Составляющие интеллекта и его роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:07, контрольная работа

Описание

Интеллект в психологической науке рассматривается как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно–генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Составляющие интеллекта и его роль…………………………………….4
1.1 Различные взгляды на интеллект……………………………………….5
1.2 Интеллектуальные способности………………………………………..6
2. Социальный интеллект…………………………………………………...12
3. Эмоциональный интеллект……………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………...16
Список используемой литературы………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

интеллект.docx

— 34.60 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Составляющие интеллекта и его роль…………………………………….4

            1.1 Различные взгляды на интеллект……………………………………….5

  1.2 Интеллектуальные способности………………………………………..6

2. Социальный интеллект…………………………………………………...12

3. Эмоциональный интеллект……………………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………...16

Список используемой литературы………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Интеллект в психологической  науке рассматривается как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Существует ряд принципиально  различных трактовок интеллекта. В структурно–генетическом подходе  Ж. Пиаже интеллект трактуется как  высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе  интеллект рассматривается как  набор когнитивных операций. В  факторно–аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей  отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон). На сегодняшний момент принято  считать, что существует общий интеллект  как универсальная психическая  способность, в основе которой может  лежать генетически обусловленное  свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью  и точностью (Х. Айзенк).

Целью данной работы является рассмотреть теоретические аспекты  интеллекта, его типы и свойства.

В соответствии с поставленной целью основными задачами являются:

 1) рассмотреть составляющие интеллекта и его роль;

 2) различные взгляды на интеллект;

3) интеллектуальные способности;

 4) социальный интеллект;

 5) эмоциональный интеллект.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Составляющие интеллекта и его роль

 

Интеллект (от лат. intellectus —  понимание, познание) — это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Под современным определением интеллекта понимается способность  к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении  новым кругом жизненных задач. Поэтому  уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД  интеллекта человека. Часто эту способность  характеризуют по отношению к  задачам, встречающимся в жизни  человека. Например, по отношению к  задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или  к задачам в какой-либо области  деятельности.

В психологической науке  можно выделить ряд теоретических  подходов в трактовке природы  интеллекта. Это феноменологический, генетический, социокультурный, процессуально - деятельностный, информационный, функционально-уровневый  и регуляционный подходы. Эти  подходы формировались и развивались  в режиме преемственности и дополнительности по отношению друг к другу. Некоторые  экспериментально-психологические  подходы возникали в качестве реакции на противоречия тестологических  теорий интеллекта, либо в качестве попыток объяснить индивидуальные различия в результатах тестового  исполнения. В свою очередь, среди  экспериментально-психологических  теорий интеллекта существуют взаимопересечения  и взаимовлияния[8].

Развитие и работа интеллекта зависят от влияния целого ряда факторов. Существуют многообразные функциональные свойства интеллекта, которые характеризуют  те или иные частные психологические  механизмы выполнения интеллектуальной деятельности и которые в той  или иной мере могут свидетельствовать  об уровне развития интеллектуальных возможностей субъекта.

 

    1. Различные взгляды на интеллект

 

Согласно академику Н. Н. Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что  зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект  посредством механизмов целеполагания  и достижения целей влиял и  влияет на эволюцию животных[2]. Изучением  интеллекта животных занимается сравнительно молодая область науки как  когнитивная этология.

По определению П. Н. Другого, интеллект — это способность находить алгоритм решения задач (путь решения проблем).

Исходя из этого определения, данная способность различается для разного рода задач. Например, коэффициент IQ показывает способность выдавать ответы, совпадающие с ответами автора теста IQ.

По Н. В. Мигашкину, интеллект — это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага.

Под это определение подпадают  и устройства, обладающие искусственным  интеллектом. Интеллект может актуализироваться  только в информационном пространстве. Каждый вид деятельности формирует  свое информационное пространство. Способ образования его и использования  строится по принципам организации  интеллекта. Принципы организации вложения новой информации в информационное пространство, способы хранения и  воспроизводства также соответствуют  особенностям работы интеллекта, а  именно — организации памяти. Поэтому  информационное пространство есть и  интеллектуальное пространство, потому что в нем уже заложены принципы планирования, организации использования  и поэтапного контроля для достижения цели.[3]

Влияние интеллекта выходит  за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у гомо сапиенса выделило его из животных и стало  началом развития общества, а затем  и человеческой цивилизации.

Согласно Линде Готтфредсон  интеллект — это весьма общая  умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться  и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие  академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более  широкую и глубокую способность  познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации[4].

