Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:05, реферат
Человек, как и все другие живые существа -- часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, которая наглядно демонстрирует развитие человека как биологического вида, увеличение объема его головного мозга, изменение - конечностей и всей его природной конституции.
Введение…………………………………………………………………..…..….……….3
Классификация потребностей…………………………………………….……………..4
Биологические (естественные) потребности……………………………….………..…8
Социальные потребности………………………………………………………….….…8
Трансформация потребностей……………………………………….….…..…………..10
Управление потребностями……………………………………………………….…….11
Заключение……………………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………………14
Ощущение высокого уровня своей вооруженности делает человека спокойным, уверенным в себе, сохраняющим самообладание в сложной и быстро меняющейся обстановке. Недостаточная вооруженность приводит к ощущению тревоги, чувства своей неполноценности, зависимости от окружающих, зависти и ревности. Для человека, стремящегося стать субъектом в своей жизни, необходим осознанный подход к удовлетворению потребности в вооруженности в соответствии с поставленными жизненными задачами.
Потребность
в преодолении препятствий
Именно положительные эмоции, вызванные удовлетворением потребности в преодолении препятствий, заставляют спортсменов стремиться к победе над как можно более сильным соперником.
Индивидуальная выраженность и композиция вспомогательных потребностей в преодолении, вооруженности, а также принципа экономии сил определяют характер человека.
Каждый человек характеризуется своей неповторимой композицией и внутренней иерархией основных (биологических, социальных и идеальных) потребностей, которые и определяют его личность.
На удовлетворение потребностей, которые доминируют в этой иерархии, человек тратит больше времени и сил, доминирующие потребности определяют сферу преобладающих интересов человека, место творчества, «сверхзадачу жизни» (по П.В. Симонову). Задания, помогающие определить свои доминирующие потребности, Вы сможете найти в конце главы.
Потребность, определяющая деятельность человека в настоящий момент, называется актуализированной (ведущей). Актуализированная потребность во многом определяет содержание сознания человека, так как сознание выполняет работу по поиску путей удовлетворения потребностей. Так, например, сознание голодного человека, у которого в данный момент актуализирована пищевая потребность, выделяет в окружающем мире прежде всего те предметы (ценности), которые могут удовлетворить эту потребность.
Биологические (естественные) потребности.
Это
всеобщие первичные потребности
жизнедеятельности организма: потребности
питания и выделения, потребности
расширения жизненного пространства,
деторождения (воспроизводство рода),
потребность физического
Подчиняясь, зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они опосредуются условиями общественного бытия, детерминируются достигнутым уровнем культуры. Быть в слитности с естественным и растительным, и животным миром, со своими биологическими потребностями - желание преходящее, временное, не суть выражение свободы личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей несвободы. Ибо мир природы - это не мир человека, он может стать таковым лишь при условии, что человек организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам человеческой деятельности.
Базисные
биологические потребности
Биологические
потребности удовлетворяются
Среди биологических потребностей выделяют также принцип экономии сил, который может проявляться двояко: и как всем знакомая лень, и как стремление к изобретательству, к совершенствованию навыков.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод: человека удовлетворяет только такое общение с природой, при котором остаются следы его самоутверждения в природе, то есть удовлетворяет не девственная, а измененная природа.
Социальные потребности.
В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.
Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между «своими» и «чужими», совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей «для другого» над потребностями «для себя» человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.
Развиваются социальные потребности на базе существующей уже у грудных детей базисной потребности в эмоциональном контакте. Экспериментально было показано, что если разделить функции по уходу за ребенком между двумя разными людьми, так, чтобы один удовлетворял биологические потребности ребенка - кормил, купал, менял пеленки, а другой бы общался с ребенком - разговаривал, улыбался, то ребенок привязывается именно ко второму человеку, то есть к тому, кто удовлетворяет его потребность в эмоциональном контакте.
