Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:27, реферат
Барьеры психологические [от франц. bariere — преграда, препятствие] — специфические психологические состояния личности, которые не позволяют ей занять активную позицию и реализовать тот или иной вид деятельности и общения. Эти психические состояния, как правило, связаны с неадекватно острыми отрицательными переживаниями по поводу конкретных проблем и актуальных ситуаций. Психологические барьеры субъективно переживаются личностью как серьезные трудности в организации коммуникативных связей и взаимоотношений и сопровождаются чувством самонеудовлетворенности, самонеприятием и самнепринятием, неоправданно заниженными самооценкой и уровнем притязаний, что нередко приводит к внутриличностным конфликтам, патологическим страху, стыду, тревоге и чувству необоснованной вины.
Введение……………………………………………………………………….2.
1. Понятие социально-психологического барьера………………..................3.
2.Основная функция социально-психологического барьера……………….4.
3.Природа социально-психологического барьера…………………………...6.
4.Барьеры личности……………………………………………………………7.
5.Социально-психологические барьеры общения…………………………...8.
Заключение……………………………………………………………………10.
Список литературы…………………………………………………………...12.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Понятие социально-
2.Основная функция социально-
3.Природа социально-
4.Барьеры личности………………………………
5.Социально-психологические барьеры общения…………………………...8.
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Барьеры психологические [от франц. bariere — преграда, препятствие] — специфические психологические состояния личности, которые не позволяют ей занять активную позицию и реализовать тот или иной вид деятельности и общения. Эти психические состояния, как правило, связаны с неадекватно острыми отрицательными переживаниями по поводу конкретных проблем и актуальных ситуаций. Психологические барьеры субъективно переживаются личностью как серьезные трудности в организации коммуникативных связей и взаимоотношений и сопровождаются чувством самонеудовлетворенности, самонеприятием и самнепринятием, неоправданно заниженными самооценкой и уровнем притязаний, что нередко приводит к внутриличностным конфликтам, патологическим страху, стыду, тревоге и чувству необоснованной вины. Традиционно в социальной психологии и социальной психологии личности различают коммуникативные барьеры и барьеры смысловые. Если коммуникативный барьер напрямую связан с теми трудностями, которые возникают у личности, прежде всего, при планировании и организации ею актуального общенческого акта, то смысловой барьер связан с взаимонепониманием между людьми, так как для них одно и то же событие или явление имеет различный смысл. При этом, как правило, значение, например, слов просьбы или приказа понятно обеим общающимся сторонам, но несовпадение смыслов приводит к разрушению взаимодействия, обусловливает непродуктивность контакта, закладывает основы возможного межличностного конфликта. Практически невозможно назвать ту сферу взаимодействия людей, которая была бы гарантирована от смысловых барьеров. В то же время наиболее часто смысловые барьеры возникают в ходе взаимодействия детей и взрослых, а также в отношенческих системах «руководитель — подчиненный» и «подчиненный — руководитель». Понятно, что смысловое недопонимание принимает особо острые формы и приводит к особенно болезненным последствиям в обстоятельствах кардинальной смены социальных ориентиров в социуме, деформации ценностной системы общества.
В отечественной психологии общение исследовали Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтин, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Л.С.Рубинштейн. Они рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Психологический анализ общения раскрывает
механизмы его осуществления. Общение
выдвигается как важнейшая
Факт разрушительного влияния такого рода процессов как на социальное взаимодействие, так и на личность не требует дополнительных доказательств. Именно поэтому работа в качестве своеобразного «переводчика», дающего возможность партнерам понимать не только формальное значение, но и подлинный смысл как вербальных, так и невербальных аспектов межличностных взаимоотношений является одной из главных составляющих деятельности психолога.
Социально – психологический барьер
– это такое состояние или
свойство индивида, которое консервирует
резервы его духовно –
В качестве состояния социально – психологический барьер выступает в той мере, в какой он зависит не столько от особенностей данной личности, сколько от конкретной ситуации ее жизнедеятельности.
Например, плохое, хотя и временное,
настроение человека, вызванное определённым
стечением обстоятельств, может
оказаться психологическим
В качестве же свойства личности социально
– психологический барьер представляет
собой одно из стабильных проявлений,
порождённых особенностями
Так, повышенная подозрительность, настороженность и недоверие к другим людям, являющейся свойствами характера личности, оказываются, независимо от конкретной ситуации, социально – психологическим барьером на пути общения.
2.Основная функция социально – психологического барьера
Основная функция социально – психологического барьера состоит в защите личности от угрозы разрушительного воздействия.
Впервые термин «защита» был введён З. Фрейдом (1894), позднее (1896) им же было описано и функциональное назначение психологической защиты как средства или механизма ослабления внутрипсихического конфликта, вызванного столкновением инстинктивных импульсов индивида и интериоризированными требованиями социальной среды. Однако заслуга попытки создания целостной теоретической системы защитных механизмов принадлежит А. Фрейд, которая определяла их как «деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Существенно при этом, что эти механизмы функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием».
Такие психологические механизмы, как отрицание, подавление, вытеснение, рационализм, проекция, сублимация, идентификация, замещение и другие, открытые и описанные в своё время З. Фрейдом, а позднее систематизированные А. Фрейд, нацелены на ослабление внутренних и внешних конфликтов личности и повышение уровня её способности к адаптации, уравновешиванию со средой и саморегуляцией.