По И. Г. Виноградову (сетевой  псевдоним VIG), интеллект — это  способность человека к поиску, восприятию, анализу, систематизации и эффективному использованию информации для достижения поставленной цели. Только недалекий, ограниченный человек, накопленную  индивидуумом, несистематизированную, не анализируемую и не применяемую  информацию, может воспринять как интеллект индивидуума.

Ф. Н. Ильясов определяет интеллект как «способность системы  создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного  класса сложности и решать эти  задачи».

 

1.2 Интеллектуальные  способности

 

Интеллект взрослого человека включает в себя несколько различных составляющих.

Во-первых, это способность  к классификации, то есть способность  разделять объекты на категории  и тем самым упорядочивать  окружающий мир.

Во-вторых, это способность  к научению, то есть к решению  новых задач, которые раньше не встречались.

 В-третьих, это способность  к дедуктивному мышлению, то есть  умение делать логические умозаключения. 

Ещё одна важная интеллектуальная способность – это обобщение. Или способность выводить правила  и принципы из конкретных примеров.

Существенными качествами человеческого  интеллекта являются пытливость и глубина  ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:

любопытство — стремление разносторонне познать то или  иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;

глубина ума — способность  отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

гибкость и подвижность  ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых  связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

логичность мышления —  способность соблюдения строгой  последовательности рассуждений, с  учётом всех существенных сторон в  исследуемом объекте, всех возможных  его взаимосвязей;

доказательность мышления —  способность к использованию  в нужный момент факты и закономерности, подтверждающие правильность суждений и выводов;

критичность мышления —  способность строгой оценки результатов  мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и  решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

широта мышления — способность  к всестороннему охвату объекта  мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности  её решений[5].

Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях  необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к  тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.

Существенное качество ума  индивида — предвидение возможных  последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать  и избегать ненужных конфликтов. Одной  из основных особенностей развитого  интеллекта является способность к  интуитивному решению сложных проблем.

Развитие отдельных качеств  интеллекта определяется как генотипом  данного вида, так и широтой  его жизненного опыта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в  среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать  расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и  в структуре интеллекта, в его  организации. Негативным качеством  интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение  к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к  шаблонным оценкам.

Успешность деятельности принято соотносить со способностями. Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной проблемы. Выделяют четыре основных аспекта функционирования интеллекта, характеризующих четыре типа интеллектуальных способностей: конвергентные способности, дивергентные способности (или креативность), обучаемость  и познавательные стили. Каждая из интеллектуальных способностей рассматривается как свойство интеллекта.

Креативность – это  способность порождать множество  оригинальных идей и использовать нестандартные  способы интеллектуальной деятельности в нерегламентированных условиях деятельности. Иными словами, креативность в широком  смысле – это творческие интеллектуальные способности. В узком смысле креативность выступает как дивергентное мышление – интеллектуальные способности, проявляющиеся  в готовности выдвигать множество  правильных идей относительно одного и того же объекта.

Критериями креативности являются: беглость (количество идей, возникающих  в единицу времени); оригинальность (способность производить необычные  идеи, отличающиеся от общепринятых; восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с  одной идеи на другую); метафоричность (готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к  символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое).

Обучаемость – это общая  способность к усвоению новых  знаний и способов деятельности (в  широком смысле); показатели темпа  и качества усвоения знаний, умений и навыков (в узком смысле). Основным критерием обучаемости в широком  смысле является – «экономичность мышления», т. е. краткость пути в  самостоятельном выявлении и  формулировании закономерностей в  новом материале. Критериями обучаемости  в узком смысле выступают: количество дозированной помощи, в которой нуждается  обучаемый; возможность переноса усвоенных  знаний или способов действия на выполнение аналогичного задания.

Познавательные стили  – это психологические различия между людьми, характеризующие своеобразие  присущих им способов изучения реальности. Познавательный стиль выражает специфику  интеллектуальной деятельности человека. Выделяют три типа стилевых свойств  интеллекта: когнитивные стили, интеллектуальные стили и эпистемологические стили.

Когнитивные стили – индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации. Наиболее распространенными  являются:

Полезависимость-поленезависимость - представители первого больше доверяют наглядным зрительным впечатлениям в ситуации оценки положения объекта в пространстве. Представители второго больше полагаются на внутренние пропри-оцептивные впечатления, быстро и точно выделяют любую деталь из целостного пространственного контекста.

Импульсивность-рефлексивность - «импульсивные» быстро выдвигают гипотезы в ситуации неопределенного множественного выбора, но при этом допускают много ошибок. «Рефлексивные» замедленно реагируют в подобной ситуации, но зато делают меньше ошибок в силу тщательного предварительного анализа.

Информация о работе Составляющие интеллекта и его роль