Содержание и методика опытной работы по формированию эмоций через игры и игровые упражнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 20:15, реферат

Описание

Изучение социальных эмоций подразумевает под собой сформированность социальных эмоций и их влияние на поведение детей старшего дошкольного возраста; детские страхи – возникают в ответ на действие угрожающего стимула; детско – родительские отношения

Работа состоит из  1 файл

Глава 2.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

  Таким образом,  в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье.

  Критериями  определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:

  • детские отношения к родителям;
  • знания родителей о воспитании ребенка;
  • родительские отношения к детям.

    Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

    Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.

    Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду. 
 
 
 
 

2.2.  Формирование эмоциональной  сферы через систему игр и игровых упражнений

  После получения  результатов констатирующего эксперимента переходим к формирующей части работы. Цель формирующего эксперимента состояла в формировании эмоциональной сферы у старших дошкольников через систему игр и игровых упражнений, бесед, занятий. Для этого составили план – сетку своей работы.

  План  – сетка по формированию эмоциональной сферы

Тема Программное содержание Методические  приемы Обеспечение
1. Каждый  привлекателен по - своему Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям, собственной неповторимости, физических особенностей. 1.Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи.

2.Игра «Назови ласково».

Цель: развивать позитивное восприятие.

Ход: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют.

3.Рисование.  Автопортрет.

4.Беседа  по рисункам.

Краски, карандаши, мелки на выбор. Бумага разного формата.
    Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу. 1.Беседа о том, как можно показать другому, что он хороший.

2.Игра «Комплемент».

Цель: развитие умения выражать свое отношение к  другому через слово, действие.

3.Игра  «Газета».

Цель: развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения.

Ход: на пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще раз. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете.

Газета.
2. Я + Ты = Мы Развивать чувство  принадлежности к группе. Получение  опыта позитивного взаимодействия. 1.Схематическое  рисование правил «хорошего» общения: помогай друзьям; делись с ними; умей, остановит друга, если он делает что-то нехорошее; не срывай злость на других; не ссорься по пустякам; не смейся над ошибками других, ты можешь ошибиться сам.

2.Беседа  по рисункам.

3.Игра «Прикосновение».

Бумага, карандаши, доска, мел.
      1.Игра «Молекула».

Ход: дети бегают по группе. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь, друг к другу.

2.Игра «Комплимент».

3.Рисование  «Моя группа».

Бумага, краски, карандаши.
      1.Игра «Комплимент».

2.Игра «Колокольчик».

Ход: дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.

3.Игра «Ток».

Ход: дети стоят в кругу, держатся за руки и пожимают их – передают ток.

 
      Создание  коллажа «Наша  группа». Рисование карандашами.
3. Волшебные средства понимания Знакомство  с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей. 1.Игра  « Я чувствую…».

Ход: детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.

2.Игра  «Молекула».

3.Интонационные этюды: детям предлагается произнести фразу «Пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно.

Карточки с  изображением эмоций по количеству детей.
      1.Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимики, пантомимики.

2.Изготовление  масок.

3.Игра  «Маски».

Ход: ребенок, одев маску, передает настроение этой маски.

Бумага, краски, карандаши, мелки, шнурочки.
      1.Игра  «Руки».

Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться руками, поссориться руками, помириться руками.

2.Игра  «Ниточка с иголочкой».

3.Игра  «Я чувствую…».

 
4. Настроение Описание своего настроения, обогащение опыта, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей. 1.Игра  «Лото настроение».

2.Рисование  «Мое настроение».

3.Беседа  по изображениям  эмоций.

Краски, бумага; карточки-лото, карточки с изображением эмоций.
      1.Упражнение  «Возьми себя в  руки!»

2.Упражнение  «Лев».

3.Игра  «Создай марионетку».

Заготовки марионеток по количеству детей.
5. Волшебная линия Обогащение  опыта реагирования эмоциями. Упражнение в регулировании эмоций. 1.Рисование  «Волшебные линии». С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся.

2.Создание  картины с помощью линий.

Бумага, краски.
      1.Беседа  по рисункам.

2.Игра «Нехочуха».

3.Игра-релаксация  «Волшебный сон».

 
6. Я – хороший, я - плохой Осознание и  принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера. 1.Игра  «Наоборот».

Ход: дети сидят в кругу, тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой.

2.Сказка  «Чертенок» (см. Н. Яковлева «Психологическая помощь…»).

3.Игра  «Собаки бывают».

Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки.

Мяч.
      1.Игра  «Я умею».

Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет как можно больше того, что умеет (и хорошее, и плохое).

2. Игра – релаксация  «Цветочная поляна». 

Ход: детям предлагается представить себе цветочную поляну, найти свой цветок и хорошо его рассмотреть.

3.Рисование  цветка.

Мяч, воск, бумага, краски.
7. Любимые сказки Развитие понимания  себя и других. Преодоление барьеров в  общении. Отработка собственных  чувств. 1.Игра  «Назови героя».

Ход: ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки.

2.Игра  «Сказка наоборот».

Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать.

3.Рисование  «Письмо любимому  герою».

Мяч, воск, бумага, краски.
8. Вместе  веселее Расширение  опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других. 1.Игра  « Бумажные развалы».

Ход: сразу оговорить, что дети после занятия убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складываются в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх.

 
      1.Игра  «Клубок».

2.Игра  «Найди пару».

3.Игра  « Зеркало».

 
9. Хорошо  и плохо Развитие доверия  к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии. 1.Сценка  «Вместе и порознь». Лисенок и Медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды Лисенок захотел очень сильно поиграть с машинкой Медвежонка, но и Медвежонок хотел поиграть с машиной. В конце концов они поссорились. Им стало очень плохо, скучно. А потом они поговорили и помирились.

2.Обсуждение  сценки.

 
      1.Игра  «Вежливые слова».

2.Игра  «Гамак».

3.Игра  «Гусеничка».

 
      1.Коллективное  сочинение сказки.

2.Игра  «Колокольчик».

3.Игра  – релаксация.

 

Информация о работе Содержание и методика опытной работы по формированию эмоций через игры и игровые упражнения