Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:12, реферат
Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом к вопросу любви как к ключевому для понимания глубинных оснований человеческой культуры, а также наметившейся тенденцией к напряженному поиску культурно-исторической самоидентификации.
Введение 3
Глава 1. Любовь как социальное и психологическое явление 5
1.1 Анализ теоретических подходов к пониманию любви 5
1.2 Специфика любовных отношений 8
1.3 Значимость любви как социального и психологического явления для общественной жизни 11
Глава 2. Основные типологии любви в психологических теориях 13
2.1 Любовь в психологической теории А.Адлера 13
2.2 Триангулярная теория любви Стернберга 15
2.3 Структура любви по Э.Фромму 17
2.4 Типы любовных отношений по Т. Кемперу 21
Заключение 23
Список литературы 25
Таким образом, "Триангулярная теория" Стернберга на сегодняшний день является одной из популярных концепций, объясняющих процесс формирования любовных отношений между людьми.
Любовь является весьма непростым образованием со сложной и противоречивой внутренней структурой. Вопрос о составляющих любви решался, как и вопрос о типах любви, на разных уровнях. Одна из первых структур также принадлежит Э. Фромму. Он выделяет следующие компоненты любви:
- заботу;
- ответственность;
- уважение;
- знание.
Эту структуру критиковали
за отсутствие в ней факторов удовольствия
и радости. Сомнение у критиков также
вызывал и фактор знания. Это связано
с тем, что в большинстве описаний
любви в качестве одного из ее признаков
выделяется склонность к идеализации
партнера, к переоценке присущих ему
положительных качеств и
Но если рассматривать
идеализацию партнера как его
неадекватное восприятие, ее нельзя считать
особенностью, по крайней мере, стабильных
любовных отношений. За длительное время
общения люди хорошо знают друг друга,
знают все достоинства и
Взгляды Фромма на природу любви и ее значение в человеческой жизни составляют существенную часть разрабатывавшейся им "гуманистической этики", которая, по его формулировке, есть "прикладная наука "искусства жить", основанная на теоретической "науке о человеке". Таким образом, "искусство жить" у Фромма включает в себя "искусство любить".
Утверждение, что любовь – это искусство, а не инстинкт и не дар свыше, выражает специфику взглядов Фромма. Заблуждаются те, кто думает, будто любовь к нам приходит совершенно независимо от нас – как неподвластный нам инстинкт или как счастливый случай, как стечение внешних обстоятельств, подарившее нам любимого. Дело прежде всего в том, умеем ли мы сами любить. Фромм сравнивает способность любить со способностью, например, к рисованию: представим себе человека, который хотел бы замечательно рисовать, но вместо того, чтобы учиться этому делу, стал бы дожидаться счастливого случая, когда ему повстречается "достойный предмет", воображая, будто тогда он сразу станет рисовать великолепно. Все человеческие способности, умения должны вырабатываться, формироваться благодаря нашим усилиям и опыту; это в полной мере относится и к любви.
По мнению Фромма, любовь – это путь преодоления отделенности людей друг от друга. Разобщенное существование невыносимо для человека, оно вводит и держит его в состоянии тревожности. Фромм рассматривает несколько способов, какими люди пытаются вырваться из одиночества.
В современном обществе господствуют меновые отношения. Мужчины и женщины оценивают и выбирают друг друга наподобие товаров – по "потребительским" качествам, следуя рыночному принципу полезности товара; при этом выпадает из внимания самоценность человеческого "я". Подчиняясь законам рыночных отношений, люди не отличают себя самих от товаров и уподобляются живым автоматам, действующим по заданной программе. Но автоматы не могут любить, они способны только к наслаждению; их семейные отношения оцениваются по критерию слаженности (невзирая на наличие или отсутствие "глубинных связей"); неудивительно, что преувеличенное значение придается "правильной технике" секса. Современное общество, считает Фромм, обусловливает разложение любви, порождает различные формы "невротической любви" – такие как инфантильная привязанность к матери или отцу, безответная любовь – поклонение, фантазии о прошлой или будущей любви, стремление перевоспитывать любимого, перенесение смысла своей жизни на детей. Этими соображениями Фромм подводит читателя к выводу, что "общество должно быть организовано таким образом, чтобы социальная, любящая природа человека не отделялась от его социального существования, а воссоединялась с ним". Общество должно быть ориентировано на принципы "гуманистической этики".
Кроме рассмотренных нами выше вопросов, Фромм останавливается в своих трудах на те способы, используя которые, люди пытаются выйти из одиночества в условиях отсутствия любви:
Первый: переход в оргиастическое
состояние. Оно представляет собой
транс, в который человек впадает
при помощи наркотиков, алкоголя, секса.
При состоянии экзальтации
Другой способ: приспособление индивида к группе. Он требует от личности конформизма: чтобы быть принятым в группу (попасть в "тусовку"), нужно поступиться своим личным достоинством ("не высовываться из толпы"), подчиниться правилам стада. По сравнению с оргиастическими состояниями стадный конформизм обладает тем достоинством, что он стабилен, а не периодичен.