Потребность в эмоциональном контакте обуславливает чувство привязанности и боязнь одиночества.
Прообразом социоэмоциональных потребностей в животном мире является так называемый «эмоциональный резонанс» - способность животных реагировать на сигналы эмоционального состояния других особей.
Потребность а эмоциональном контакте не удовлетворяется в формальной ситуации, например, на работе, где отношения между людьми определяются их социальными ролями, функциями, конвенциями. Как правило, потребность в эмоциональном контакте удовлетворяется в ситуации неформального общения - там, где человек может проявлять себя свободно и естественно, где его принимают таким, какой он есть, например, в кругу друзей. На работе поведение человека обычно определяется его правами и обязанностями. В семье иногда потребность в эмоциональном контакте может не удовлетворяться, если партнеры пытаются перевоспитать друг друга, т.е. не принимают друг друга такими как есть, стремятся навязать человеку определенную, строго фиксированную функцию («…Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу…»). И это достаточно частая ситуация, поэтому в наше время люди нередко испытывают дефицит эмоционального общения, что приводит к неврозам и депрессиям.
Если
человек хочет подойти к
Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:
1. Потребности для других
2. Потребности для себя
3. Потребности вместе с другими
Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Примером потребности «для других» может служить герой рассказа Ю. Нагибина «Иван». «Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали».
Потребность
«для себя». Потребность самоутверждения
в обществе, самореализации, самоидентификации,
потребность иметь свое место
в обществе, в коллективе, потребность
власти и т. д. Потребности «для себя»
потому называются социальными, что
они неразрывно связаны с потребностями
«для других», и только через них
могут быть реализованы. В большинстве
случаев эти потребности
Потребности «вместе с другими». Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, обуздания агрессора, потребность мира, смены политического режима.
Особенности
потребностей «вместе с другими»
состоят в том, что они объединяют
людей для решения назревших
задач общественного прогресса.
Так, нашествие немецко-фашистских
войск на территорию СССР в 1941 г. стало
мощным стимулом для организации
отпора, и эта потребность носила
всеобщий характер. Сегодня агрессия
США и стран НАТО на Югославию
сформировала общую потребность
народов мира к осуждению неспровоцированных
бомбардировок городов
Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей.
Трансформация потребностей.
Понимание
приведенной выше классификации
потребностей будет малоэффективным,
если мы будет трактовать каждую потребность
в изоляции от других потребностей
или исследовать субординацию потребностей
в зависимости от однозначного определения
оной какой-либо ведущей потребности.
Ни одна человеческая потребность не
существует в чистом виде, все они
взаимосвязаны и переплетены
таким образом, что представляют
собой сложную мозаику, множеством
нитей связанную с
Как побудитель человеческой деятельности потребность только тогда побуждает человека на великие свершения, когда она озарена смыслом жизни, служит этой великой цели, которую личность стремится достичь. Потребности человека условны, подвижны, они носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей состоит в том, что каждая из них содержит в себе и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий своей реализации, возраста, окружающей среды, скажем, биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной потребностью, т. е. она трансформируется. В этом параллелограмме потребностей главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т. е. та, которая лучше мотивирована.
Обратимся к примеру из профессиональной деятельности по конструированию одежды. Мы уже выяснили, что потребность в одежде является материальной потребностью. Но является эта потребность единственной или главенствующей, определяющей деятельность модельера конструктора одежды? Однозначно - нет. Ведь материальная потребность в одежде фиксирует одно ее качество: оберегать человека от холода, сохранять тепло. Но для того, чтобы понравиться окружающим, чтобы победить на конкурсе мод материальная потребность нивелируется, она превращается в социальную и духовную потребность. А для того, чтобы возбуждать сексуальные потребности мужчины она должна умело подчеркивать женственные места. Ведь недаром говорят: модельеры, швейники - слуги моды, главная потребность которую они должны возбуждать в людях - потребность красоты, духовная, эстетическая потребность.