень развития знаний, разнообразие интересов;

-адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

-коллективные проявления, способность считаться с другими;

-способность критически в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки других;

-самокритичность, наличие навыков самоанализа;

-внимательное отношение к другим, эмпатия;

-волевые качества, невосприимчивость к дурному влиянию, способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении;

-внешняя культура поведения преодоление и отказ от дурных привычек.

Обобщая данные теоретического анализа  исследуемой проблемы, были  сформулированы основные характеристики социально-психологической готовности к самостоятельной жизни, определены параметры «готовности».

  1.  Самоопределение (включает самосознание, систему мотивов и ценностей, временную перспективу и профессиональную направленность).
  2.  Интеллектуальная готовность - определенный уровень познавательного развития; уровень, который позиционирует молодого человека в его «социальной нише».
  3.    Устойчивый эмоциональный фон предполагает уравновешенность личности в ситуациях различной сложности.
  4. Коммуникативные навыки помогают человеку не только успешно общаться, но и получать необходимую информацию и использовать ее адекватно ситуации.

Таким образом, быть готовым к самостоятельной жизни - это стать субъектом жизни, действовать самостоятельно, следуя собственным целям и намерениям, но в соответствии с нормами окружающего мира.

1.3 Психо - социальное развитие подростков, воспитывающихся без попечения родителей

Социальное сиротство - комплексная, многоуровневая социальная и психологическая  проблема. Она существует в нашей  стране как проблема государственная: ежегодно более полумиллиона детей  разного возраста остаются без попечения  родителей. За последние сто лет наша страна переживает уже третью волну сиротства. «Волны» обусловлены социальными условиями и процессами в обществе: три разрушительные войны, террор 20-30х годов, последствия перестройки и экономическая нестабильность 90-х годов.  На сегодняшний день характерно расширение социального сиротства из-за ухудшения жизни российской семьи, роста числа разводов, рождения детей вне брака, падения нравственных устоев и, как следствие, изменение отношения к детям, вплоть до вытеснения их из семей.

В последние годы появилось качественно  новое явление - так называемое «скрытое»  социальное сиротство - когда дети, проживая в родной семье, полностью  предоставлены сами себе, лишены заботы и внимания. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца. В «группу риска» по социальному сиротству входят дезадаптированные семьи, семьи с низким социальным статусом, малоимущие, многодетные.

У социальных сирот уже сформирован  негативный опыт существования в социуме. Перед воспитателями, психологами, дефектологами, социальными педагогами государственных интернатных учреждений стоит гуманная задача - «отогреть» израненные детские души, вернуть обществу социально адаптированных молодых людей.

Учреждения интернатного типа являются чаще всего «закрытыми» учреждениями. Приведем типичную характеристику воспитательного  учреждения этого типа. «В учреждениях часто устанавливают барьеры, отделяющие их обитателей от окружающего мира, свободный выход из учреждения  бывает затруднен, все события и мероприятия учреждения происходят в фиксированном месте под руководством фиксированного руководителя, состав обитателей учреждения не меняется на протяжении многих лет, круг общения фиксирован (и тем самым ограничен), любая деятельность и инициативы детей планируются и контролируются сотрудником учреждения, дети ограничены в своих контактах с внешним миром, а сотрудники свободно функционируют за его пределами, чувственный опыт воспитанников учреждений ограничен, а основные виды деятельности протекают неполноценно».

Еще одной отличительной особенностью развития детей из детского дома является своеобразная идентификация их друг с другом и формирование феномена «мы». В обычных семьях всегда есть фамильное «мы» - чувство причастности к своей семье. Это важная эмоциональная и нравственная сила, которая создает эффект защищенности ребенка. Подростки, воспитывающиеся в интернате, находятся как бы среди своих «братьев и сестер»:  группа сверстников является аналогом семьи. В результате складывается так называемое интернатское «мы», которое подчиняет индивидуальные мнения и стили поведения. Подростки, образуя некое «мы», становятся конформными, у них не формируются навыки общения и равноправные отношения со сверстниками.

В подростковом возрасте становится особенно актуальной потребность в  самоутверждении  и самовыражении. Удовлетворяется она в большей степени в общении со взрослым, посредством получения его признания, одобрения. Этого практически не получают или получают минимально дети, воспитывающиеся в интернатах.

