Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:12, реферат
Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом к вопросу любви как к ключевому для понимания глубинных оснований человеческой культуры, а также наметившейся тенденцией к напряженному поиску культурно-исторической самоидентификации.
Введение 3
Глава 1. Любовь как социальное и психологическое явление 5
1.1 Анализ теоретических подходов к пониманию любви 5
1.2 Специфика любовных отношений 8
1.3 Значимость любви как социального и психологического явления для общественной жизни 11
Глава 2. Основные типологии любви в психологических теориях 13
2.1 Любовь в психологической теории А.Адлера 13
2.2 Триангулярная теория любви Стернберга 15
2.3 Структура любви по Э.Фромму 17
2.4 Типы любовных отношений по Т. Кемперу 21
Заключение 23
Список литературы 25
Федеральное агентство по науке и образованию
СГУ им. Н.Г.Чернышевского
Реферат
По курсу:____________« Массовая психология_»____________
На тему: ________«Социопсихологическая теория___________
___________________________
___________Андреевна_ ___________
Дата проверки: «__»«_______»2012г.
Оценка: «________»
Камышин 2012
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Любовь как социальное и психологическое явление 5
1.1 Анализ теоретических подходов к пониманию любви 5
1.2 Специфика любовных отношений 8
1.3 Значимость любви как социального и психологического явления для общественной жизни 11
Глава 2. Основные типологии любви в психологических теориях 13
2.1 Любовь в психологической теории А.Адлера 13
2.2 Триангулярная теория любви Стернберга 15
2.3 Структура любви по Э.Фромму 17
2.4 Типы любовных отношений по Т. Кемперу 21
Заключение 23
Список литературы 25
Только в любви и
через любовь человек становится
человеком. Без любви он неполноценное
существо, лишенное подлинной жизни
и глубины и не способное ни
действовать эффективно, ни понимать
адекватно других и себя. Последние
сто лет вобрали в себя две
мировые войны и серию
В различных системах ценностей с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество, Бога и т. д. Сложность и важность любви продиктовано тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Без любви не может сформироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Это признается каждым, даже не находящимся в состоянии любви.
Долгое время тема любви игнорировалась академической психологией, в отношении данного психологического явления исследователи занимали позицию агностицизма. В центре немногочисленных эмпирических исследований данного феномена - сексуальное поведение (что особенно характерно для зарубежной психологии) или изучение когнитивных репрезентаций. На современном этапе развития психологической науки предметом специальных исследований становятся все более сложные явления внутреннего мира личности, набирает силу гуманитарная парадигма. Поэтому обращение к изучению любви как психологического явления вполне закономерно.
В субъективном пространстве личности определяющую роль имеют отношения к людям (В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн).
Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом к вопросу любви как к ключевому для понимания глубинных оснований человеческой культуры, а также наметившейся тенденцией к напряженному поиску культурно-исторической самоидентификации. Ситуация, которая сложилась в мире, свидетельствует о наличии в ней двух противоположных тенденций. С одной стороны, нарастание нестабильности форм человеческого существования, обусловившем кризис в сфере культуры в целом и духовной культуры в особенности. С другой стороны все более усиливается стихийная тяга к упорядочению духовной жизни и ее осмыслению. Обе эти тенденции и их столкновение в современной культуре рождают небывалый интерес к теме любви.
Понятие «любовь» используется
в литературе в различных значениях.
Специфика понимания этого
В социальном аспекте
делается акцент на социальной силе любви
— любовь, вступая в конфликт
с эгоизмом, организует различные
социальные институты. Любовь рассматривается
в контексте идеи равенства в
работах Дж. Локка; в утопическом
социализме Т. Кампанелла любовь ассоциируется
с идеей разумной социальной организации
с гармонизацией общественных отношений,
с повышением производительности труда.
Заставить людей любить друг друга
- важная задача в утопии А. де Сен-Симона.
Любовь рассматривается в качестве
социологической категории в
работах Л. Фейербаха. Особое внимание
социальному аспекту любви
В одном из современных
исследований показано, что в любви
происходит воспроизведение
В эстетическом аспекте высшие ступени эротического восхождения связаны с познанием высшей красоты. По мнению исследователей, в христианском мировоззрении любовь связана с духовным наслаждением. Основная цель любви заключается в поиске прекрасного, желании насладиться красотой, в произведении прекрасного. Любовь есть желание красоты и влечение к красоте. В немецкой философии красота понимается как выражение потребности в любви. Понятие красоты и любви прочно связываются в русской философии (В.В. Розанов). Любовь выступает как эстетическое явление в работах М.М. Бахтина. Согласно А.Ф. Лосеву, эстетическое переживание и есть любовь [1; 145].
В мистическом аспекте
любовь рассматривается существенное
свойство божества, движущая пружина
человеческой истории; человеческая любовь
утратила совершенство и единство с
мудростью вследствие грехопадения
первого андрогина, и только акт
искупления Христом грехов человека
дает начало новому воссоединению в
концепции Я. Беме. В работах Ф.
Баадера сущность любви заключается
в «актуозности» (понимаемой как
объединенность и выравненность, завершенность
и взаимодополняемость). Любовь является
проблемой, которая разрешается
через прохождения «диалектики
любви». Согласно У. Джемсу, любовь есть
мистической переживание, так как
характеризуется
В филогенетическом аспекте рассмотрения любви центральным моментом становится вопрос соотношения любви животных и человека. Проведенный теоретический анализ позволяет выделить три точки зрения по данному вопросу.
