Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:45, доклад

Описание

Объектом социальной работы специалистов Государственного учреждения социального обслуживания “Областной центр социальной помощи семье и детям” стала семья социального риска, где по объективным или субъективным причинам затруднено социальное функционирование. Это семьи беженцев или вынужденных переселенцев, малообеспеченнные, с избыточной иждевенческой нагрузкой, то есть многодетные или имеющие в своем составе инвалидов, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, неполные, семьи безработных.

Работа состоит из  1 файл

соц. технологии работы с семьей в СОП.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Причинами семейной дезадаптации являются:

-личностные  психологические особенности членов  семьи;

-низкий  уровень педагогической компетентности  взрослых;

-недостаток  внимания к ребенку со стороны  родителей;

-различия  в жизненных установках и статусе  (у мужа образование высшее, а у жены - начальное, или наоборот);

-разногласия  на национальной или религиозной  почве;

-неумение  конструктивно разрешать конфликты.

Для их разрешения клиенты могут обратиться за помощью к психологу, социальным педагогам. Но чаще всего у членов асоциальных семей нет потребности идти к указанным специалистам, куда-либо еще, поэтому, например, проблемы недостатка внимания к ребенку со стороны родителей и низкого уровня педагогической компетентности взрослых должны компенсировать совместные действия специалистов.

При семейной дезадаптации специалист по социальной работе мотивирует семью на обращение  в психологическую службу, где

клиента проконсультируют по вопросам конфликтологии, научат

выходить  из конфликтных ситуаций, помогут  сдерживать и преодолевать отрицательные эмоции;

порекомендуют посетить тренинговые занятия, где  проигрывают всемозможные конфликтные  ситуации (это помогает легче справляться  с трудностями в реальной жизни);

клиент  может посетить сенсорные занятия, расслабляющие и снимающие нагрузку, напряженность.

Деятельность  социального педагога при работе с семьей (в отличие от деятельности специалиста по социальной работе) обладает некоторой спецификой и  представляет три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Образовательная включает в себя помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих  семейных проблем в детско-родительских отношениях и формирование педагогической культуры родителей.

К наиболее типичным ошибкам в семейном воспитании относятся: отсутствие единых требований в воспитании ребенка со стороны  матери и других членов семьи, безразличие  к ребенку, чрезмерная строгость, перекладывание забот о воспитании на образовательные  учреждения, ссоры в семье, отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с ребенком, применение физических наказаний и др.

Поэтому социальный педагог должен запланировать  вместе с администрацией образовательных  учреждений, учителями, психологом социальной службы включение в тематику родительских собраний, встреч беседы, занятия по проблемам воспитания детей и семейных взаимоотношений.

Причиной  духовно-нравственной деградации семьи  может быть низкий культурно-образовательный  уровень родителей, низкая культура семейного воспитания, деформация системы ценностных ориентации.

Позитивные  изменения в семье требуют  достаточно много времени и больших  усилий как со стороны клиента, так  и со стороны специалистов социальной службы, но разрешение проблем семьи  не терпит отлагательств.

Социальный  педагог (специалист по социальной работе) в план работы с семьей обязательно  должен включить мероприятия, направленные на сохранение и пропаганду лучших семейных традиций, развитие семейного  творчества.

При выявлении  духовно-нравственной деградации семьи специалист в беседе с ее членами может ненавязчиво расспросить о корнях рода (откуда они, кто их дедушки, бабушки, чем занимались и т.д.), выяснить общие положительные интересы семьи. В дальнейшем, опираясь на наиболее интересную информацию, специалист по социальной работе (социальный педагог) будет привлекать членов семьи на совместные мероприятия, проводимые в рамках школьных праздников, приглашать на экскурсии, в театры, на концерты.

