Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:45, доклад

Описание

Объектом социальной работы специалистов Государственного учреждения социального обслуживания “Областной центр социальной помощи семье и детям” стала семья социального риска, где по объективным или субъективным причинам затруднено социальное функционирование. Это семьи беженцев или вынужденных переселенцев, малообеспеченнные, с избыточной иждевенческой нагрузкой, то есть многодетные или имеющие в своем составе инвалидов, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, неполные, семьи безработных.

Работа состоит из  1 файл

соц. технологии работы с семьей в СОП.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Возможный вариант, который может предпринять  социальный работник, это предложить "закодировать" взрослого больного или несовершеннолетнего и посодействовать ему в этом. А поскольку в асоциальной семье нет и не будет денег для "кодирования", нужно будет искать помощи у общественных организаций, обращаться в органы или учреждения социальной защиты населения, по месту работы кого-то из членов семьи, чтобы добиться разовой материальной помощи на лечение.

Органы  здравоохранения могут оказать  профилактическую и амбулаторную помощь в лечении заболевания.

Психологи помогут устранить его психологические "корни" и окажут психологическую  поддержку.

Алкогольная и другая зависимость от ПАВ одного члена семьи порождает созависимость  других. Это серьезная психологическая  проблема, также требующая психокоррекции.

Результатом комплексной работы специалистов станет излечение больного или его временное воздержание от принятия наркотиков, алкоголя. Если больные члены семьи не соглашаются на добровольное лечение, то команде специалистов приходится принимать крайние меры (изъятие из семьи несовершеннолетних и помещение их в детские социальные учреждения).

Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности  работы с семьей 

Результатом практической работы с семьей, находящейся  в социально опасном положении, является решение проблем семьи  и, как следствие, социальная адаптация  и изменение статуса семьи, ее членов.

Так, в  случае неопределенности гражданскою  статуса результатом работы станут восстановление утраченных документов (паспорта, свидетельства о рождении), оформление льгот, пособий, пенсии и  т.п. Если и в семье была проблема безработицы, ожидаемый результат социального воздействия – появление мотивации на трудовую деятельность и трудоустройство членов семьи.

Результатом целенаправленной комплексной работы специалистов с проблемой зависимости  от ПАВ является отказ от алкоголя (наркотиков), изменение образа жизни, позитивные изменения в понимании и принятии самими членами семьи системы семейных ценностей, социального одобрения.

В результате защиты прав и интересов ребенка  из асоциальной семьи через суд  могут быть восстановлены жилищные права несовершеннолетнего, проведен ремонт жилья. В случае угрозы жизни, здоровью и развитию ребенка родителей лишают (ограничивают) в правах, решается вопрос дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего.

Для оценки эффективности работы с семьей специалистами  используется достаточно распространенный параметрический метод, суть которого сводится к сопоставлению двух групп параметров:

1) начальное  состояние семьи (на момент  проведения первичной диагностики,  до начала работы с данной  семьей);

2) контрольное  состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьёй).

В качестве параметров, отражающих состояние семьи, можно использовать:

наличие или отсутствие в семье той  или иной социальной проблемы (социального  явления, деструктивным образом влияющего на процесс функционирования семейной системы);

динамику (изменение) показателей проблемы (характерных  признаков, которые выявляются при  проведении первичной и уточняющей диагностики и по которым специалист может судить о том, что данная проблема действительно присуща конкретной семье);

степень преодоления, "ликвидации" причин социальных проблем, по которым можно  судить, справляется ли семья с  воздействием на нее потенциально опасных  социальных и внутрисемейных факторов.

Так, при оценке эффективности по параметрам наличия или отсутствия в семье той или иной социальной проблемы может быть использован:

а) показатель устранения проблемы (при положительной  эффективности);

б) показатель появления новой проблемы (при  отрицательной эффективности диагностики, прогнозирования или профилактических мероприятий);

в) показатель стабильности проблемы (при нулевой  эффективности).

При оценке эффективности по показателям проблемы учитывается отсутствие динамики, наличие  положительной или отрицательной динамики.

При оценке эффективности устранения причин социальных проблем учитывается:

какие из причин возникновения проблем  в конкретной семье удалось нейтрализовать за время работы с семьей (положительная  эффективность);

какие из причин, выявленных при первичной диагностике, продолжают действовать на момент контрольной диагностики (нулевая эффективность);

какие из неразрешенных причин привели  к появлению новых или усугублению  уже имеющихся проблем (отрицательная  эффективность).

При этом учитывается динамика как отдельных причин, так и всей совокупности, выявленной при первичной и контрольной диагностике.

Наиболее  показательным является использование  сразу трех параметров, что дает возможность отследить эффективность  не только практической работы, но и  организации, планирования деятельности.

Наш опыт показал, что очень сложно добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как  семьи, находящиеся в социально  опасном положении. Этот показатель напрямую зависит не только от наличия  мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений. Но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи, недостаточность детских внешкольных организаций и т.п.).