Важные новообразования подросткового  возраста - обращенность в будущее  и профессиональная ориентация. Перспектива  будущего у воспитанников интернатов выражена незначительно, они живут  сегодняшним днем, настоящим, их помыслы относятся к периоду актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего. Поэтому мотивы, связанные с профессиональной перспективой, развитием собственной личности, собственного «Я», развиты в малой степени. Как показали исследования Н.Н.Толстых и др., у социальных сирот практически отсутствуют мотивы связи с прошлым, а их представления о семье сбивчивы и неясны. [4, с. 195]

Для выпускников интернатов не существует такого многообразия выбора учебных  заведений, который есть у большинства детей, воспитывающихся в семьях, т.к. они вынуждены поступать в ограниченное число образовательных учреждений, с которым у интерната заключен договор. У воспитанников интерната рано складывается реалистическое представление о своей будущей специальности, что, с одной стороны, предполагает непротиворечивое отношение к выбору специальности, а с другой, у этих ребят не происходит профессионального самоопределения как самостоятельного решения.

В интернате у подростков наблюдается  расхождение между их стремлениями, связанными с поиском, утверждением себя и неизменным положением школьника, что свойственно подростковому  возрасту. У ребят появляется желание  вырваться  за рамки повседневной школьно-интернатской жизни, в какую-то иную, значительную, самостоятельную. К сожалению, часто другой жизнью становится бродяжничество, наркотизация, алкоголизация, преступность.

Итак, длительное эмоциональное напряжение, связанное с депривацией родительской любви, и воспитание в «закрытом» учреждении интернатного типа препятствует, по мнению И.В.Дубровиной, адекватному психосоциальному развитию, способствуя фиксации инфантильных форм поведения, проявляющихся в эмоционально-волевой незрелости, слабо развитом чувстве ответственности за свое поведение, отсутствии планов на будущее. Подростковый возраст - последний период пребывания большинства оставшихся без попечения родителей детей в интернате. В дальнейшем они должны вступить в самостоятельную жизнь, но чаще всего оказываются не готовы к переходу от постоянной опеки к самостоятельности.

Подводя итоги теоретического анализа  рассматриваемой проблемы, отметим, что в настоящем исследовании описаны параметры социально-психологической  готовности к самостоятельной жизни  современных подростков. Этими параметрами являются: самоопределение (включает самосознание, систему мотивов и ценностей, временную перспективу и профессиональную направленность); интеллектуальная готовность; устойчивый эмоциональный фон и коммуникативные навыки.

В экспериментальном исследовании была проверена гипотеза о недостаточной  сформированности у подростков в  интернате психологической готовности к самостоятельной жизни.[5,с.168-189].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Уровень готовности выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни

Состояние воспитанников  школы - интерната, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего можно  характеризовать как растерянность  перед самостоятельной жизнью. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Реализация данного выбора затруднена  прежде всего отсутствием у этих детей близких людей, заинтересованных в их судьбе.

Выпускник школы-интерната находится чаще всего в состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция ребенка-сироты носила в значительной мере «объектный характер», о нем заботились, его обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этого же ребенка нормативно становится «субъектным». Он сам должен обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Выпускник фактически должен самостоятельно впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство, поскольку отсутствует преемственность, опыт для подражания. Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым»  из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру. В итоге перед ним стоят две насущные задачи:

1. Перейти на самостоятельное жизнеобеспечение.

2. Выстроить границы своего нового жизненного пространства.

Анализ проблем  выпускников школы-интерната показывает, что они являются следствием тех  недостатков, которые до сих пор  имеют место в деятельности в  интернатных учреждений. Это иждивенчество напоминание материальной стороны жизни, вопрос о собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах; трудности в общении там, где оно свободно, произвольно, где требуется строить отношения; инфантилизм, земельное самоопределение, незнание самого себя как личности; неспособность к сознательному выбору своей судьбы; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения и др.

Возникает вопрос: Каковы факторы  препятствующие успешной социализации воспитанников школы-интерната?

1.Это неопределенность  их социального статуса. Дети-сироты  лишены семьи, а после ухода  из детского дома они лишаются  и «принадлежности» к своему  учреждению.

2.Здоровья воспитанников  большинство детей-сирот, и детей  оставшихся без попечения родителей имеет серьезное отклонение в состоянии здоровья и психологического развития. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии этих детей нередко осложняется нарушениями эмоционально-волевой сфере и поведении.

3. Особенности психического развития. По мнению многих специалистов особенности психического развития воспитанников школы-интерната, особенно в подростковом возрасте, проявляется в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Искажения в общении со взрослыми лишают детей-сирот важного для их психологического благополучия переживания своей значимости и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к нему.