Третий способ: погружение в творческую деятельность. Человек творящий, созидающий сливается с предметом своей деятельности, благодаря чему объединяет себя с миром. При этом не происходит, как в двух предыдущих случаях, ни утраты мира, ни утраты "я", однако достигаемое тут единение с миром все же не является межличностным (между "я" и другим "я").
Наконец, четвертый путь – любовь – Фромм считает подлинным преодолением человеческой отделенности от других. Причем сразу делается оговорка: собственно любовью следует называть зрелые ее формы, а незрелые – это не любовь, а только "симбиотический союз" (от биологического термина "симбиоз").
Подавляющее большинство
философских и психологических
типологий любви носят сугубо
априорный характер, механизм выделения
в них тех или иных типов
обычно не просматривается, а принадлежность
различных типов к.одному классу
любовных переживаний зачастую теряется.
Тем больший интерес
Попытка создания такой типологии была предпринята Т. Кемпером в рамках разрабатываемой им социально-интерактивной теории эмоций. В любых взаимоотношениях (не только межличностных, но и тех, субъектами которых выступают целые социальные системы, например государства) Кемпер выделяет два независимых фактора власть, т. е. способность силой заставить партнера сделать то, чего ты хочешь, и статус желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта. Искомый результат во втором случае достигается таким образом не силой, а благодаря положительному отношению партнера.
Базируясь на этих двух факторах, Т. Кемпер выделяет семь типов любовных отношений в паре:
1) романтическая любовь,
в которой оба члена пары
обладают и статусом, и, поскольку
каждый из них может “наказать”
2) братская любовь, основывающаяся
на взаимном высоком статусе
и характеризующаяся низкой
3) харизматическая любовь,
в которой один партнер
4) “измена” один партнер
обладает и властью и статусом,
другой только властью.
5) влюбленность один
из партнеров обладает и
6) “поклонение” один
партнер обладает статусом, не
обладая властью, другой не
обладает ни статусом, ни властью.
Такая ситуация возникает при
отсутствии реального
7) любовь между родителем
и маленьким ребенком. Один партнер
здесь обладает высоким
Данная типология
С традиционными представлениями
о любви в разнополой паре близких
по возрасту людей связываются прежде
всего отношения, характеризующиеся
взаимно высоким статусом. По данной
классификации это отношения
первых двух типов: романтическая и
братская любовь (третий харизматическая
любовь характеризуется обычно значительным
возрастным и социальным неравенством).
Первая из них романтическая, связанная
с выраженностью, сексуального компонента
и задающаяся как норма отношений
юношей и девушек в определенный
период развития их взаимодействия, представляет
в контексте обсуждающихся
На протяжении столетий любовь была и остается предметом острых дискуссий в науке, искусстве, религии, а также в обыденном познании. Потребность в любви носит витальный характер. Любовь является основой внутреннего мира личности, ее духовного «Я» как совокупности смысловых значимостей. Это высшая форма реализации отношения к другому человеку. Любовь открывает неповторимую уникальность Другого, переносит «центр тяготения» личного бытия на Другого — любимого человека.
Динамика любви к
человеку другого пола в период юности
определяется неравномерностью развития
структурных компонентов (эмоционального,
познавательного, поведенческого) интрапсихологического
отношения и качественными
Можно отметить существенные
отличия между любовью и
Установлено и доказано, что любовь, любовные переживания представляют собой самостоятельное явление, не совпадающее ни с дружескими, и с сексуальными отношениями.
Стремление отыскать
и осуществить настоящую
Известно, что термином "любовь" объединяются качественно различные отношения. Так называют и чувства матери к ребенку, и отношения молодых людей. Говорят о супружеской любви, о любви к родине, любви к своему делу и т.д. В психологии существует много попыток выделения качественно специфических типов любви.
Анализируя в ходе курсовой работы любовные отношения, мы выяснили их специфичность, рассмотрели типы любви, ее составляющие.
Наличие эмоциональных отношений важно для ощущения счастья, удовлетворения жизнью, для здоровья человека. В заключении можно сказать, что эмоциональные отношения с другими людьми есть важнейшее условие крепкой семьи, здоровья и счастья любого человека.
1. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пособие для студентов вузов/ М.: Знание, 1999. – 304 с.
2. Демидов, А.Б. Феномены
3. Женщины, не любившие никого. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 320 с.
4. Изард К.Д. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
5. Квинн В. Прикладная
6. Кинтас, А.Л. Человеческая любовь / А.Л. Кинтас. – М., Духовная библиотека, 1993. – 254 с.
7. Кон, И.С. Введение в
8. Кон, И.С. Дружба. Историко-психологический этюд // Новый мир. – 1973. – N7. – С. 78–131.
9. Кротов В.Г. Государство
10. Кузнецов М.Т. Детоцентризм и психофизиология любви// Психология. – 2004. - №3, С.29-37.
11. Марков С.А. Растерянный
12. Можейко, М.А. Земная и