Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:05, реферат
Человек, как и все другие живые существа -- часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, которая наглядно демонстрирует развитие человека как биологического вида, увеличение объема его головного мозга, изменение - конечностей и всей его природной конституции.
Введение…………………………………………………………………..…..….……….3
Классификация потребностей…………………………………………….……………..4
Биологические (естественные) потребности……………………………….………..…8
Социальные потребности………………………………………………………….….…8
Трансформация потребностей……………………………………….….…..…………..10
Управление потребностями……………………………………………………….…….11
Заключение……………………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………………14
Министерство Образования и науки Российской Федерации. Санкт Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики.
Контрольная работа
На тему:
«Социальные потребности человека».
По дисциплине:
«Человек и его потребности»
Содержание :
Введение…………………………………………………………
Классификация потребностей…………………………………………….
Биологические (естественные)
потребности……………………………….………..…
Социальные потребности……………………
Трансформация потребностей……………………………………….….
Управление потребностями………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Человек,
как и все другие живые существа
-- часть природы и продукт
Как
и всякое живое существо, человек
является своеобразной метаболической
системой, существующей за счет обмена
веществ с окружающей средой. Он
дышит, потребляет различные природные
продукты, существует как биологическое
тело в пределах определенных физико-химических,
органических и других условий окружающей
среды. Как природное, биологическое
существо, человек рождается, растет,
взрослеет, стареет и умирает. Человеку,
как и животному, свойственны
инстинкты, жизненные (витальные) потребности.
Существуют также и биологически
запрограммированные
Человек, в отличие от животного, как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен. Человек -- не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире -- в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества.
Цель данной работы: дать характеристику биологическим и социальным потребностям человека в разные периоды жизни.
Задачи
работы: 1) дать классификацию потребностей;
2) рассмотреть биологические
Классификация потребностей.
Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.
Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми подходят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальная, но узкопрофильная, непригодная для общего употребления. Так, например польский психолог К. Обуховский насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. Ершов в своей книге «Потребности человека» считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.
Рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. Ершов.
Достоевский делил множество интересов и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы:
1.
Потребности в материальных
2. Потребности познания.
3.
Потребности всемирного
У Гегеля 4 группы:
1. Физические потребности.
2. Потребности права, законов.
3. Религиозные потребности.
4. Потребности познания.
Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными. Каковы же особенности классификации потребностей?
Во-первых,
мы полагаем неприемлемыми
Во-вторых, методологически исходной посылкой нашей классификации является концепция человека, в частности, виды бытия человека: биологическое, социальное, духовное.
В-третьих,
в иерархии потребностей, восходящих
по закону возвышения от низшей к высшей
потребности в нашей
В соответствии с изложенными принципами можно выделить следующие большие группы потребностей:
1.
Базовые потребности: это
Внутри базовых потребностей можно обнаружить много их модификаций, дополнительных характеристик. Такие потребности являются конкретизацией базовой потребности. Так, в биологических потребностях можно выделить антропологические потребности, основанием для их выделения являются различия людей по полу (сексуальные потребности), по возрасту, по принадлежности к расе, к этнической общности. Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности - потребности комфорта жилья, транспортных средств, безопасности. Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потребность в защите прав и достоинств личности.
Следующим основанием для выделения больших групп потребностей является разделение потребностей по их социально-гуманистической ориентации (ценности). Это будет группа ценностно-ориентированных потребностей. По этому основанию можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и регрессивные.
Согласно классификации, предложенной П.В. Симоновым, потребности делят на три группы - потребности биологические, социальные и идеальные. В каждой группе выделяют так называемые базисные(основные, основополагающие) потребности, производными от которых является множество других потребностей (квазипотребностей), которые по сути сводимы к той или иной базисной потребности.
Биологические или материальные потребности обеспечивают существование человека как биологического существа и человечества как биологического вида.
Базисными в этой группе являются потребности в безопасности, в личной территории и потребность в продолжении рода.