4. Формирование  личности. Большое значение для  формирования личности воспитанников школы-интерната имеют стремления, желания надежды, то есть отношение к своему будущему. Однако, как показывает практика, для них характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное будущее. Если же перспективные не намечаются, то они не заполнены реальным содержанием. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки-воспитанники детских домов не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать. Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей. В результате у выпускника школы-интерната формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему. На вопрос чего ты боишься больше всего в жизни? Чаще всего встречаются такие ответы: «боюсь остаться без жилья», «боюсь стать никому не нужным», «боюсь, что у меня не сложится жизнь и попаду в тюрьму», « боюсь одиночества»  и т. п.

5. Усвоение норм  и ценностей. Чтобы молодой  человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь  соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир.

В настоящее время  во многих учреждениях разрабатываются  и реализуются различные программы  подготовки детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни. Они направлены на формирование у детей готовности к преодолению трудностей социализации, расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, самоопределение, овладение полоролевым поведением.  Такие программы социальной адаптации выпускников школы-интерната включают довольно разнообразное содержание: обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок и создать уют в доме, умение пользоваться разными инфраструктурами, навыкам экономического поведения.[ 9,с.321]

 

2.1. Организация и проведения  исследования.

 

Исследование проводилось на базе «ГОУ РТ  школы-интерната для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» г Кызыла. В исследовании приняли участие 18 воспитанников из 11 «б» класса.

С целью определения социально-психологической  готовности к самостоятельной жизни  выпускников школы-интерната было проведено анкетирование «Скорая  помощь в выборе профессии». 

Школьники были заинтересованы в анкетировании, т.к им были интересны сами вопросы. Ребята работали индивидуально, они  давали краткие ответы, долго над  вопросами анкеты не задумывались. Анкетирование проходило в течение 10 минут.

Также было проведено метод «Наблюдение» за школьниками. Метод проводился в течение одного урока (40 минут).

И наконец, метод «Беседа» было проведено  со школьным психологом с Любовью  Прокофьевой. Метод проходил в кабинете школьного психолога. Беседа продолжалось в течение часа. В ходе беседы мне удалось узнать какие работы ведутся по созданию условий, способствующих формированию у детей навыков взаимодействия с различной социальной средой и владения различными трудовыми действиями, позволяющими им адаптироваться к самостоятельной жизни и деятельности в современных социально-экономический условиях.

 

2.2. Методика исследования психологической готовности к самостоятельной жизни выпускников  школы-интерната.

 

Сегодня каждый третий подросток, покидает школу, не имея представления о том, какую профессию он хочет  освоить. Учитывая тот факт, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психологическое становление личности, необходимо использовать все возможности формирования социально- психологической готовности школьников в выборе профессии в ходе образовательного процесса.

Цель анкетирования «Скорая помощь в выборе профессии»:

  1. Изучение профессиональных предпочтений;
  2. Определение мотивов выбора профессии;
  3. Определение основных профессий, интересующих учащихся.

Анкета «Скорая помощь в выборе профессии».

 

Инструкция: Если ты уже задумываешься о будущей профессии и карьере ответь на эти вопросы обведя в кружок подходящие варианты ответа.

I.Выбрал(а) ли ты профессию?

а. Да

б. Нет

II. Если Да, то какую? (написать)

III. (а) Что ты знаешь о своей будущей профессии? (несколько вариантов)

1. предмет, содержание, условия  труда;

2. профессионально важные качества;

3. места, где можно получить  эту профессию;

4. спрос на эту профессию на  рынке труда;

5. медицинские противопоказания

IV. (б) Что тебе мешает выбрать профессию? (несколько вариантов).

  1. Плохо знаю мир профессии;
  2. Плохо знаю свои возможности;
  3. Не могу выбрать из нескольких вариантов;
  4. Не знаю, как выбрать профессию;
  5. Еще не думал (а) в выборе профессии.

 

Рассмотрите предложенные варианты предметов  труда и деятельности, выберите и  отметьте 1-2 варианта

  1. Какой предмет труда тебя привлекает?

Человек (дети и взрослые, ученики  и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители  и читатели и.т.д.)

Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки  программирования).

Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины).

Искусство (литература, музыка, театр, кино, бале, живопись и.т.д.)

Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и.т.д.)

Изделия и продукты (металл, ткань, мех, кожа, дерево, камень, лекарство, хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и.т.д.)

