Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:07, контрольная работа
Интеллект в психологической науке рассматривается как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно–генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Составляющие интеллекта и его роль…………………………………….4
1.1 Различные взгляды на интеллект……………………………………….5
1.2 Интеллектуальные способности………………………………………..6
2. Социальный интеллект…………………………………………………...12
3. Эмоциональный интеллект……………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………...16
Список используемой литературы………………………………………….17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Составляющие интеллекта и его роль…………………………………….4
1.1 Различные взгляды на интеллект……………………………………….5
1.2 Интеллектуальные способности………………………………………..6
2. Социальный интеллект…………………………………………………..
3. Эмоциональный интеллект……………………………………………….14
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….17
Введение
Интеллект в психологической
науке рассматривается как
Существует ряд принципиально
различных трактовок
Целью данной работы является
рассмотреть теоретические
В соответствии с поставленной целью основными задачами являются:
1) рассмотреть составляющие интеллекта и его роль;
2) различные взгляды на интеллект;
3) интеллектуальные способности;
4) социальный интеллект;
5) эмоциональный интеллект.
Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.
В психологической науке
можно выделить ряд теоретических
подходов в трактовке природы
интеллекта. Это феноменологический,
генетический, социокультурный, процессуально
- деятельностный, информационный, функционально-уровневый
и регуляционный подходы. Эти
подходы формировались и
Развитие и работа интеллекта зависят от влияния целого ряда факторов. Существуют многообразные функциональные свойства интеллекта, которые характеризуют те или иные частные психологические механизмы выполнения интеллектуальной деятельности и которые в той или иной мере могут свидетельствовать об уровне развития интеллектуальных возможностей субъекта.
Согласно академику Н. Н. Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных[2]. Изучением интеллекта животных занимается сравнительно молодая область науки как когнитивная этология.
По определению П. Н. Другого, интеллект — это способность находить алгоритм решения задач (путь решения проблем).
Исходя из этого определения, данная способность различается для разного рода задач. Например, коэффициент IQ показывает способность выдавать ответы, совпадающие с ответами автора теста IQ.
По Н. В. Мигашкину, интеллект — это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага.
Под это определение подпадают
и устройства, обладающие искусственным
интеллектом. Интеллект может
Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у гомо сапиенса выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.
Согласно Линде Готтфредсон интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации[4].
По И. Г. Виноградову (сетевой псевдоним VIG), интеллект — это способность человека к поиску, восприятию, анализу, систематизации и эффективному использованию информации для достижения поставленной цели. Только недалекий, ограниченный человек, накопленную индивидуумом, несистематизированную, не анализируемую и не применяемую информацию, может воспринять как интеллект индивидуума.
Ф. Н. Ильясов определяет
интеллект как «способность системы
создавать в ходе самообучения программы
(в первую очередь эвристические)
для решения задач
1.2 Интеллектуальные способности
Интеллект взрослого человека включает в себя несколько различных составляющих.
Во-первых, это способность к классификации, то есть способность разделять объекты на категории и тем самым упорядочивать окружающий мир.
Во-вторых, это способность к научению, то есть к решению новых задач, которые раньше не встречались.
В-третьих, это способность
к дедуктивному мышлению, то есть
умение делать логические
Ещё одна важная интеллектуальная способность – это обобщение. Или способность выводить правила и принципы из конкретных примеров.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:
любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;
глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;
логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;
доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент факты и закономерности, подтверждающие правильность суждений и выводов;
критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);
широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений[5].
Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.
Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.
Развитие отдельных качеств
интеллекта определяется как генотипом
данного вида, так и широтой
его жизненного опыта. В тоталитарных
социальных режимах у конформных
индивидов формируется так
Успешность деятельности принято соотносить со способностями. Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной проблемы. Выделяют четыре основных аспекта функционирования интеллекта, характеризующих четыре типа интеллектуальных способностей: конвергентные способности, дивергентные способности (или креативность), обучаемость и познавательные стили. Каждая из интеллектуальных способностей рассматривается как свойство интеллекта.
Креативность – это
способность порождать
Критериями креативности
являются: беглость (количество идей, возникающих
в единицу времени); оригинальность
(способность производить
Обучаемость – это общая
способность к усвоению новых
знаний и способов деятельности (в
широком смысле); показатели темпа
и качества усвоения знаний, умений
и навыков (в узком смысле). Основным
критерием обучаемости в
Познавательные стили – это психологические различия между людьми, характеризующие своеобразие присущих им способов изучения реальности. Познавательный стиль выражает специфику интеллектуальной деятельности человека. Выделяют три типа стилевых свойств интеллекта: когнитивные стили, интеллектуальные стили и эпистемологические стили.
Когнитивные стили – индивидуально-
Полезависимость-
Импульсивность-рефлексивность - «импульсивные» быстро выдвигают гипотезы в ситуации неопределенного множественного выбора, но при этом допускают много ошибок. «Рефлексивные» замедленно реагируют в подобной ситуации, но зато делают меньше ошибок в силу тщательного предварительного анализа.