Однако, обеспечивая психологическую защищённость личности от стрессогенных факторов, способных вывести ее из состояния внутренней уравновешенности, эти механизмы, в свою очередь, оказываются психологическими барьерами на пути адекватного восприятия и понимания личностью природы последних.
Так, вытесняя и подавляя сигналы тревоги и угрозы для личности, поступающие извне, и поддерживая тем самым ощущение внутреннего психологического комфорта у индивида, эти механизмы выступают в качестве психологического барьера или, что то же самое, помехи на пути формирования у личности адекватной оценки как этих сигналов, так и той ситуации, которая стоит за ними и требует перестройки психического состояния и поведения индивида.
Психологи рассматривают эти барьеры как средство контроля за степенью соответствия или несоответствия побуждений индивида социальным нормам, равно как и за уровнем стабильности его мировосприятия. Так, в работах Р. М. Грановской и Ю. С. Крижанской психологические барьеры квалифицируются в качестве системы защиты от травмирующей информации и контроля за социально неодобряемыми побуждениями. В свою очередь, сама система психологической защиты трактуется как механизм поддержания целостности и неизменности модели мира, который блокирует информацию, не соответствующую представлениям человека о мире, а иногда и мешает порождению новых решений, если они могут как-то противоречить существующим на данный момент представлениям.
В какой-то мере социально-психологический барьер можно уподобить панцирю черепахи, которой он нужен потому, что у неё очень нежное и беззащитное тело. С этой точки зрения психологический барьер тем нужнее, чем чувствительнее, впечатлительнее нервная система человека.
Психологический барьер, подобно холодильнику, защищает духовный мир человека от резких перепадов внутренних состояний и внешних условий его жизни, от стрессовых перегревов и разрушительного воздействия опасных соблазнов.
Однако, защищая от внутренних конфликтов и внешних влияний, барьер одновременно и тормозит, сдерживает, замораживает и консервирует эмоциональную реактивность и впечатлительность, интеллектуальную активность и подвижность личности.
Иными словами, психологический барьер ограничивает или даже прерывает эпизодически с его социальным окружением.
3. Природа социально-
Необходимость психологической защиты личности от разрушительных последствий как внутреннего конфликта, так и внешнего влияния, порождающая барьер, вытекает из многих факторов и условий человеческой жизнедеятельности. Она может быть продуктом:
– угрозы манипуляции сознанием и психическим состоянием индивида;
– результатом потребности
– следствием опасной стрессовой ситуации;
– финалом полной идентификации с какой-либо общностью в противовес другим;
– порождением трудностей межличностного или ролевого общения и т.д.
Психологический или социально-психологический
барьер личности по своей природе
– результат компенсации
Такая неготовность заставляет включить
тормоза – психологические
Смысл такого торможения – выключение
личностного потенциала из опасной
зоны экстремальной ситуации или
не будет сформирована необходимая
для неё психологическая
Опосредованность – механизм образования социально-психологического барьера. Но если по своей природе психологический барьер является специфической установкой или психическим настроем индивида, то истоки того и другого, в свою очередь, связаны с механизмом опосредованности.
Иными словами, опосредованность психической деятельности человека выступает в конечном итоге основным источником всех психологических барьеров.
Это означает, что возможность возникновения
психологических барьеров заложена
уже в самой предметности психической
деятельности человека, которая может
выступать в качестве фильтра, опосредующего,
преломляющего, а нередко и деформирующего
всю поступающую извне
4. Барьеры личности
В роли социально-психологического барьера на пути реализации творческого потенциала личности может оказаться свойственное в тех или иных случаях человеку как состояние высокой, зашкаливающей психической напряжённости и скованности, так и, наоборот, состояние беспочвенной эйфории, благодушия, а соответственно и невключенности в сложную ситуацию, требующую собранности и полной концентрации сознания, воли и внимания на решение предстоящих задач.
Иными словами, любое психическое состояние личности, не адекватное требованиям складывающейся ситуации, способно выступать в качестве её личностного психологического барьера в той мере, в какой оно проистекает из особенностей характера данного индивида.
Так, человек, склонный к повышенной
самокритичности и заниженной самооценке,
постоянно сомневающийся в
Но личность может быть носителем
и психологических барьеров, доставшихся
ей от общности, с которой она
себя отождествляет. Например, психологический
барьер, контролирующий дистанцию общения
представителей одной общности с
другими, является психологическим
барьером общности с другими, является
психологическим барьером общности.
Таков, в частности, внешне ориентированный
психологический барьер любой общности,
который проявляется в
5. Социально-психологические барьеры общения
Особое место в системе
Примером первого могут
Примером же второго могут быть индивидуальные, прежде всего характерологические, особенности личности. Интровертированность, например, очень часто оказывается социально-психологическим барьером в ситуации, которая требует быстрого психологического переключения внимания с одного контакта на другой.
Заключение.
Общение чрезвычайно многогранно.
Оно может быть представлено в
своем разнообразии по видам. Различают
межличностное и массовое общение.
Межличностное общение связано
с непосредственными контактами
людей в группах или парах,
постоянных по составу участников.
Массовое общение — это множество
непосредственных контактов незнакомых
людей, а также коммуникация, опосредованная
различными видами средств массовой
информации. Общение может быть личным
и деловым. Личное общение — это
обмен неофициальной
Информация о работе Социально-психологические барьеры личности