Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:34, курсовая работа
Данная курсовая работа состоит из двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Цель исследования: изучение характеристик социально-психологических теорий личности.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Социальная психология личности
1.1 Понятие личности………………………………………………………….5
1.2 Социальная установка личности………………………………………….7
1.3 Социализация личности (механизмы, факторы и стадии,
адаптация личности)…………………………………………………………...9
1.4 Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности…………15
Глава 2 Социально-психологические теории личности
2.1 Специфика социально-психологического подхода к пониманию
Личности……………………………………………………………………….18
2.2 Характеристика социально-психологических теорий личности……….19
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………31
Глава 2
Социально-психологические теории личности
2.1 Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности
В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: 1) биологический; 2) социологический; 3) индивидуально-психологический; 4) социально-психологический и др. В соответствии с первым подходом развитие личности представляет собой развертывание генетической программы.
С точки зрения социологического подхода личность представляет собой продукт культурно-исторического развития. В связи с этим уместно провести цитату К. Маркса о том, что «личность не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность общественных сообщений».
С точки зрения индивидуально-психологического подхода на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.д. Здесь важно различать близкие, но не тождественные понятия «индивид», «человек», «личность».
На Западе отрасль психологии, которая занимается изучением личности, называется персонологией. Дело в том, что по-английски личность – это персона.
Этимология слова «личность» помогает разобраться в социально-психологической природе понятия. В русском языке слово «личность» означает личину, т.е. маску. Это обстоятельство подчеркивает типическое в личности, что позволяет говорить о ней как о социотипе, архетипе.
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности заключается в следующем:
- он объясняет механизмы социализации личности;
- раскрывает ее социально-психологическую структуру;
- позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.
Социально-психологическая структура личности включает: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь), когнитивные характеристики (картины мира); социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности.
2.2 Характеристика социально-психологических теорий личности
Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теорию Маслоу о самоактуализации «Я», теории зеркального «Я» («Я – концепцию»), экзистенциальные. Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию установки Д.Н. Узнадзе, дистанционную теорию личности , структуру личности К.К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности. Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.
Американский психолог А. Маслоу в своих работах о самоактулизации «Я» неоднократно подчеркивал, что один человек может относиться к другому как и к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимает вещи, и соответственно с ними обращаться. Конкретизировав это утверждение А. Маслоу , американский ученый Э.Шостром назвал первый тип личности актуализатором, а второй – манипулятором. Исследуя психические свойства Э. Шостром выделил восемь разновидностей манипуляторов, которые обозначил как «диктатор», «тряпка», «калькулятор», «прилипала», «хулиган», «славный парень», «судья», «защитник».
Для первого, по наблюдениям Э.Шострома, в общении с людьми характерна откровенно силовая манера поведения, для второго – кажущаяся бесконечная игра в поддавки, для третьего – холодная расчетливость, для четвертого – имитация беззащитности и постоянной нужды в опеке, для пятого – терроризирование окружающих в своих интересах, для шестого – разыгрывание «своего в доску» человека, для седьмого - демонстрация по отношению к объектам манипуляции обвинительной позиции, для восьмого – лицемерное разыгрывание роли защитника, но опять с целью получения желаемого от них.
Выдающийся немецко-американский психолог Э. Фромм еще в 50-е годы ХХ века утверждал, что из манипулирования рынком логически вытекает желание манипулировать людьми. Принадлежность каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы – мужчины, учителя, мужа, отца и т.д. Демонстрируя такое поведение, человек постоянно выступает как носитель социальной роли или одновременно несколько социальных ролей. Социолог И.С. Кон, конкретизируя это положение, пишет: «Принадлежность индивида к группе выражается в определенных функциях (ролях), в которых фиксируются его обязанности и права по отношению к группе».
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Различаются безличные (социальные) и межличностные роли. Взаимодействия друг с другом в учении, труде, в быту и выполняя при этом различные роли, например учителя, банкира, следователя, матери, люди остаются личностями. Любая социальная роль всегда оставляет для исполнителя возможность проявить свою индивидуальность. Вследствие этого социальные отношения становятся межличностными.
Психоаналитический подход З.Фрейда (1856-1939) к пониманию личности.
Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, родоначальник психоанализа, был последовательным детерминистом, он считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Главная его заслуга в том, что он впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с неосознаваемыми мотивами. Он выделил три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное. Именно в бессознательном находятся основные детерминанты личности – психическая энергия, побуждения и инстинкты. Существует два основных инстинкта: либидо, или стремление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии и стремление к смерти. В структуре личности, по Фрейду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Ид, это основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна. Она включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей добра и зла, не знает морали.
Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется требованием реальности. Эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и усилению удовольствия.
Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.