Перспективной формой работы с семьей являются семейные клубы, где детям и взрослым предложат принять совместное участие в выставках, в спортивных мероприятиях, где родители пополнят свои знания о воспитании ребенка. Подобные семейные мероприятия содействуют укрепление семьи, ее сплочению. Психолог, проводя занятия клуба, поможет восстановить их мотивацию на здоровый образ жизни.

Регулярный  социально-психологический патронаж, беседы специалистов с членами семьи  особенно значимы для ее духовно-нравственного  воспитания. А к беседе можно привлекать представителей разных организаций, в т.ч. религиозных и общественных.

Практика  показывает, что если семья проживает  в небольшом населенном пункте (деревня, село, поселок), большой вклад в  нравственное воспитание семьи и  переоценку жизненных приоритетов  вносит общественное мнение. Семью приглашают на сход граждан, местный общественный совет, за семьей осуществляется общественный контроль. Организатором и координатором такой работы выступает социальный педагог.

Специалист  по социальной работе (социальный педагог) оказывает помощь несовершеннолетним в преодолении школьной дезадаптации.

При работе со школьной дезадаптацией несовершеннолетних, связанной с отсутствием мотивации  на получение знаний или низким ее уровнем, социальный педагог должен выявить причины отставания ребенка в школе в беседе с несовершеннолетним, при встрече с учителями, которые преподают в данном классе, со школьным психологом, классным руководителем. Социальный педагог обращается к учителям с просьбой уделять больше внимания данному ученику. Делится информацией о его семье, об условиях жизни и возможностях ребенка заниматься дома. Обсуждает особенности его личности и развития, возможно, объясняет учителю, что именно для этого несовершеннолетнего момент похвалы или поощрения за выполненную по его возможностям работу послужит в дальнейшем стимулом для вовлечения в общественную деятельность коллектива, а также стимулом для учебы. Социальный работник просит у учителя найти время для дополнительных занятий с ребенком. Можно вместе с психологом провести несколько занятий по восстановлению взаимоотношений подростка со сверстниками, с подключением всего класса, преподавателей на групповые тренинги и т.д. Компенсация для ребенка может быть найдена и в спорте, музыке, искусстве и т.д.

Работа  с несовершеннолетними по месту жительства открывает большие возможности для изучения причин негативного поведения подростков, их отрицательного отношения к учебе, труду, дает возможность выбора наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия на детей.

Социальный педагог лично осуществляет патронаж семьи несовершеннолетнего до тех пор, пока в ней не наступят позитивные изменения.

Беспризорность  и безнадзорность несовершеннолетних.

Многие  дети бегут из дома из-за жестокого  обращения с ними, унижения их человеческою достоинства. Подростки получают увечья, становятся жертвами различною рода посягательств. Нищета, постоянное пьянство родителей, отсутствие заботы и внимания со стороны близких приводят к тому, что дети слоняются на улицах, не посещают учебные заведения, совершают антиобщественные деяния, многие совсем уходят из семьи, детских интернатов, кончают жизнь самоубийством.

Созданы учреждения, службы, которые призваны взять на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, без средств к существованию.

В профилактике и борьбе с правонарушениями и  безнадзорностью несовершеннолетних важное место занимает организация  досуга по месту жительства, поскольку характер проведения свободного времени и ценностные ориентации молодого поколения в сфере досуга во многом отражают нравственную и социальную направленность подростка и его поведение вообще. Свободное время занимает наиболее продолжительный период в жизни ребенка, поэтому социальный педагог обязан помочь несовершеннолетнему плотнее и содержательнее организовать свое свободное время.

В этом социальному работнику окажут помощь специалисты учреждений дополнительного  образования, культуры, здравоохранения и пр.

Специалист  по социальной работе может оказать  содействие в посещении ребенком из социально неблагополучной семьи  отделения дневного пребывания несовершеннолетних при центрах социальною обслуживания населения или в помещении  его на временное проживание в стационарное отделение, где с ним будет организована комплексная реабилитационная работа. С ребенком станут работать квалифицированные специалисты по оказанию ему медико-психолого-педагогической помощи. По завершении реабилитационной работы с детьми и подростками медико-психолого-педагогическая комиссия (консилиум) разрабатывает рекомендации по дальнейшей работе специалистов с несовершеннолетним по месту его жизнеустройства.