Социальные
(социоэмоциональные) потребности человека
включают в себя необходимость принадлежать
к социальной группе, занимать в
ней определенное место, пользоваться
уважением и любовью
К этой группе относятся также потребности в самоутверждении, в достижении социальных успехов, потребность быть лидером или наоборот - быть ведомым, потребность следовать нормам, принятым в обществе, потребность в одобрении со стороны окружающих, потребности в идеологии и в культуре.
Социальные и биологические потребности делятся на две ветви - потребности «для себя» и потребности «для других».
Биологические потребности «для себя» обеспечивают выживание индивида самого по себе. Биологические потребности «для других» обслуживают выживание вида в целом как общности биологических особей. Предпосылкой развития потребностей «для других» в животном мире являются родительский инстинкт, групповая забота о молодняке, наблюдаемая у многих видов животных, а также способность к эмоциональному резонансу. У человека биологические потребности «для других» проявляются в основном как забота о близких, родных, членах семьи, об их благополучии.
Социальные
потребности «для себя» обусловлены
представлением человека о своих
правах, под их влиянием человек
стремится улучшить свое общественное
положение. Под влиянием социальных
потребностей «для других» человек
заботится о справедливости по отношению
к другим людям, борется за улучшение
социального положения какой-
Когда
человек занят удовлетворением
потребности «для себя», он склонен
видеть в другом человеке врага или
конкурента. Потребности «для других»
предполагают видение в другом друга,
соратника, помощника. Потребности
«для других» и «для себя» обуславливают
альтруистическое и эгоистическое
поведение индивида. И то, и другое
имеет свое эволюционное значение,
способствуя выживанию
Идеальные
(духовные) потребности - это потребности
в новой информации, в познании
окружающего мира, в поиске своего
места в нем, в познании смысла
и назначения своего существования
на земле, в самовыражении, самореализации,
творчестве, эстетическая потребность,
потребность освоить некую «
Базисной
в этой группе является потребность
в новой информации, которая проявляется
уже у грудных детей. И если
уже в этом возрасте не обеспечить
ребенку возможность такую
Потребность в познании происходит от присущей всему живому потребности в информации, наряду с потребностью в притоке вещества и энергии. Потребность в новой информации существует у человека независимо от ее практического значения для удовлетворения биологических или социальных потребностей. Она проявляется не только как стремление к новому, неизвестному, но и как стремление это новое объяснить, упорядочить, познать присущие ему закономерности. Слишком много новой информации может действовать на человека пугающе. Объясняя же мир, создавая разные модели, описания мира, человек снимает свой страх перед загадочностью и непредсказуемостью жизни.
Биологические, социальные и идеальные потребности можно разделить на две группы: потребности сохранения (нужды) и потребности развития (роста).
Потребности
нужды удовлетворяются в
Удовлетворение потребностей развития связано с выходом за пределы существующих общественных норм удовлетворения данной потребности, со стремлением улучшить свое положение. Поэтому удовлетворение потребностей развития вызывает у человека положительные эмоции. Угроза неудовлетворения потребностей развития вызывает у человека тоску, раздражение, вызванные отсутствием удач.
Помимо перечисленных выше трех основных групп потребностей существуют так называемые вспомогательные потребности: потребность в вооруженности и потребность в преодолении препятствий.
Потребность в вооруженности навыками и умениями, необходимыми для удовлетворения других потребностей, существует и проявляется независимо от них.
Она появляется с раннего детского возраста в виде потребностей в игре и в подражании. Подражание позволяет, копируя поведение окружающих, бессознательно усваивать поведение, навыки, благодаря подражанию ребенок обучается речи. Именно подражанию, имитации принадлежит решающая роль в овладении навыками, придающими деятельности человека - производственной, спортивной, художественной и др. - черты мастерства. Реализация потребности в вооруженности у взрослого человека определяет его квалификацию, компетентность, тем самым определяя общественную ценность личности.