Соотношение развития мышления и речи в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 16:43, реферат

Описание

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. Рассмотрим первые два признака сознания. Определим, что такое мышление и речь, выясним их классификации, свойства и компоненты, а также взаимодействие между ними.

Содержание

Введение
1. Понятие о мышлении
2. Классификация мышления
3. Мыслительные операции
4. Формы мышления
5. Этапы решения мыслительных задач
6. Понятие о речи
7. Развитие речи
8. Виды речи
9. Функции, компоненты, свойства речи
10. Речь и мышление: единство, а не тождество
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛИНГВИСТИКА РЕФ.docx

— 170.32 Кб (Скачать документ)

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Московский  городской педагогический университет 
 
 
 
 

Реферат

По учебной  дисциплине  

Психолингвистика 

Тема: «Соотношение развития мышления и речи в онтогенезе» 
 
 
 

Студентки 4 курса заочного отделения 

Факультет специальной педагогики

Специальность логопедия 

Погосовой Светланы Викторовны 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011г.

Содержание

Введение

1. Понятие о  мышлении

2. Классификация  мышления

3. Мыслительные  операции

4. Формы мышления

5. Этапы решения  мыслительных задач

6. Понятие о  речи

7. Развитие речи

8. Виды речи

9. Функции, компоненты, свойства речи

10. Речь и  мышление: единство, а не тождество

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

      Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. Рассмотрим первые два признака сознания.  Определим, что такое мышление и речь, выясним их классификации, свойства и компоненты, а также взаимодействие между ними. 

  1. Понятие о мышлении
 

     Глубокое  и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющимся высшим познавательным процессом. Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятиях - в  совокупности всех этих качеств, то посредством  мышления осуществляется анализ таких  особенностей, свойств, признаков предметов  и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов  чувств. И самое главное - с помощью  мышления познается то общее в  предметах и явлениях, те связи  между ними, которые недоступны непосредственно  ощущению и восприятию и которые  составляют сущность, закономерность объективной действительности. Например, нельзя непосредственно наблюдать  физиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть строение атома, развитие человеческого общества тысячу лет назад, однако человек  познает и закономерности физиологических  процессов, и строение атома, и историю  человечества. Знание закономерностей, процессов, явлений, непосредственно  не воспринимаемых, достигается с  помощью мышления.

     Являясь обобщенным отражением действительности, мышление осуществляется посредством  языка, слова. И связь мышления с  языком сохраняется в любом случае — выражает ли человек свои мысли  вслух или думает молча (про себя). В обоих случаях наблюдается действие одних и тех же нервных механизмов, использование одних и тех же речевых сигналов. Разница заключается лишь в том, что когда человек думает молча, движение мускулов речевого аппарата ослаблено.

     Мышление  — это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный  психический процесс опосредованного  и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

     В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят  одно в другое и взаимообусловливают друг друга. Для мыслительной деятельности существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредованным познанием. Оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного.

     Только  с появлениями речи становится возможным  отвлечь от познаваемого объекта  то или иное его свойство, закрепить, зафиксировать понятие о нем  в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью  для окружающих. Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Мышление, т. о., существует в материальной, словесной оболочке. Органическая связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления.

     Мыслительная  деятельность - это необходимая основа и для усвоения знаний, и для  добывания совсем новых знаний в  ходе исторического развития человечества. В процессе общественно-исторического  развития, познания и преобразования природы и общества вырабатываются и систематизируются научные  знания. 
 
 
 
 

  1. Классификация мышления
 

     

     Рис. 1. Классификация мышления 

     Первый  способ мышления ребенка - наглядно-действенное  мышление (в возрасте от 1 до 3 лет), то есть мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают  окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.

     Следующая ступень - наглядно-образное, то есть мышление в виде наглядных образов и  представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито  в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется  и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить  образы, не имеющие прямого аналога  в ощущениях (сказочные персонажи).

     В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и  архитекторов, материалом для решения  задачи являются не понятия, а образы - чаще зрительные (у музыкантов - слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую  роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего  этапа является широкое использование  словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также  использование отвлеченных понятий.

     Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных  понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при  помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль» являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься непосредственно органами чувств человека.

     Теоретическое - мышление на основе теоретических  рассуждений и умозаключений, это  познание законов и правил.

     Практическое - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического  мышления - разработка средств практического преобразования действительности.

     Дискурсивное (аналитическое) - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

     Интуитивное - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного  отражения воздействий предметов  и явлений объективного мира. Интуитивное  мышление характеризуется быстротой  протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

     Репродуктивное - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

     Продуктивное - мышление на основе творческого воображения.

  1. Мыслительные операции
 

     Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа  и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.

     Анализ - мысленное расчленение объекта  на составляющие его элементы с последующим  их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.

     Синтез - объединение отдельных компонентов  в целое. Обычно соседствует с  анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после  анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет  человека.

     Абстрагирование (абстракция - В.Д.) - выделение одной  стороны предмета или явления, которая  в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежности» как низкой вероятности поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.

     Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение  у предмета или явления характерных  именно для него черт, не связанных  с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные  булочки, решает выпекать их новый вид - с кунжутом и клубничной начинкой.

     Классификация - объединение предметов или явлений  в группу на основании их эквивалентности.

     Систематизация - это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке  по какому-либо одному признаку(например, химические элементы в периодической таблице Д.И. Менделеева).

     Сравнение - вскрытие сходства и различия между  вещами. Результатом сравнения является классификация. Например, менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность (по их аккуратности, исполнительности, энергичности, компетентности и т.д.)

     Обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок. 

  1.   Формы мышления
 

     Результаты  процесса мышления существуют в форме  суждений, умозаключений и понятий.

     Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и  явлений. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» - конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.

     Суждение - есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.  Суждения могут  быть разных видов, что отображено на рис. 2.

     

     Рис. 2. Виды суждений 

     Примеры суждений:

  • истинное: «Диплом о высшем образовании выдается студенту после нескольких лет успешного обучения в вузе»;
  • ложное: «Диплом о высшем образовании выдается ученику после окончания учебы в средней школе»;
  • общее: «Все студенты сдают экзамены»;
  • частное: «Некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины»;
  • единичное: «Студент Иван Разгильдяев дважды провалил экзамен по экономической теории».

     Из  двух или более суждений можно  построить следующую по сложности  форму мышления - умозаключение .

     Умозаключение - такая связь между понятиями  или суждениями, в результате которой  из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение.

     Примером  умозаключения является знаменитый сократовский силлогизм, при помощи которого греческий философ две с половиной тысячи лет назад пришел к печальной мысли, что он когда-нибудь обязательно умрет (рис. 3).

 

     

     Рис. 3. Структура простого силлогизма 

     В логике давно известно о существовании  трех видов умозаключения: 1) дедукция, то есть умозаключение о частном  положении (Сократ смертен) на основании  общего положения (все люди смертны); 2) индукция - умозаключение общего положения  из частного, обобщение частного случая (например, различные тела расширяются  под влиянием тепла; следовательно, тепло расширяет любое тело) и  наконец, 3) аналогия - из одного частного случая выводится суждение о другом, похожем частном случае (например, на Земле есть атмосфера и здесь  живут люди. На Марсе тоже есть атмосфера. Следовательно, там также должны жить люди). 

Информация о работе Соотношение развития мышления и речи в онтогенезе