Природные ресурсы (земля, леса, горы, водоемы, месторождения и.т.д.).

2.Какой вид деятельности  тебя привлекает?

 

  1. Управление  (руководство чьей-либо деятельностью).
  2. Обслуживание (оказание различных услуг).
  3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности).
  4. Производство (изготовление продукции).
  5. Конструирование  (проектирование деталей и объектов).
  6. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо).
  7. Защита (охрана от болезней враждебных действий).
  8. Контроль (проверка и наблюдение).

 

Результаты анкетирования «Скорая помощь в выборе профессии».

 

I.Выбрал(а) ли ты профессию?

 

а. Да:44%

 

б. Нет: 56%

 

Результаты показывают что, большинство  воспитанники (56%) еще не определились с выбором профессии. Это говорит, о недостаточной знании воспитанников  мир профессии. Неподготовленность выпускников к выборе профессии.

 

 

 

II. Что ты знаешь о своей будущей профессии? (несколько вариантов)

 

1. Предмет, содержание, условия  труда: 16%

 

2. Профессионально важные качества: 35%

 

3. Места, где можно получить  эту профессию: 38%

 

4. Спрос на эту профессию на рынке труда: 0%

 

5. Медицинские противопоказания: 11%

 

На вопрос: «Что ты знаешь, о своей будущей профессии?» большинство утверждают о местах, где можно получить эту профессию. О профессионально важных качествах будущей профессии воспитанники имеют немалое представление.

 

III. Что тебе мешает выбрать профессию? (несколько вариантов).

 

1.Плохо знаю мир профессии: 38%

 

2.Плохо знаю свои возможности: 22%

 

3.Не могу выбрать из нескольких  вариантов: 27%

 

4.Не знаю, как выбрать профессию: 12%

 

5.Еще не думал (а) в выборе профессии: 0,5%

 

Анкетирование показало, что большинство  воспитанники утверждают, что плохо  знают мир профессии, также плохо знают свои возможности и не могут выбрать из нескольких вариантов.

 

 

 

IV. Какой предмет труда тебя привлекает?

 

1.Человек (дети и взрослые, ученики  и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители  и читатели и.т.д.): 33%

2.Информация (тексты, формулы, схемы,  коды, чертежи, иностранные языки,  языки программирования): 11%

3.Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты): 11%

4.Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины): 11%

5.Искусство (литература, музыка, театр,  кино, бале, живопись и.т.д.): 22%

6.Животные и растения (дикие,  домашние, декоративные и.т.д.): 0%

7.Изделия и продукты (металл, ткань, мех, кожа, дерево, камень, лекарство, хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и.т.д.):0,5%

8.Природные ресурсы (земля, леса, горы, водоемы, месторождения и.т.д.): 0,5%

 

   Результаты показывают, что большинство детей привлекают работать в области «человек-человек» (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели и.т.д.)

 

V. Какой вид деятельности тебя привлекает?

 

1.Управление  (руководство чьей-либо  деятельностью): 22%

2.Обслуживание (оказание различных услуг): 27%

3.Образование (воспитание, обучение, формирование личности): 11%

4.Производство (изготовление продукции): 11%

5.Конструирование  (проектирование  деталей и объектов):16%

6.Исследование (научное изучение  чего-либо или кого-либо): 16%

7.Защита (охрана от болезней  враждебных действий): 0,5%

8.Контроль (проверка и наблюдение):11%

 

 

На вопрос: Какой вид деятельности тебя привлекает? Большинство воспитанники выбирают обслуживание (оказание различных  услуг). Это говорит, о неуверенности  детей в своих возможностях, также боязнь детей пробовать в различных сферах деятельности.

 

2.3. Анализ результатов исследования.

 

Таким образом, результаты анкетирования  «Скорая помощь в выборе профессии» показало что,  профессиональные намерения  у ребят путаны, выбор профессии происходит по типу выбора образа жизни.

 Метод «Наблюдения» подтвердило особенности развития детей в интернате, полученные в ходе констатирующего эксперимента. Воспитанники интерната не помогают, не поддерживают друг друга при выполнении заданий, другой человек их мало интересует. Общение между ребятами строится, в основном на пихании, толкании, обзываниях. При этом все смеются. Как будто преследуется цель: чем лучше я толкну, тем больше народу заметят и оценят меня. В классе существует несколько разрозненных групп по 2-5 человек, несмотря на то, что большая часть класса учится и живет вместе с 10лет. Взрослых (коллектив интерната) ребята не принимают, отношение к ним на грани ненависти. Вопросы психологу стараются задавать наедине, при всех не спрашивают.