Представители первой точке зрения признаются наличие любви у животных и утверждают отсутствие специфики человеческой любви; в данном случае человеческая любовь либо биологизируется и лишается небиологических компонентов, либо небиологические компоненты изначально приписываются животным.
Согласно второй точки зрения, любовь свойственна только человеку.
Третья точка зрения - человеческая любовь имеет ряд специфических характеристик: разумность, индивидуализация, духовность, независимость от природной необходимости [10; 30].
В культурологическом аспекте
любовь рассматривается как элемент
культурно-исторической реальности. Историзм
любви подчеркивается также Л.С.
Выготским. В данном аспекте основное
внимание уделяется вопросам возникновения
любви и выделение
Индивидуальная любовь, по И. Канту, есть метаморфоза полового инстинкта, которые трансформируется в высший элемент культуры; по Н.А. Бердяеву, любовь - это продукт развития мировой культуры, «исход» из природной необходимости.
В развитии любви в
истории человечества Ф. Мюллер-Лиэр
выделяет следующие этапы. На первом
этапе любовь носит примитивный
характер, что выражается в преобладании
животных черт; на втором — появляется
семейственная любовь и развиваются
вторичные любовные чувства; на третьем
этапе — возникает
В работах философов показано, что индивидуальная любовь предполагает «наличие личности», индивидуальности. В развитии человеческой любви выделены две основные тенденции: гуманизация, раскрывающаяся как в процессе социализации, так и в процессе индивидуализации; усиление монистического характера первичного полового компонента и вторичного духовного, по И. Блоху [5; 331].
Анализируя проблему возникновения любви, В.М. Розин приходит к заключению, что предпосылки любви появляются в архаической культуре (10-50 тысяч лет назад) в виде особого ритуала любовного поведения, в связи с ослаблением всеобщего контроля племени, формированием элементов частной жизни, раздельным воспитанием мужчин и женщин.
В период античности появляется
два идеала любви: архаический и
эзотерический. Архаический идеал
задается религиозно-мифологическим дискурсом
и характеризуется
В христианской традиции Средневековья возникает агапе (каритас) как теоцентрическая установка (как путь человека к Богу, как жертва, нисхождение, самоотдача, немотивированная любовь). Также уникальной частью средневековой культуры является куртуазная любовь — амор (12-15 век), как личное и избирательное чувство, эта любовь свободно избрана и свободно дарована. Этот идеал любви называют первым массовым торжеством индивидуальной любви. Возникает концепция «вечно неудовлетворенной любви», как устремленности к светоносному союзу, за границы той любви, которая возможна в жизни.
Любовь - исключительно сложный объект для психологического анализа. Прежде всего, надо выяснить, отражает ли понятие "любовь" какую-то особую психологическую реальность, отличается ли комплекс связанных с ней чувств и паттернов (поведенческих образцов) от тех, которые связываются с другими переживаниями, такими как дружба и секс. Французский психолог Ж. Мэзоннев изучил многочисленные художественные и автобиографические описания любви и дружбы и обозначил качественные различия между "любовным" и "дружеским" временем и пространством. "Любовное" время кажется людям быстротекущим, изменчивым, лишенным длительности. Это "время, когда забывают о времени", его ритм определяется "биением сердец". Жизнь, будни текут как бы мимо влюбленных. "Дружеское" время выглядит более спокойным и однородным [1; 161]. Аналогично дело обстоит с пространством. Любовь стремится к полному уничтожению расстояния между любящими, сливая их в одно целое. Напротив, дружба, даже самая интимная, в силу своего духовного характера предполагает некоторую деликатность и сдержанность, сохранение определенной психологической дистанции между друзьями. Любовно-романтические отношения считаются более исключительными (неординарными) и обязывающими, чем дружеские. В случае нескольких любовных связей и привязанностей человек обычно задает вопрос, какая из них для него важнее, дороже, ближе. В дружбе, при всякой ее индивидуальности взаимоисключений выбор не обязателен, поэтому люди обращают меньше внимания на тонкие нюансы своих взаимоотношений, их развитие кажется более плавным, не требующим принятия каких-то ответственных решений [5; 245].
Объективно установить различия дружбы и любви достаточно трудно, но сам человек неплохо дифференцирует свои взаимоотношения. Дж. Форгос и П. Добоц показали, что большинство испытуемых отличают в своем собственном опыте любви от сексуальных отношений, с одной стороны, и от дружбы - с другой. По мнению опрошенных авторами людей, каждое из этих явлений может существовать независимо от другого, но достаточно часто они сочетаются в рамках одних и тех же взаимоотношений.
С любовными переживаниями связаны вполне определенные ощущения, принадлежность некоторых именно к любви не вызывает сомнений у их носителей. Так, к набору, связанных с любовью переживаний относят эйфорию, депрессивные ощущения, склонность к фантазии, нарушения сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания. Существуют и четкие образцы поведения, связанные с любовью и не характерные для других типов чувств и отношений. В лабораторных условиях влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза.
Интересно, что любовные
переживания и связанное с
ними поведение обладают известной
половой спецификой, причем направление
различий далеко не всегда соответствует
традиционным представлениям о психологических
особенностях мужчин и женщин. Так,
вопреки сложившимся
Отношения любви, судя по
результатам использования «