Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:00, реферат
Активная деятельность - важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления. Активное отражение действительности - важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами - высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку. Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.
Введение.
Психика. Структура психики.
Мозг и психика.
Как соотносятся психика и организм.
Заключение.
Список использованной литературы.
Схему работы концептуальной
рефлекторной дуги можно представить
себе следующим образом. На рецепторы – специфические аппараты
органов чувств, способные воспринимать
и реагировать на определенные физические
воздействия, – поступают сигналы-стимулы.
Рецепторы в свою очередь связаны с селективными
детекторами – нейронами, избирательно
реагирующими на те или иные стимулы, причем
эта связь может быть прямой или осуществляться
через предетекторы. Селективные детекторы
работают по следующему принципу: определенной
комбинации возбуждения рецепторов соответствует
максимум возбуждения на одном из селективных
нейронов-детекторов.
От детекторов сигналы далее поступают
на командные нейроны. Уровень возбуждения
командных нейронов регулируется работой
модулирующих нейронов. От командных нейронов
возбуждение далее поступает на мотонейроны,
связанные с органами движения и другими
эффекторами.
В работу концептуальной рефлекторной
дуги включен механизм обратной связи.
Через механизм обратной связи регулируется
возбудимость рецепторов, эффекторов
и самих нейронов. Выделение основных
элементов концептуальной дуги, пишет
Е. Н. Соколов, явилось результатом обобщения
данных о нейронных механизмах рефлексов
у животных, стоящих на разных ступенях
эволюционной лестницы.
Н. А. Бернштейн доказал, что даже простое
движение, приобретенное при жизни, не
говоря уже о сложной человеческой деятельности
и поведении в целом, не может быть выполнено
без участия психики. «Формирование двигательного
акта, – писал он, – есть на каждом этапе
активная психомоторная деятельность…
Для каждого двигательного акта, потенциально
доступного человеку, в его центральной
нервной системе имеется адекватный уровень
построения, способный реализовать основные
сенсорные коррекции этого акта, соответствующие
его смысловой сущности… Чем сложнее
движение, тем многочисленнее и разнообразнее
требующиеся для его выполнения сенсорные
коррекции».
Наивысший уровень регуляции вновь осваиваемых
сложных движений обязательно связан
с сознанием человека и является ведущим
для этого движения. Подчиненные ему нижележащие
уровни называются фоновыми. Эти компоненты
обычно остаются за порогом сознания.
Как только движение превращается в автоматизированный
навык и переключается с ведущего уровня
на фоновый, процесс управления им, его
контроля уходит из поля сознания. Однако
в самом начале освоения нового движения
сознание присутствует всегда. Исключение
составляют только наиболее простые движения,
для которых в организме уже имеются готовые
врожденные или приобретенные механизмы.
Характерным явлением, сопровождающим
переключение движения с более высокого
уровня на более низкий, выступает «снятие
зрительного контроля и замена его проприоцептивным.
Это явление заключается в том, что субъект
оказывается в состоянии делать какую-то
часть работы не глядя».
Американский ученый К. Халл явился основоположником
современной психофизиологической теории
научения, объясняющей, каким образом
организм приобретает и совершенствует
жизненный опыт. К. Халл рассматривал живой
организм как саморегулирующую систему
со специфическими механизмами поведенческой
и генетико-биологической регуляции. Эти
механизмы – в основном врожденные –
служат для поддержания оптимальных условий
физического и биохимического равновесия
в организме – гомеостаза, включаются
в действие, когда он нарушен.
В основу теории Халла был положен ряд
постулатов, вытекающих из имеющихся знаний
по физиологии организма и мозга, полученных
к началу второй трети XX в. Сформировав
16 таких постулатов с помощью определенных
правил, представляющихся достаточно
обоснованными, К. Халл дедуктивно построил
теорию поведения организма, многие выводы
из которой впоследствии нашли экспериментальное
подтверждение.
П. К. Анохин предложил модель организации
и регуляции поведенческого акта, в которой
есть место для всех основных психических
процессов и состояний. Она получила название
модели функциональной системы.
Под названием «обстановочная афферентация»
представлена совокупность разнообразных
воздействий, которым подвергается человек,
оказавшийся в той или иной ситуации. Многие
связанные с ней стимулы могут оказаться
несущественными, и только некоторые из
них, вероятно, вызовут интерес – ориентировочную
реакцию.
Прежде чем вызвать поведенческую активность, обстановочная афферентация и пусковой стимул должны быть восприняты, т. е. субъективно отражены человеком в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) порождает образ. Сформировавшись, образ сам по себе поведения не вызывает. Он обязательно должен быть соотнесен с мотивацией и той информацией, которая хранится в памяти.
Сравнение образа с памятью и мотивацией через сознание приводит к принятию решения, к возникновению в сознании человека плана и программы поведения: нескольких возможных вариантов действий, которые в данной обстановке и при наличии заданного пускового стимула могут привести к удовлетворению имеющейся потребности.
В ц. н. с. ожидаемый итог
действий представлен в виде своеобразной
нервной модели – акцептора результата
действия. Когда он задан и известна
программа действия, начинается процесс
осуществления действия.
С самого начала выполнения действия в
его регуляцию включается воля, и информация
о действии через обратную афферентацию
передается в ц. н. с., сличается там с акцептором
действия, порождая определенные эмоции.
Туда же через некоторое время попадают
и сведения о параметрах результата уже
выполненного действия.