Подростки с готовностью идут на выполнение письменных заданий, при  этом выполняют они их недобросовестно, «лишь бы сделать», а результат, заключение по работе их будто вовсе не интересует. У многих ребят на уроке отсутствовали предметы школьной принадлежности (ручка, тетрадь, учебник). Это говорит о несерьезной отношении к учебе.

  Метод «Беседа» со школьным психологом с Любовью Прокофьевой:

В настоящее время актуальной проблемой  среди педагогов и учащихся одиннадцатых классов является сдача «Единого Государственного экзамена». Что в дальнейшем способствует успешному  поступлению в учебное заведение. В школе-интернате осуществляется постоянная работа по созданию условий, способствующих формированию у детей навыков взаимодействия с различной социальной средой и владения различными трудовыми действиями, позволяющими им адаптироваться к самостоятельной жизни  и деятельности в современных социально-экономический условиях.

Одним из важнейших условий обеспечения  социальной адаптации воспитанников является развитие у детей личных качеств, способствующих активному самоопределению в современной обществе, формирование социальной и коммуникативной компетенции воспитанников, гражданской ответственности правового самосознания, экономических знаний, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Считая социально-трудовую адаптацию  воспитанников одной из самых  важных задач воспитания детей в  интернатных учреждениях, наш педагогический коллектив уделяет этой проблеме особое внимание. Методическое объединение воспитателей работает над проблемой «Формирование у воспитанников жизненно важных навыков». На заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре постоянно обсуждаются результаты работы педагогов по формированию у воспитанников культуры здоровья, экономических знаний, способности адаптироваться в обществе, устойчивого интереса к трудовой деятельности, а также по совершенствованию системы, направленной на углубление профессиональной ориентации старшеклассников.

Вывод: Результаты методики исследования психологической готовности к самостоятельной жизни выпускников школы-интерната показало, что дети воспитывающиеся в интернате плохо знают свои возможности, неуверенны в себе, также недостаточно знают мир профессии. Наблюдается некоторая «боязнь» воспитанников вступить в самостоятельную жизнь. Мотивы, связанные с профессиональной перспективой, с развитием собственной личности, собственного «Я», развиты в малой степени.

Глава III. Основы коррекционно-развивающей работы по подготовке выпускников интерната к самостоятельной жизни

Чтобы помочь подростку преодолеть сложности взросления, в воспитательной работе с ним необходимо опираться  на лучшие, прогрессивные тенденции  развития этого возраста: стремление к утверждению собственных возможностей в общении с окружающими, новые социальные ожидания, готовность к освоению новых видов деятельности, желание (не всегда осознаваемое) быть нужным и полезным другим людям, обществу, потребность занять достойное место во взаимоотношениях с людьми.  
 В самостоятельной жизни выпускникам придется вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности - ответственности, умения делать выбор и работать в сотрудничестве. Необходимо разнообразить обстановку и формы социальной жизни. Поскольку речь идет о ребенке-сироте, воспитывающемся в школе-интернате, то именно здесь должна быть создана развивающая среда, максимально содействующая расширению и углублению его социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании. Этому во многом будет способствовать активное участие детей-сирот в работе школьной детской организации при одном очень важном условии - совместной деятельности детей и взрослых, т.е. сотрудничестве. Необходимо предоставлять детям возможность предлагать свои варианты предстоящей деятельности, обустройства жизни и быта, оформления учебных помещений и школьного двора, и прийти им на помощь, не оставляя их одних в трудную минуту.

Таким образом, для успешной адаптации детей-сирот, формирования социальной компетенции выпускника, адекватной оценки себя и других в социуме педагогам и специалистам интернатного учреждения следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые обеспечивают успешность именно в современной жизни: коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение сделать осознанный и ответственный выбор; умение работать в группе, коллективе; универсальные навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха (умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач); способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей (умение решать проблемные ситуации при дефиците имеющихся средств, способов и знаний, проявляющееся в способности к обнаружению и постановке проблем; способности к генерированию большого числа идей; в гибкости и оригинальности способности действовать нестандартно, способности усовершенствовать объект, добавляя детали).  
 Именно эти аспекты следует усиливать в образовательном процессе как в учебных занятиях, так и во внеурочное время, во внеклассной и внешкольной деятельности. Психолого-педагогическая поддержка старшеклассников, вступающих в самостоятельную жизнь после окончания школы-интерната, облегчит им социальную адаптацию, поможет быть принятыми в социуме.  Основные направления психолого-педагогического и социального сопровождения выпускников: подготовка к итоговой аттестации (коррекция эмоционального состояния, совершенствование навыков самопрезентации, уверенного поведения); индивидуальное консультирование (помощь в решении личностных проблем, помощь в решении проблем взаимоотношений, коррекция выбора профессионального самоопределения); коммуникативные тренинги (обучение методам саморегуляции в стресовых ситуациях, обучение техникам общения, обучение техникам релаксации, повышение самооценки); профилактика асоциальных форм поведения (совместное проведение классных часов, помощь в решении конфликтных ситуаций, просветительская деятельность) и.т.д.

