Соотношение интелекта и креативности в творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:38, контрольная работа

Описание

Цель исследования: Соотношение интеллекта и креативности в творческой деятельности.
Задачи исследования:
Креативность как производная интеллекта
Различные функции креативности и интеллекта
Зависимость креативности от уровня интеллекта
Компенсационный характер развития способностей

Работа состоит из  1 файл

Соотношение интеллекта и креативности в творческой деятельности.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

 Но все  это: карьера, лаборатория, институт, программа - это типичное поведение  интеллектуала компенсирующего  творческую несостоятельность развитием  интеллектуализованной креативности.

Аналогичная ситуация в искусстве. Умный некреатив  постарается научиться творчеству, он будет исправно посещать курсы  живописи, читать самоучитель  "как  писать стихи",  и т.п. И это  не тупиковый путь. Научиться писать, рисовать, сочинять музыку - можно. В настоящее время даже существуют даже компьютерные программы для сочинения стихов. Если уж компьютеру можно задать алгоритм, то, что уж говорить о человеке (добавим, об умном  человеке), конечно, он это может, тем более, что уровень его креативности, скорее всего, средний, а не чрезмерно низкий. А при средней креативности, да при хорошей настойчивости, умный человек всегда своего добьется, т.е., разовьет немного креативности.  Вероятно,  интеллектуал от искусства будет использовать аналогичные  стратегии и для развития творческих способностей. Во-первых,  он наймет лучших учителей,  или поступит на самые лучшие курсы, где  будут учить рисовать, петь, или сочинять стихи.  Во-вторых, он прочтет все, что можно о процессе творчества,  и те же книги из серии ЖЗЛ,  но выдающихся творцов в его области. Потом он попытается создать  алгоритм "правильного" творчества.  С подобным алгоритмом меня как-то знакомил начинающий писатель. Попробую воспроизвести этот алгоритм по памяти. Первое - это тематика произведений (он внимательно проанализировал все самые известные произведения и выбрал на его взгляд самые выигрышные темы).  Второе  -  сюжет (формулировались  требования к сюжету: занимательность, постоянная смена  обстановки, каждая  последующая глава должно опровергать в чем-то предыдущую и  т.д.).  Третье -  стиль,  стиль своих будущих "шедевров" обычно он демонстрировал на примере, если не ошибаюсь, он  даже вычислил оптимальную длину  предложения.  Не надо смеяться,  это достаточно  публикуемый ныне писатель.  А другие,  более талантливые и креативные,  где сейчас их романы, которыми мы зачитывались еще в рукописях?

И последнее,  чего не забывает   интеллектуал от искусства, - это всемерное использование  существующих социальных структур для  продвижения своего творчества. Он легко станет членом всех творческих союзов в его области, сумеет выдвинуть себя на все премии и многие из них получить. Зачем? Интеллектуал   очень болезненно относится к социальному признанию. Даже не из-за благ, которые оно несет. Для него это - единственное  доказательство его таланта. Тиражи книг,  премии,  толпы почитателей и подражателей. Только это может ненадолго  снизить снедающее его беспокойство "ужель я не гений"

Можно ли таким  образом создать шедевр? Наверное, нет. Но шедевров  вообще немного.  В конце концов, большая часть творчества рядовых креативов от науки и искусства - не шедевры. На этом фоне искусственно подстегнувшие свою креативность директор и продюсер будут выглядеть не лучше, но и не хуже.

Обратная компенсация  тоже существует,  компенсация малого  интеллекта с помощью высокой креативности. Впрочем, по Торрансу такого быть не может, ведь интеллект и креативность становятся разными факторами лишь после преодоления интеллектуального порога, достаточно высокого.

Однако В.Н. Дружинин приводил данные о существовании  четырех групп людей с разными  уровнями развития интеллекта и креативности, в том числе и   группы «с низким уровнем интеллекта, но высоким  уровнем креативности» [6]. 

Торранс несколько  преувеличивал величину порога. Креативы с невысоким IQ существуют. Просто они остаются безвестными, и не только не признанными (непризнанные могут хотя бы рассчитывать на внимание потомков), они остаются несостоявшимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Между интеллектом и креативностью связь нелинейная: повышение уровня интеллекта влечет повышение креативности лишь до определенного предела. При превышении некоторого критического уровня интеллекта (по разным данным - от 120 до 127 баллов) его связи с креативностью или исчезают, или же становятся отрицательными, то при дальнейшем повышении интеллекта креативность начинает снижаться.

Для того чтоб добиться успеха в этом мире, совсем не обязательно  создавать нечто в нем отсутствующее, достаточно воспользоваться имеющимся. Но креативу легче создать что-то свое, чем встроиться в существующие социальные структуры. И он начинает создавать.

Не сумев  подстроиться к окружающей реальности, он создает свою, в которой он, как ее  творец, изначально окажется вне конкуренции.

 Получиться ли у него это, в конечном счете, зависит от двух факторов:  от исходной величины креативности, и от того сумеет ли он компенсировать недостаток врожденного интеллекта приобретенным, назовем его креатизированным интеллектом.  Иными словами,  хватит ли у него сил и таланта  изобрести собственный велосипед, раз уж Бог не наградил способностью влезть в какой-нибудь из имеющихся.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Torrance E. Guiding creative talent. – Englewood Cliffs. – NY: Prentice-Hall, 1964.
  2. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. // Вопросы психологии. – 1995. № 1. – С. 111-131.
  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная проблема творчества. – Ростов-на-Дону, 1983.
  4. Вильчек В.М. Алгоритмы истории. – М.: Прометей, 1989.
  5. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. – Ленинград, «Эго», 1991. – 196 с.
  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.: Лантерна вита, 1995. – 150с.
  7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.
  8. Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. – Л.: Недра, 1991.
  9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М.: Томск, 1997.
  10. Хоровиц Ф., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследований //Р.Ж. Сер Науковедение. – 1988. № 1.
  11. Хрисанфова Е.Н., Мажуга П.М. Очерки эволюции человека. – Киев: Наукова думка, 1985.
  12. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985.
  13. Креативность и ее связь с интеллектом. – URL: http://www.nlplife.ru/articles/stat/kreativnost-i-ee-svjaz-s

 


Информация о работе Соотношение интелекта и креативности в творческой деятельности