Если параметры выполненного
действия не соответствуют акцептору
действия (поставленной, цели), то возникает
отрицательное эмоциональное
Теория функциональной системы П. К. Анохина
расставляет акценты в решении вопроса
о взаимодействии физиологических и психологических
процессов и явлений. Она показывает, что
те и другие играют важную роль в совместной
регуляции поведения, которое не может
получить полное научное объяснение ни
на основе только знания физиологии высшей
нервной деятельности, ни на основе исключительно
психологических представлений.
А. Р. Лурия предложил выделить три анатомически
относительно автономные блока головного
мозга, обеспечивающие нормальное функционирование
соответствующих групп психических явлений.
Первый – блок мозговых структур, поддерживающих
определенный уровень активности. Он включает
неспецифические структуры разных уровней:
ретикулярную формацию ствола мозга, структуры
среднего мозга, глубинных его отделов,
лимбической системы, медиобазальные
отделы коры лобных и височных долей мозга.
От работы этого блока зависит общий уровень
активности и избирательная активизация
отдельных подструктур, необходимая для
нормального осуществления психических
функций. Второй блок связан с познавательными
психическими процессами, восприятием,
переработкой и хранением разнообразной
информации, поступающей от органов чувств:
зрения, слуха, осязания и т. п. Его корковые
проекции в основном располагаются в задних
и височных отделах больших полушарий.
Третий блок охватывает передние отделы
коры головного мозга. Он связан с мышлением,
программированием, высшей регуляцией
поведения и психических функций, сознательным
их контролем.
С блочным представительством структур
мозга связана проблема, которая получила
название проблемы локализации психических
функций, т. е. более или менее точного
их представительства в отдельных мозговых
структурах. Есть две разные точки зрения
на решение этой проблемы. Одна получила
название локализационизма, другая антилокализационизма.
Согласно локализационизму каждая, даже
самая элементарная, психическая функция,
каждое психологическое свойство или
состояние человека однозначно связано
с работой ограниченного участка мозга,
так что все психические явления, как на
карте, можно расположить на поверхности
и в глубинных структурах головного мозга
на вполне определенных местах. Действительно,
в свое время создавались более или менее
детализированные карты локализации психических
функций в мозге, и одна из последних таких
карт была опубликована в 30-е годы XX в.
Впоследствии оказалось, что различные
нарушения психических процессов нередко
связаны с одними и теми же мозговыми структурами,
и наоборот, поражения одних и тех же участков
мозга часто приводят к выпадению различных
функций. Эти факты, в конечном счете, подорвали
веру в локализационизм и привели к возникновению
альтернативного учения – антилокализационизма.
Сторонники последнего утверждали, что
с каждым психическим явлением практически
связана работа всего мозга в целом, всех
его структур, так что говорить о строгой
соматотопической представленности (локализации)
психических функций в ц. н. с. нет достаточных
оснований.
В антилокализационизме
обсуждаемая проблема нашла свое
решение в понятии функционального органа, под которым
стали понимать прижизненно формирующуюся
систему временных связей между отдельными
участками мозга, обеспечивающую функционирование
соответствующего свойства, процесса
или состояния. Различные звенья такой
системы могут быть взаимозаменяемыми,
так что устройство функциональных органов
у разных людей может быть различным.
\Однако и антилокализационизм не смог
до конца объяснить факт существования
более или менее определенной связи отдельных
психических и мозговых нарушений, например
нарушений зрения – с поражением затылочных
отделов коры головного мозга, речи и слуха
– с поражениями височных долей больших
полушарий и т. п. В связи с этим ни локализационизму,
ни антилокализационизму до настоящего
времени не удалось одержать окончательную
победу друг над другом, и оба учения продолжают
сосуществовать, дополняя друг друга в
слабых своих позициях.
Заключение.
Для осмысления понятий «психика» и «организм» наиболее важны процессы, связанные с увеличением объема черепа и мозга человека в процессе его эволюции. Развивалась и обогащалась новыми связями, прежде всего кора головного мозга, которая у современного человека имеет около 15 миллиардов нервных клеток. Этот процесс носит название “цефализапия”, и именно он обусловил предпосылки для развития речи, мышления и трудовых действий. Итак, биологическое (природное) развитие организма подготовило субстрат для возникновения принципиально нового, надбиологического, сверхприродного способа выживания и совершенствования человека. В человеке, таким образом, представлены два основных канала, обеспечивающих его жизнь и деятельность: генетический, лежащий в основе биологической эволюции и социальный, характеризующий специфику человека. Именно второй обусловил и такую важнейшую отличительную черту человека, как способность к труду, к производству и тем самым к созданию человеческого общества.Говоря о психике человека и его организме, мы стремимся постичь отличие человека, прежде всего, от животных. Это усматривается либо в каком-то одном, главном качестве человека, отличающем его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако в целом, науке так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось вначале. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой-то одной, раз и навсегда данной ему “природы”, так же как и неизменной “сущности”. И то и другое — исторически изменяющиеся характеристики человека.
Список использованной литературы:
1. Психология. Учебное пособие для вузов. Радугин А.А.
М.:Центр, 2001 г.
2. Психология и педагогика в вопросах и ответах.
Серия «Учебники, учебные пособия». Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.
Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000 г.
3.Психология. Учебное пособие. М.И. Чеховских
Минск: Новое знание; М.: ИНФА – М, 2011 г.
4. Психология
и педагогика: учебное пособие
для вузов/ Е.А.Кротков.-
Информация о работе Соотношение психики и организма в человеке