Во время  нахождения детей и подростков на реабилитации в центрах социального обслуживания (социальных приютах) социальный педагог параллельно работает с семьей по возвращению ребенка в семью или по взятию его под опеку. Для этого специалист осуществляет:

патронаж  семьи;

поиск родственников (если нет перспективы возращения ребенка в кровную семью);

сбор  необходимых документов для дальнейшего  жизнеустройства (свидетельство о  рождении, копия смерти одного из родителей  либо обоих, копия суда о лишении  родителей родительских прав, копия  приговора суда и т.д.), для установления статуса несовершеннолетнего.

При организации  помощи семье, находящейся в социально  опасном положении, специалист должен помнить об иждивенческих и маргинальных настроениях ее членов. Поэтому важное значение приобретает "воспитательная" работа с такой семьей, направленная на повышение мотивации по изменению сложившейся ситуации собственными силами, изыскание внутренних резервов семейного коллектива.

Положительный опыт другой семьи, разные формы "поощрения", стимулирования (морально, материально  и т.п.), а также специфические формы воздействия с привлечением участкового инспектора милиции, инспектора ИДН, представителя общественной организации и др. - все это в профессиональном арсенале специалиста по работе с семьей.

К сожалению, деятельность специалиста, работающего с семьей, особенно с семьей, находящейся в социально опасном положении, не всегда венчается успехом и зачастую приносит разочарование. Но специалист должен помнить сам и все время напоминать клиентам, что цель их совместных усилий и желание положительных изменений прежде всего вызваны необходимостью создания благоприятных условий для роста и развития ребенка.

Если  в семье выявлена проблема алкоголизма, токсикомании или наркомании несовершеннолетноего или взрослого члена семьи, специалисту желательно убедить клиента в необходимости пройти курс лечения и реабилитации, отказаться от прежней жизни, от старых друзей, сходить на консультацию к психологу или психотерапевту, наркологу.

Если  наркоманом или токсикоманом является ребенок, то специалист обязан ориентировать семью обратиться к психологу для выяснения причин, которые привели несовершеннолетнего к этому, оказать содействие в его устройстве в наркологический диспансер для лечения, а затем реабилитации.

В асоциальной  семье вряд ли кто-то станет заниматься лечением себя или своего ребенка из-за отсутствия денег или потому, что "больного" устраивает такая жизнь; поэтому специалистам приходится брать на себя "родительские" обязанности и в первую очередь помогать ребенку. В этом случае социальный работник совместно с участковым инспектором милиции, ИДН, классным руководителем школы обращаются в органы здравоохранения (наркологический стационар, наркологический диспансер) или в реабилитационные учреждения, где "зависимым" будет предложен курс восстановления здоровья.

После реабилитации несовершеннолетнему  необходимы социальный контроль и сопровождение. Нужно обязательно предложить семье, чтобы ребенок либо посещал кружок, который ему нравится, либо занимался  интересным для него делом; больше уделять ему внимания, стараться не оставлять одного. Специалисту нужно будет регулярно осуществлять патронаж семьи несовершеннолетнего для профилактики рецидивов.

В том  случае, если семья останется безразлична  к судьбе ребенка, то решение вопроса  его спасения возможно в судебном порядке: ограничение, лишение родительских прав и передача несовершеннолетнего под опеку других родственников или государства (оформление в интернатное учреждение). Чтобы этого не произошло, специалисты могут параллельно с реабилитацией несовершеннолетнею проводить ряд мероприятий с семьей, направленных на ее "воспитание", мотивацию на участие в судьбе ребенка.

Информация о работе Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении