Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 20:15, реферат
Изучение социальных эмоций подразумевает под собой сформированность социальных эмоций и их влияние на поведение детей старшего дошкольного возраста; детские страхи – возникают в ответ на действие угрожающего стимула; детско – родительские отношения
Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье.
Критериями
определения уровней детско-
Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.
Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.
Низкий уровень – характеризуется
незнанием родителей о воспитании детей.
Ребенок не удовлетворен своим семейным
положением, испытывает повышенную тревожность.
Родители воспринимают своего ребенка
плохим, неприспособленным, неудачливым,
испытывают по отношению к ребенку раздражительность
и обиду.
2.2. Формирование эмоциональной сферы через систему игр и игровых упражнений
После получения
результатов констатирующего
План – сетка по формированию эмоциональной сферы
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
1. | Каждый привлекателен по - своему | Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям, собственной неповторимости, физических особенностей. | 1.Беседа
о том, какие люди разные, чем мы отличаемся,
чем похожи.
2.Игра «Назови ласково». Цель: развивать позитивное восприятие. Ход: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют. 3.Рисование. Автопортрет. 4.Беседа по рисункам. |
Краски, карандаши, мелки на выбор. Бумага разного формата. |
Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу. | 1.Беседа
о том, как можно показать другому, что
он хороший.
2.Игра «Комплемент». Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие. 3.Игра «Газета». Цель: развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения. Ход: на пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще раз. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете. |
Газета. | ||
2. | Я + Ты = Мы | Развивать чувство
принадлежности к группе. Получение
опыта позитивного |
1.Схематическое
рисование правил «хорошего» общения:
помогай друзьям; делись с ними; умей, остановит
друга, если он делает что-то нехорошее;
не срывай злость на других; не ссорься
по пустякам; не смейся над ошибками других,
ты можешь ошибиться сам.
2.Беседа по рисункам. 3.Игра «Прикосновение». |
Бумага, карандаши, доска, мел. |
1.Игра
«Молекула».
Ход: дети бегают по группе. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь, друг к другу. 2.Игра «Комплимент». 3.Рисование «Моя группа». |
Бумага, краски, карандаши. | |||
1.Игра
«Комплимент».
2.Игра «Колокольчик». Ход: дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают. 3.Игра «Ток». Ход: дети стоят в кругу, держатся за руки и пожимают их – передают ток. |
||||
Создание коллажа «Наша группа». | Рисование карандашами. | |||
3. | Волшебные средства понимания | Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей. | 1.Игра
« Я чувствую…».
Ход: детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает. 2.Игра «Молекула». 3.Интонационные этюды: детям предлагается произнести фразу «Пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно. |
Карточки с изображением эмоций по количеству детей. |
1.Беседа
о волшебных средствах понимания: интонации,
мимики, пантомимики.
2.Изготовление масок. 3.Игра «Маски». Ход: ребенок, одев маску, передает настроение этой маски. |
Бумага, краски, карандаши, мелки, шнурочки. | |||
1.Игра
«Руки».
Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться руками, поссориться руками, помириться руками. 2.Игра «Ниточка с иголочкой». 3.Игра «Я чувствую…». |
||||
4. | Настроение | Описание своего настроения, обогащение опыта, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей. | 1.Игра
«Лото настроение».
2.Рисование «Мое настроение». 3.Беседа по изображениям эмоций. |
Краски, бумага; карточки-лото, карточки с изображением эмоций. |
1.Упражнение
«Возьми себя в
руки!»
2.Упражнение «Лев». 3.Игра «Создай марионетку». |
Заготовки марионеток по количеству детей. | |||
5. | Волшебная линия | Обогащение опыта реагирования эмоциями. Упражнение в регулировании эмоций. | 1.Рисование
«Волшебные линии». С помощью линейки
и цвета передать настроение: спокойная
линия, радостная, хитрая, злая, больная,
волнующаяся.
2.Создание картины с помощью линий. |
Бумага, краски. |
1.Беседа
по рисункам.
2.Игра «Нехочуха». 3.Игра-релаксация «Волшебный сон». |
||||
6. | Я – хороший, я - плохой | Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера. | 1.Игра
«Наоборот».
Ход: дети сидят в кругу, тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой. 2.Сказка «Чертенок» (см. Н. Яковлева «Психологическая помощь…»). 3.Игра «Собаки бывают». Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки. |
Мяч. |
1.Игра
«Я умею».
Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет как можно больше того, что умеет (и хорошее, и плохое). 2. Игра – релаксация «Цветочная поляна». Ход: детям предлагается представить себе цветочную поляну, найти свой цветок и хорошо его рассмотреть. 3.Рисование цветка. |
Мяч, воск, бумага, краски. | |||
7. | Любимые сказки | Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отработка собственных чувств. | 1.Игра
«Назови героя».
Ход: ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки. 2.Игра «Сказка наоборот». Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать. 3.Рисование «Письмо любимому герою». |
Мяч, воск, бумага, краски. |
8. | Вместе веселее | Расширение
опыта позитивного |
1.Игра
« Бумажные развалы».
Ход: сразу оговорить, что дети после занятия убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складываются в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх. |
|
1.Игра
«Клубок».
2.Игра «Найди пару». 3.Игра « Зеркало». |
||||
9. | Хорошо и плохо | Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии. | 1.Сценка
«Вместе и порознь». Лисенок
и Медвежонок дружили давно, любили играть
вместе. Однажды Лисенок захотел очень
сильно поиграть с машинкой Медвежонка,
но и Медвежонок хотел поиграть с машиной.
В конце концов они поссорились. Им стало
очень плохо, скучно. А потом они поговорили
и помирились.
2.Обсуждение сценки. |
|
1.Игра
«Вежливые слова».
2.Игра «Гамак». 3.Игра «Гусеничка». |
||||
1.Коллективное
сочинение сказки.
2.Игра «Колокольчик». 3.Игра – релаксация. |