Для того чтобы вытесненный материал не проник снова в сознание, «Я» использует разнообразные способы защиты. Фрейд указывал в основном на такие формы защиты, как рационализация, сублимация, проекция и избегание. Однако, несмотря на наличие защиты, вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т.п. Подавленные мотивы продолжают действовать и существенным образом влияют на поведение человека. Более того, они усиливаются и уходят из-под контроля сознания. Когда сильный, но подавленный мотив прорывается в сознание, человек может впасть в истерический припадок или у него появятся другие невротические реакции.
Огромное значение Фрейд передавал детским сексуальным переживанием. Общеизвестен предложенный им комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь мальчика к собственной матери и отсюда ненависть к собственному отцу. В своем психосексуальном развитии человек проходит различные фазы, которые Фрейд подробно рассматривал в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида. «Застревание» на одной из этих фаз (оральной, анальной, фаилической и генитальной) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.
Во всех случаях невротических расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана к образу той или иной личности, идеи или вещи. Психоанализ помогает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно.
Психоанализ Карла Юнга (1875-1961)
Швейцарский ученый К. Юнг предложил идею существования наряду с индивидуальном бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т.е. некие общие формы мысленных представлений, наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Коллективное бессознательное существует в мыслях каждого отдельного индивида, коллективное оно потому, что является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации, человечество в целом.
Юнг выделяет несколько основных архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.
Персона – это то, какими мы представляем себя миру: характер, который мы принимаем, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения.
Эго – это центр сознания, он создает ощущение последовательности в нашей сознательной жизни.
Тень – центр личного бессознательного, в котором сосредоточен
материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.
Анима и Анимус – идеальные бессознательные структуры, отражающие представление соответственно о женственности и мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под влиянием этих архетипов.
Самость – центральный архетип порядка и целостности личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга, образуя целостность, которая и есть самость.
Психоанализ Альфреда Адлера (1870-1937)
Основные принципы австрийского врача – психиатра А.Адлера – холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес и общественное чувство, и направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, и действия каждого мотивированны, прежде всего, целями превосходства и овладения средой.
А.Адлер ввел термин «комплекс неполноценности», полагая, что все дети испытывают чувство неполноценности вследствие малых физических размеров и недостатка сил и возможностей.
Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к уничтожению, а как сильную инициативу в преодолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявление более общего мотива – стремление к превосходству и самосовершенствованию, т.е. побуждение улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность.
Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она предполагает общественные работы и заинтересованность в благополучии других, то можно говорить о конструктивном и здоровым развитии индивида. Это выражается в стремлении к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенной жизни.
Каждый человек выбирает свой жизненный стиль, т.е. уникальный способ следования своей жизненной цели. А.Адлер подчеркивал творческий активный характер личности в формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Он говорит о чувстве общности, ощущение родства со всем человечеством. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими мы можем преодолеть нашу действительную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация – основные черты здорового индивида.
Бихевиористский подход к пониманию личности.
Слово «бихевиоризм» происходит от английского behaviour – поведение. Бихевиоризм используют для объяснения поведения два основных понятия: стимул и реакция, сознание и прочие субъективные понятия отрицаются. Сторонники бихевиоризма стремятся иметь дело только с наблюдаемыми фантами.
Американский психолог, лидер бихевиоризма Б. Скиннер рассматривает личность как изолированную самость, которой нет места в научном анализе поведения. Личность определяется им как сумма паттернов поведения. Паттернам поведения называется некоторая целостная совокупность поведенческих реакций. Различные ситуации вызывают различные паттерны реакций.
Сам И. Павлов открыл механизм образования условных реакций при сочетании безусловного рефлекса с некоторым условным сигналом, то Б. Скиннер существенно расширил эту систему, предложив модель так называемого оперантного обуславливания – награждения за желаемые и наказания за нежелательные реакции. Подкрепляющий стимул дается после получения желаемых реакций, что способствует их закреплению и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющий стимул) уменьшает вероятность определенных реакций.
Автономный человек, свобода, достоинство, творчество, с точки зрения Б. Скиннера, - только фикции, также он отрицает спонтанность поведения и его источники, лежащие вне жизненного опыта. Скиннера больше интересует управление поведением, чем его предсказания.
Понимание личности с позиций гуманистической психологии.
Основательной гуманистической психологии К. Роджерс полагал, что решающую роль в жизни и развитии человека, играет, его представление о самом себе думает, тем более что он не поможет судить о том каков он на самом деле. Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона.
А Маслоу – один из основателей гуманистической психологии - всю свою работу связывал с проблемой личностного роста и развития. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, фактически отрицавших творчество, любовь, альтруизм и другие великие ценности человечества. Он считал, что психоанализ З.Фрейда представляет нам больную часть психики, которую га заполнить ее здоровой частью. Центральным понятием для гуманистической психологии языка самоактуализация.
Информация о работе Социально-психологические теории личности