Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 16:43, реферат
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. Рассмотрим первые два признака сознания. Определим, что такое мышление и речь, выясним их классификации, свойства и компоненты, а также взаимодействие между ними.
Введение
1. Понятие о мышлении
2. Классификация мышления
3. Мыслительные операции
4. Формы мышления
5. Этапы решения мыслительных задач
6. Понятие о речи
7. Развитие речи
8. Виды речи
9. Функции, компоненты, свойства речи
10. Речь и мышление: единство, а не тождество
Заключение
Список литературы
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Московский
городской педагогический университет
Реферат
По учебной
дисциплине
Психолингвистика
Тема:
«Соотношение развития
мышления и речи в онтогенезе»
Студентки 4 курса заочного отделения
Факультет специальной педагогики
Специальность логопедия
Погосовой
Светланы Викторовны
Москва 2011г.
Содержание
Введение
1. Понятие о мышлении
2. Классификация мышления
3. Мыслительные операции
4. Формы мышления
5. Этапы решения мыслительных задач
6. Понятие о речи
7. Развитие речи
8. Виды речи
9. Функции, компоненты, свойства речи
10. Речь и мышление: единство, а не тождество
Заключение
Список литературы
Введение
Главной чертой человека как субъекта,
отличающей его от остальных живых существ,
является сознание. К неотъемлемым признакам
сознания относятся речь, мышление и способность
создавать обобщенную модель окружающего
мира в виде совокупности образов и понятий.
Рассмотрим первые два признака сознания.
Определим, что такое мышление и речь,
выясним их классификации, свойства и
компоненты, а также взаимодействие между
ними.
Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющимся высшим познавательным процессом. Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятиях - в совокупности всех этих качеств, то посредством мышления осуществляется анализ таких особенностей, свойств, признаков предметов и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств. И самое главное - с помощью мышления познается то общее в предметах и явлениях, те связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Например, нельзя непосредственно наблюдать физиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть строение атома, развитие человеческого общества тысячу лет назад, однако человек познает и закономерности физиологических процессов, и строение атома, и историю человечества. Знание закономерностей, процессов, явлений, непосредственно не воспринимаемых, достигается с помощью мышления.
Являясь обобщенным отражением действительности, мышление осуществляется посредством языка, слова. И связь мышления с языком сохраняется в любом случае — выражает ли человек свои мысли вслух или думает молча (про себя). В обоих случаях наблюдается действие одних и тех же нервных механизмов, использование одних и тех же речевых сигналов. Разница заключается лишь в том, что когда человек думает молча, движение мускулов речевого аппарата ослаблено.
Мышление
— это высшая форма познавательной
деятельности человека, социально обусловленный
психический процесс
В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга. Для мыслительной деятельности существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредованным познанием. Оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного.
Только
с появлениями речи становится возможным
отвлечь от познаваемого объекта
то или иное его свойство, закрепить,
зафиксировать понятие о нем
в специальном слове. Мысль обретает
в слове необходимую
Мыслительная
деятельность - это необходимая основа
и для усвоения знаний, и для
добывания совсем новых знаний в
ходе исторического развития человечества.
В процессе общественно-исторического
развития, познания и преобразования
природы и общества вырабатываются
и систематизируются научные
знания.
Рис.
1. Классификация мышления
Первый способ мышления ребенка - наглядно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3 лет), то есть мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.
Следующая ступень - наглядно-образное, то есть мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).
В
образном мышлении, которое наиболее
развито у художников, дизайнеров,
рекламистов, портных, парикмахеров и
архитекторов, материалом для решения
задачи являются не понятия, а образы
- чаще зрительные (у музыкантов - слуховые).
Они либо извлекаются из памяти,
либо воссоздаются воображением. Преобладающую
роль в этом виде мышления играет правое
полушарие человека. Отличием от предыдущего
этапа является широкое использование
словесных конструкций в
Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль» являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься непосредственно органами чувств человека.
Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законов и правил.
Практическое - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности.
Дискурсивное (аналитическое) - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
Интуитивное
- мышление на основе непосредственных
чувственных восприятий и непосредственного
отражения воздействий
Репродуктивное - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
Продуктивное - мышление на основе творческого воображения.
Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.
Анализ - мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.
Синтез
- объединение отдельных
Абстрагирование (абстракция - В.Д.) - выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежности» как низкой вероятности поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.
Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид - с кунжутом и клубничной начинкой.
Классификация
- объединение предметов или
Систематизация - это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку(например, химические элементы в периодической таблице Д.И. Менделеева).
Сравнение - вскрытие сходства и различия между вещами. Результатом сравнения является классификация. Например, менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность (по их аккуратности, исполнительности, энергичности, компетентности и т.д.)
Обобщение
- выделение общих существенных свойств
в сравниваемых объектах. Например, произведя
анализ продаж отдельных сортов хлеба,
хозяин пекарни приходит к выводу, что
наилучшим спросом пользуются сдобные
булочки, независимо от их размеров и начинок.
Результаты процесса мышления существуют в форме суждений, умозаключений и понятий.
Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» - конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.
Суждение - есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками. Суждения могут быть разных видов, что отображено на рис. 2.
Рис.
2. Виды суждений
Примеры суждений:
Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления - умозаключение .
Умозаключение - такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение.
Примером умозаключения является знаменитый сократовский силлогизм, при помощи которого греческий философ две с половиной тысячи лет назад пришел к печальной мысли, что он когда-нибудь обязательно умрет (рис. 3).
Рис.
3. Структура простого силлогизма
В
логике давно известно о существовании
трех видов умозаключения: 1) дедукция,
то есть умозаключение о частном
положении (Сократ смертен) на основании
общего положения (все люди смертны);
2) индукция - умозаключение общего положения
из частного, обобщение частного случая
(например, различные тела расширяются
под влиянием тепла; следовательно,
тепло расширяет любое тело) и
наконец, 3) аналогия - из одного частного
случая выводится суждение о другом,
похожем частном случае (например,
на Земле есть атмосфера и здесь
живут люди. На Марсе тоже есть атмосфера.
Следовательно, там также должны жить
люди).
Информация о работе Соотношение развития мышления и речи в онтогенезе