Соотношение развития мышления и речи в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 16:43, реферат

Описание

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. Рассмотрим первые два признака сознания. Определим, что такое мышление и речь, выясним их классификации, свойства и компоненты, а также взаимодействие между ними.

Содержание

Введение
1. Понятие о мышлении
2. Классификация мышления
3. Мыслительные операции
4. Формы мышления
5. Этапы решения мыслительных задач
6. Понятие о речи
7. Развитие речи
8. Виды речи
9. Функции, компоненты, свойства речи
10. Речь и мышление: единство, а не тождество
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛИНГВИСТИКА РЕФ.docx

— 170.32 Кб (Скачать документ)
  1.   Этапы решения  мыслительных задач
 

     Мышление - это процесс движения мысли от неизвестного к известному.

     Начальный этап поисковой познавательной деятельности - осознание индивидом возникшей  проблемной ситуации. Такие ситуации связаны с необычностью сложившейся  обстановки, внезапно возникшими затруднениями  в решении тех или иных вопросов. Акт мышления при этом начинается с осознания противоречивости, неоднозначности  исходных условий деятельности, необходимости  познавательного поиска. Осознание  возникшего познавательного барьера, недостаточности наличных сведений порождает стремление к восполнению  информационного дефицита. Прежде всего, формируется объективизация неизвестного - начинается поиск формулировки познавательного вопроса, выяснение того, что необходимо знать или уметь, чтобы выйти из возникшей проблемной ситуации. Проблемная ситуация как бы наталкивает субъекта на соответствующую сферу познания - формулируется познавательная проблема.

     Второй  этап решения задачи - выявление  принципа, общей схемы, возможного способа  ее решения. Для этого необходимо видение конкретного явления  как проявления определенных общих взаимосвязей, объяснение возможных причин явления высоковероятностными предположениями – гипотезами. Если задача - информационная система с рассогласованными ее элементами, то гипотеза - первая проба согласования ее элементов. На этой базе человек мысленно изменяет проблемную ситуацию в определенном направлении.

     Третий  этап решения задачи - проверка выдвинутых следствий. Она осуществляется в  разных сферах деятельности различными специфическими средствами. Так, например, следователь, расследуя происшествие, устанавливает систему необходимых  в данном случае следственных действий. Следователь экстраполирует все  возможные следствия из каждой версий на имеющиеся фактические данные, существенное значение при этом имеет  воссоздающее воображение следователя  – его способность образно  представить динамику реально происходившего события, те его признаки, которые  неизбежно должны отразиться в окружающей среде, способность следователя  оценить и объяснить фрагменты  явления в свете логики целого.

     На  четвертом, заключительном, этапе решения  задачи, полученные результаты сопоставляются с исходным требованием. Их согласование означает создание достоверной информационно-логической модели исследуемого объекта, решение поставленной задачи. Достоверная информационная модель исследуемого события формируется в результате проверки такой версии, все следствия которой реально подтверждены и дают всем фактам единственно возможное объяснение. 

  1.   Понятие о речи
 

     Одним из основных отличий человека от животного  мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь - это процесс  общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

     Обычно  в учебниках психологии речь рассматривают  в контексте с мышлением. В  самом деле, «всякое слово обобщает», поскольку ядро значения слова - понятие, а понятие - форма существования  мысли. Членораздельная речь - это  специфический человеческий способ формирования, формулирования и передачи мыслей с помощью средств языка.          Исторически речь также возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой деятельности, практики. Но речь все же выходит за пределы соотношения с мышлением. В значении слова, кроме понятия, присутствуют эмоциональные и волевые компоненты, вообще играющие значительную роль на всех уровнях языковой системы. Таким образом, речь коррелирует с сознанием в целом. 

  1.   Развитие речи
 

Этапы развития форм речи показаны на рис. 4.

     

     Рис 4. Развитие форм речи 

  1.   Виды речи
 

Существуют различные  виды речи, которые последовательно  разви-

вались в процессе филогенеза (рис. 5). 

     

     Рис. 5. Виды речи

Особенности диалога  проявляются в следующем:

  • автономности (состоит из вопросов, ответов и реплик, которые

     сами  поддерживают разговор);

  • эмоциональном контакте (без него диалог быстро заканчивается

     или превращается в свою крайнюю форму - допрос);

  • ситуативности (диалог всегда привязан к чему-то конкретному,

     имеющему значение для обоих участников).

     В процессе исторического развития из диалога возник монолог, а затем - внутренняя речь. Письменная речь сформировалась позже всего.

     Монолог - это речь одного человека, в течение  относительно длительного времени  излагающего свои мысли. Примерами  монолога являются лекция, доклад, устный рассказ, выступление. Отличительными особенностями монологической речи является ее непрерывность, низкий уровень  невербальных компонентов, связанность, наличие развернутых фраз и повторений, что вызвано необходимостью донести  свои мысли до слушающих.

