Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 16:43, реферат
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. Рассмотрим первые два признака сознания. Определим, что такое мышление и речь, выясним их классификации, свойства и компоненты, а также взаимодействие между ними.
Введение
1. Понятие о мышлении
2. Классификация мышления
3. Мыслительные операции
4. Формы мышления
5. Этапы решения мыслительных задач
6. Понятие о речи
7. Развитие речи
8. Виды речи
9. Функции, компоненты, свойства речи
10. Речь и мышление: единство, а не тождество
Заключение
Список литературы
Мышление - это процесс движения мысли от неизвестного к известному.
Начальный этап поисковой познавательной деятельности - осознание индивидом возникшей проблемной ситуации. Такие ситуации связаны с необычностью сложившейся обстановки, внезапно возникшими затруднениями в решении тех или иных вопросов. Акт мышления при этом начинается с осознания противоречивости, неоднозначности исходных условий деятельности, необходимости познавательного поиска. Осознание возникшего познавательного барьера, недостаточности наличных сведений порождает стремление к восполнению информационного дефицита. Прежде всего, формируется объективизация неизвестного - начинается поиск формулировки познавательного вопроса, выяснение того, что необходимо знать или уметь, чтобы выйти из возникшей проблемной ситуации. Проблемная ситуация как бы наталкивает субъекта на соответствующую сферу познания - формулируется познавательная проблема.
Второй этап решения задачи - выявление принципа, общей схемы, возможного способа ее решения. Для этого необходимо видение конкретного явления как проявления определенных общих взаимосвязей, объяснение возможных причин явления высоковероятностными предположениями – гипотезами. Если задача - информационная система с рассогласованными ее элементами, то гипотеза - первая проба согласования ее элементов. На этой базе человек мысленно изменяет проблемную ситуацию в определенном направлении.
Третий
этап решения задачи - проверка выдвинутых
следствий. Она осуществляется в
разных сферах деятельности различными
специфическими средствами. Так, например,
следователь, расследуя происшествие,
устанавливает систему
На
четвертом, заключительном, этапе решения
задачи, полученные результаты сопоставляются
с исходным требованием. Их согласование
означает создание достоверной информационно-логической
модели исследуемого объекта, решение
поставленной задачи. Достоверная информационная
модель исследуемого события формируется
в результате проверки такой версии, все
следствия которой реально подтверждены
и дают всем фактам единственно возможное
объяснение.
Одним
из основных отличий человека от животного
мира, отличием, отражающим закономерности
его физиологического, психического
и социального развития, является
наличие особого психического процесса,
называемого речью. Речь - это процесс
общения людей посредством
Обычно
в учебниках психологии речь рассматривают
в контексте с мышлением. В
самом деле, «всякое слово обобщает»,
поскольку ядро значения слова - понятие,
а понятие - форма существования
мысли. Членораздельная речь - это
специфический человеческий способ
формирования, формулирования и передачи
мыслей с помощью средств языка.
Этапы развития форм речи показаны на рис. 4.
Рис
4. Развитие форм речи
Существуют различные виды речи, которые последовательно разви-
вались в процессе
филогенеза (рис. 5).
Рис. 5. Виды речи
Особенности диалога проявляются в следующем:
сами поддерживают разговор);
или превращается в свою крайнюю форму - допрос);
имеющему значение для обоих участников).
В процессе исторического развития из диалога возник монолог, а затем - внутренняя речь. Письменная речь сформировалась позже всего.
Монолог - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли. Примерами монолога являются лекция, доклад, устный рассказ, выступление. Отличительными особенностями монологической речи является ее непрерывность, низкий уровень невербальных компонентов, связанность, наличие развернутых фраз и повторений, что вызвано необходимостью донести свои мысли до слушающих.
Полилог - одновременная речь нескольких человек (примером является митинг).
Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. В отличие от внешней, внутренняя речь имеет свой особый синтаксис. Для нее характерны отрывочность, фрагментарность и сокращённость.
Письменная
речь - это речь посредством письменных
знаков. Первоначально она представляла
собой иероглифы и пиктограммы
(Древний Египет), ее символы отражали
целые слова и даже выражения,
и лишь со временем письменная речь
стала состоять из букв, обозначающих
отдельные звуки. Но и сейчас в
некоторых языках отдельные символы
обозначают целые слова (китайский,
корейский).
9.
Функции, компоненты,
свойства речи
Человеческая речь выполняет в процессе общения несколько функций:
Выделяют следующие компоненты (стороны) речи:
Свойства речи - близкое, но несколько другое понятие. К ним относятся:
ее мыслями, понятиями и суждениями или чувствами;
10.
Речь и мышление:
единство, а не
тождество
Речь - форма существования мысли, однако неправомерно как отождествлять мысль и речь, так и представлять ее лишь только внешней формой мысли. Поведенческая психология (бихевиоризм) пыталась свести мышление к речи, а мысль - к «деятельности речевого аппарата». Но любое словесное выражение регулируется содержанием нашей мысли. Поэтому речь не есть совокупность реакций по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она - интеллектуальная операция. «Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тождество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению». (С.Л. Рубинштейн.)
Нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. В речи мы формулируем мысль, но, делая это, мы одновременно ее формируем. Речь поэтому нечто большее, чем внешняя одежда, форма мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в ней и совершается.
Речь
и мышление связаны сложными и
часто противоречивыми
Заключение
Итак, мы выяснили, что представляют собой мышление и речь. И пришли к выводу, что связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения с мышлением. Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство.
Список
используемой литературы
1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы / Б.Б. Айсмонтас. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 288 с.
2. Дмитриева Н.Ю. Общая психология: конспект лекций /Н.Ю. Дмитриева. — М.: ЭКСМО, 2007. — 128 с.
3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. — М.: НОРМА-ИНФА, 1999. - 624 с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2001. — 592 с.
5. Максименко С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. — М. : Ваклер, 2004. — 528 с.
6. Тугушев Р.Х., Гарбер Е.И. Общая психология: учебник /Р.Х. Тугушев, Е.И. Гарбер. — М. : Эксмо, 2006. — 560 с.
7. Узнадзе Д.Н. Общая психология /Д.Н. Узнадзе. — СПб. : Питер, 2004. - 413 с.
8. Щербатых
Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен
/Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
Информация о работе Соотношение развития мышления и речи в онтогенезе