Заключение

Сегодняшний выпускник для реализации своих профессиональных планов, независимо от того является ли он выпускником  школы – интерната для детей  сирот или нет, должен быть востребован на рынке труда, должен быть компетентным в профессиональном плане, адекватно оценивать свои личные качества. Для этого необходимо формировать профессиональные качества, и определить социально-психологическую готовность с раннего школьного возраста, задолго  до момента выпуска его из стен школы.

Правильно сделанный  подростком выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию.  
В результате исследования социально-психологической готовности к самостоятельной жизни выпускников школы-интерната было выявлено, что воспитанники школы-интерната (11 класс) еще недостаточно готовы к самостоятельной жизни, т.к. многие из них еще на определились с выбором профессии, с местом продолжения обучения.

Важные новообразования подросткового возраста – обращенность в будущее и профессиональная ориентация. Перспектива будущего у воспитанников интернатов выражено незначительно, они живут сегодняшним днем, настоящим, их помыслы относятся к периоду актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего. Поэтому, мотивы, связанные с профессиональной перспективой, с развитием собственной личности, собственного Я, развиты в малой степени. Как показали исследования Н.Н. Толстых у социальных сирот практически отсутствуют мотивы связи с прошлым, а их представления о семье сбивчивы и неясны.

В интернате у  подростков наблюдается расхождение  между их стремлениями, связанными с поиском, утверждением себя и неизменным положением школьника, что свойственно  подростковому возрасту. У ребят  появляется желание вырваться  за рамки повседневной школьно-интернатской жизни, в какую-то иную, значительную, самостоятельную. К сожалению, часто другой жизнью становится бродяжничество, наркотизация, алкоголизация, преступность. Итак, длительное эмоциональное напряжение, связанное с депривацией родительской любви, и воспитание в «закрытом» учреждении интернатного типа препятствует, по мнению И.В.Дубровиной, адекватному психосоциальному развитию, способствуя фиксации инфантильных форм поведения, проявляющихся в эмоционально-волевой незрелости, слабо развитом чувстве ответственности за свое поведение, отсутствии планов на будущее.  Подростковый возраст - последний период пребывания большинства оставшихся без попечения родителей детей в интернате. В дальнейшем они должны вступить в самостоятельную жизнь, но чаще всего оказываются не готовы к переходу от постоянной опеки к самостоятельности.

Таким образом, процесс профессионального  и личностного самоопределения  будет эффективен, когда будут  учтены все составляющие компоненты, помогающие выпускникам школ-интернатов адаптироваться в обществе с новыми социально-экономическими отношениями. Только учитывая особенности интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание индивидуальной работе , при этом всегда имея в виду трудности, с которыми встречаются дети – сироты при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные результаты при проведении  работы по профессиональному самоопределению, и готовности к самостоятельной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.Абульханов - Славская К.А. Деятельность и психология личности.- Москва: Наука, 1980.

 

2.Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство дети и родители. – Москва: Просвещение, 1994.

 

 3.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды.- Москва.-Воронеж, 1997.

 

4.Дубровина. И.В. Формирование личности старшеклассника.- Москва: 1989.

 

5.Дубровина И.В., Акимова М.К.., Боржова Е.М.. Рабочая книга школьного психолога.- Москва: Просвещение,1991.

 

6.Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- Москва.: Издательство Московского университета, 1980.

 

7.Мухина. В.С.  Возрастная психология: феноменология развития, детство  отрочество.- Москва: Академия, 1999.

 

8.Прихожан А.М.., Толстых Н.Н., Психология сиротства.-

Москва: Просвещение,1994.

 

9.Шипицына. Л.М. Психология детей-сирот. - Новосибирск: Наука,1992

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-психологическая готовность к самостоятельной жизни выпускников школы- интерната