     Полилог - одновременная речь нескольких человек (примером является митинг).

     Внутренняя  речь - это речь, не выполняющая функции  общения, а лишь обслуживающая процесс  мышления конкретного человека. В  отличие от внешней, внутренняя речь имеет свой особый синтаксис. Для нее характерны отрывочность, фрагментарность и сокращённость.

     Письменная  речь - это речь посредством письменных знаков. Первоначально она представляла собой иероглифы и пиктограммы (Древний Египет), ее символы отражали целые слова и даже выражения, и лишь со временем письменная речь стала состоять из букв, обозначающих отдельные звуки. Но и сейчас в  некоторых языках отдельные символы  обозначают целые слова (китайский, корейский). 

9. Функции, компоненты, свойства речи 

Человеческая  речь выполняет в процессе общения  несколько функций:

  • сообщение - обмен мыслями и информацией между людьми;
  • выражение - человек высказывает своё отношение к чему-либо (при этом речь часто имеет эмоциональную окраску);
  • обозначение - способность давать название предметам и явлениям;
  • воздействие - с помощью речи человек может побудить другого человека или группу лиц к определённым действиям или сформировать точку зрения (это происходит в форме приказа).

     Выделяют  следующие компоненты (стороны) речи:

  • содержательная - передача определенной информации посредством словесных значений;
  • эмоциональная - отношение к передаваемой информации в виде вербальных и невербальных символов;
  • контекстная - наличие в речи явного или скрытого смыслового контекста, которое зависит от конкретной ситуации и часто отражает интересы или потребности собеседников.

     Свойства  речи - близкое, но несколько другое понятие. К ним относятся:

  • содержательность речи - определяется удельной насыщенностью

     ее  мыслями, понятиями и суждениями или чувствами;

  • понятность речи - выражается в использовании небольших, синтаксически простых предложений и терминов, понятных слушателям;
  • выразительность речи - определяется ее эмоциональной окраской и ее невербальным сопровождением.

 

     10. Речь и мышление: единство, а не  тождество 

     Речь - форма существования мысли, однако неправомерно как отождествлять  мысль и речь, так и представлять ее лишь только внешней формой мысли. Поведенческая психология (бихевиоризм) пыталась свести мышление к речи, а  мысль - к «деятельности речевого аппарата». Но любое словесное выражение  регулируется содержанием нашей  мысли. Поэтому речь не есть совокупность реакций по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она - интеллектуальная операция. «Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тождество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению  к мышлению». (С.Л. Рубинштейн.)

     Нельзя  и отрывать мышление и речь друг от друга. В речи мы формулируем мысль, но, делая это, мы одновременно ее формируем. Речь поэтому нечто большее, чем  внешняя одежда, форма мысли; она  включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его  содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в  речи не только выражается, но по большей  части оно в ней и совершается.

     Речь  и мышление связаны сложными и  часто противоречивыми отношениями (ср. отношения формы и содержания в философии). Речевая (грамматическая) структура предложения часто не совпадает с логической (мыслительной) структурой суждения, выраженного в этом предложении. Иногда в языке отлагаются и запечатлеваются формы мышления той эпохи, когда возникли соответствующие формы речи, эти формы, закрепляясь в языке, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Речь архаичнее мысли. Уже в силу этого нельзя непосредственно отождествлять мышление с речью, сохраняющей в себе архаические формы. Речь вообще имеет свою «технику». Эта «техника» связана с логикой мысли, но не тождественна с ней. 

Заключение 

     Итак, мы выяснили, что представляют собой  мышление и речь. И пришли к выводу, что связанная с сознанием  в целом, речь человека включается в  определенные взаимоотношения с  мышлением. Поскольку речь является формой существования мысли, между  речью и мышлением существует единство.

Список  используемой литературы 

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы / Б.Б. Айсмонтас. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 288 с.

2. Дмитриева  Н.Ю. Общая психология: конспект  лекций /Н.Ю. Дмитриева. — М.: ЭКСМО, 2007. — 128 с.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. — М.: НОРМА-ИНФА, 1999. - 624 с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2001. — 592 с.

5. Максименко  С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. — М. : Ваклер, 2004. — 528 с.

6. Тугушев Р.Х., Гарбер Е.И. Общая психология: учебник /Р.Х. Тугушев, Е.И. Гарбер. — М. : Эксмо, 2006. — 560 с.

7. Узнадзе  Д.Н. Общая психология /Д.Н. Узнадзе.  — СПб. : Питер, 2004. - 413 с.

8. Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен /Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2008. — 272 с. 
 
 
 

Информация о работе Соотношение развития мышления и речи в онтогенезе