В нашей  практике есть положительные результаты работы с семьями, находящимися в  социально опасном положении. После длительной совместной работы специалистов центра, КДН и школ в семьях кардинально менялась ситуация: родители излечивались от алкоголизма, трудоустраивались, детям в семье стало уделяться достаточно внимания, в результате чего разрешались их школьные и поведенческие проблемы. Регулярный патронаж, социальный контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и центра позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи. 

Заключение

Проблема детей, в особенности семей в Республике Беларусь остается актуальной, требует постоянного анализа и системной работы.

Одним из последних документов, завершившим  создание механизма реализации национальной политики защиты детства, является Декрет Президента Республики Беларусь №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях", вступивший в действие 1 января 2007 года. Декрет дал нам реальные возможности спасти семью и сохранить ее для каждого ребенка. Оказание психолого-педагогической помощи ребенку, находящемуся в социально опасном положении связано в первую очередь с организацией работы с неблагополучной семьей. Подчеркнем необходимость тесного межведомственного взаимодействия: на всех этапах работы с семьей и ребенком. При этом чем эффективнее будет межведомственная работа с семьей на ранних стадиях ее неблагополучия, когда дети признаются находящимися в социально опасном положении, тем меньше будет возникать ситуаций с необходимостью отобрания детей у родителей и, соответственно, затрат государства на их содержание.

Уже упомянутый Декрет № 18 предоставил правовую основу для более раннего вмешательства  в семью. Органы охраны детства получили те полномочия, отсутствие которых  не позволяло им ранее в полной мере заниматься ранней профилактикой. Теперь дело за нашим профессионализмом и вниманием к проблемам каждого ребенка.

Оказание  социально-педагогической и психологической  помощи и поддержки семье в  воспитании детей, предотвращение вытеснения ребенка из семьи, сохранение и развитие его в биологической семье является важной задачей социально-педагогических учреждений. Практически все несовершеннолетние, помещенные в детский социальный приют, нуждаются в государственной защите и своевременном решении вопроса их устройства.

Говоря  о профилактике, упреждения попадания  детей в социально опасное  положение, отметим, что результативность этой работы зависит от того, насколько  вовремя и глубоко выявляются причины, лежащие в основе попадания  детей в социально опасное  положение. Важна также разработка и реализация комплекса мер как в регионе, так и в каждом учреждении образования по раннему устранению условий и причин неблагополучия несовершеннолетних.

В повсевдневной  жизни наши дети сталкиваются с многообразием  проблем, которые они ощущают своими неокрепшими душами и нервами сегодня, которые в полной мере влияют на их завтра. С учетом этого главным стержнем профессиональной деятельности каждого педагога, педагогических коллективов, учреждений образования по улучшению положения детей должна стать профилатическая направленность всего образовательно-воспитательного процесса в тесном взаимодействии с социальным окружении. Такой подход заложен во вновь принятой министерством Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Концепции. Названные документы определяют пути активизации таких направлений воспитательной практики, как подготовка учащейся молодежи к семейной жизни, формирование ответственного материнства и отцовства, гендерной культуры, здорового образа жизни, традиционных нравственно-духовных ценностей на основе объединения и интеграции усилий школы, семьи, общественных объединений. 

   Литература

Авсиевич  М.Т. Семейное воспитание: Учебное пособие  для занятий на курсах повышения  квалификации социальных педагогов /М.Т.Авсиевич, Н.А.Крылова — Мн.: Бестпринт, 2000.

Антипова  Е.В. Воспитательный потенциал современной  семьи /Е.В.Антипова//Праблемы выхавання. – 2006. – №6.

Бутрим  Г.А. Об организации работы с детьми, нуждающимися в государственной  защите. /Из выступления Г.А. Бутрима на коллегии Министерства образования Республики Беларусь //Сацыяльна-педагагічная работа. —2007.— № 3.

Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей /В.Н.Гуров. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

Инструкция  о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите. /Зборнік нарматыўных дакументаў.— 2004. — №22.

Кодекс  Республики Беларусь о браке и  семье: Текст Кодекса по состоянию  на 1 июля 2002 г. — Минск: Амалфея, 2002.

Кочубей А. Визит в семью или практика работы с семьями /А.Кочубей, Н.Умарова.— Псков, 2002.

Кедярова, Р.Н. Социально-педагогические рекомендации классному руководителю по работе с  семьей. /Р.Н.Кедярова //Сацыяльна-педагагічная работа.— 2003.— №1.

О некоторых  вопросах деятельности по выявлению и учёту несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. /Зборнік нарматыўных дакументаў.— 2006. — №2.

Овчарова  Р.В. Справочная книга социального  педагога /Р.В.Овчарова. – М., 2001.

Склюева Т.А. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении Под ред. Федоровой Н.П., Малаховой Н.М. - Тюмень: ГУСО "Областной центр социальной помощи семье и детямх. 2004. (Серия "Практика социальной работы").

Социальная  работа с ребенком и семьей: Пособие  для учителей, социальных педагогов и специалистов органов охраны детства /Сост. С.С.Бубен. — Мн.: Нар. асвета, 2000.

Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. Учеб. пособие для студ-ов пед. специальностей ВУЗов. /В.В.Чечет. — Мозырь: "Белый  ветер", 2003.

Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В.Шакурова. – М., 2002.

Информация о работе Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении