Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:00, реферат
Активная деятельность - важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления. Активное отражение действительности - важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами - высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку. Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.
Введение.
Психика. Структура психики.
Мозг и психика.
Как соотносятся психика и организм.
Заключение.
Список использованной литературы.
Московский гуманитарно-экономический институт
Чувашский филиал
Факультет экономики и управления
Кафедра
Дисциплина
Реферат на тему:
Соотношение психики и
организма в человеке.
Выполнила студентка
Курса 1 группы № 11 ЭС 5/12
Проверил:
Оценка
« »
Дата поступления работы в деканат:
2012 год
Содержание.
Введение.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Активная деятельность - важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления. Активное отражение действительности - важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами - высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку. Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.
1.Психика. Структура психики.
Психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.
Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе и человеческая дума, если ребенок изолирован от других людей. Только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми у ребенка формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у него ничто человеческое ни в поведении, ни в психике не появляется. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и прочее), человеческая психика формируется у индивида только в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющие: внешний мир, природа, ее отражение - полноценная деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
Психические процессы.
Психические процессы – динамическое отражение в различных формах психических явлений.
Психические процессы – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевое усилие и т.д.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.
Психические процессы протекают
с различной быстротой и
Психические состояния.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.).
Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.
Психические свойства.
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно – количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Отсюда можно выделить свойства интеллектуальной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность и т.п.
Психические свойства не
сосуществуют вместе, они синтезируются
и представляют собой сложные
структурные образования
Вес мозга колеблется (в норме) от 1100 до 3000 граммов. Что из этого следует для психики – однозначно сказать трудно. В конце концов у европейских кроманьонцев объем черепной коробки достигал 1880 куб.см, а у современного европейца – только 1450 куб.см. Поглупели? Вряд ли для таких выводов есть основания.
Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга.
Функциональная асимметрия полушарий известна давно: подавляющееся большинство человечества делится на правшей и левшей, почти у всех нас есть ведущий глаз и ведущее ухо, речью ведает либо левое (у правшей), либо правое полушарие. После того, как были разработаны методы временного разобщения полушарий как у больных, так и у здоровых людей и созданы особые тесты для их исследования, выяснилось, что традиционное деление полушарий на доминантное и субдоминантное безнадежно устарело, что у каждого из них просто свой круг обязанностей. Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах т структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознавать целое по части.
Случаются, правда, отклонения от нормы: то музыкальными оказываются оба полушария, то у правого находят запас слов, а у левого представления о том, что эти слова означают. Специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно – грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно – образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.
Подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого – глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, безоглядный оптимизм, сущность правого – «дух отрицанья, дух сомненья». Каждое – образчик эмоционального экстремизма и нетерпимости, каждое норовит воспользоваться ослаблением собрата, чтобы навязать человеку свою волю. Правое сдерживает эйфорию левого, а левое – «демонизм» правого. Но в норме хорошо отрегулированное их содружество приводит только к плодотворным результатам.
Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия.. это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не витать в эмпириях. Конечно, пренебрежение советами правого едва ли опасно для жизни: оно всего – навсего прибавит человеку беспечности и заставит отказаться от творческих планов. Зато неумеренная активность правого полушария может не только воспрепятствовать реализации интеллектуальных усилий, но и вызвать сомнения в ценности самой жизни. Мало того, что человек не найдет слов для выражения своих мыслей, но и еще не увидит вокруг ничего хорошего.
Не следует забывать об их взаимодействии, о том, как оно им удается и ради чего это происходит. Вот тут и предстоит поразмыслить над тем, какой вклад вносит каждое полушарие в общую творческую задачу, как правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке «правды природы» в «правду искусства» (Бальзак).
Если сопоставить специфику
полушарий с психологией
3. Как соотносятся организм и психика.
Собственно человеческая, сложно организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях: уровень содержание кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т.п. Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет.
Особое значение для психологической деятельности имеет следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.
Большой вклад в понимание
того, как связана работа мозга
и организма человека с психологическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов.
Позднее его идеи развил в своей теории
физиологических коррелятов психических
явлений И. П. Павлов, открывший явление
условнорефлекторного научения. В наши
дни его идеи послужили основанием для
создания новых, более современных психофизиологических
теорий, объясняющих научение и поведение
в целом (Н. А. Бернштейн, К. Халл, П. К. Анохин),
а также механизмы условнорефлекторного
приобретения опыта (Е.Н.Соколов).
По мысли И. М. Сеченова психические явления
входят как обязательный компонент в любой
поведенческий акт и сами представляют
собой своеобразные сложные рефлексы.
Психическое, считал Сеченов, столь же
объяснимо естественнонаучным путем,
как и физиологическое, так как оно имеет
ту же самую рефлекторную природу.
Своеобразную эволюцию со времени первого
своего появления с начала XX в. до наших
дней претерпели идеи И. П. Павлова, связанные
с понятием условного рефлекса. Поначалу
на это понятие возлагали большие надежды
в объяснении психических процессов и
научения. Однако эти надежды полностью
не оправдались. Условный рефлекс оказался
слишком простым физиологическим явлением,
чтобы на его основе можно было понять
и к нему свести все сложные формы поведения,
тем более психические феномены, связанные
с сознанием и волей.
Вскоре после открытия условнорефлекторного
научения были обнаружены и описаны иные
пути приобретения живыми существами
жизненного опыта – импринтинг, оперантное
обусловливание, викарное научение, –
которые существенно расширили и дополнили
знания о механизмах научения, свойственных
человеку. Но, тем не менее, идея условного
рефлекса как одного из способов приобретения
организмом нового опыта осталась и получила
дальнейшую разработку в работах психофизиологов,
в частности Е. Н. Соколова и Ч. А. Измайлова.
Наряду с этим наметились новые, более
перспективные направления разработки
проблемы связи психики и мозга. Они касались,
с одной стороны, роли, которую психические
процессы совместно с физиологическими
играют в управлении поведением, а с другой
– построения общих моделей регуляции
поведения с участием в этом процессе
физиологических и психологических явлений
(Н. А. Бернштейн, К. Халл, П. К. Анохин).
Результаты исследования условнорефлекторных
физиологических механизмов поведения
на уровне целостного организма были дополнены
данными, полученными при изучении поведения
на нейронном уровне. Значительный вклад
в решение соответствующих вопросов внесли
отечественные нейропсихологи и психофизиологи.
Они основали свою школу в психофизиологии
поведения, двигательной активности и
органов чувств (восприятие, внимание,
память).
Е. Н. Соколовым и Ч. А. Измайловым было
предложено понятие концептуальной рефлекторной
дуги. В концептуальной рефлекторной дуге выделяют
три взаимосвязанные, но относительно
автономно действующие системы нейронов:
афферентную (сенсорный анализатор), эффекторную
(исполнительную – органы движения) и
модулирующую (управляющую связями между
афферентной и эффекторной системами).
Афферентная система, начинающаяся с рецепторов,
состоит из нейронов-предетекторов, производящих
общую предварительную обработку информации,
поступающей на органы чувств, и нейронов-детекторов,
выделяющих в ней стимулы определенного
рода, избирательно настроенных, реагирующих
только на такие стимулы. Эффекторная
система включает командные нейроны, мотонейроны
и эффекторы, т. е. нервные клетки, в которых
происходит выработка команд, идущих от
центра к периферии, и части организма,
ответственные за их исполнение. Модулирующая
система содержит нервные клетки (модулирующие
нейроны), связанные с переработкой информации,
циркулирующей между нейронными сетями,
составляющими афферентную и эффекторную
подсистемы концептуальной рефлекторной
дуги.
Информация о работе Соотношение психики и организма в человеке