Составляющие интеллекта и его роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:07, контрольная работа

Описание

Интеллект в психологической науке рассматривается как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно–генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Составляющие интеллекта и его роль…………………………………….4
1.1 Различные взгляды на интеллект……………………………………….5
1.2 Интеллектуальные способности………………………………………..6
2. Социальный интеллект…………………………………………………...12
3. Эмоциональный интеллект……………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………...16
Список используемой литературы………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

интеллект.docx

— 34.60 Кб (Скачать документ)

Аналитичность-синтетичность -  «аналитики» ориентируются на различия объектов, обращая внимание на их детали и отличительные признаки. Представители синтетического стиля ориентируются на сходство объектов, классифицируя их с учетом некоторых обобщенных категорий.

Интеллектуальные стили  – это индивидуально-своеобразные способы постановки и решения  проблем. Выделяют исполнительный, законодательный  и оценочный стили.

Исполнительный стиль - его представители руководствуются общепринятыми нормами, действуют по правилам, предпочитают решать заранее сформулированные и четко поставленные проблемы[6].

Законодательный стиль - люди этого типа в своей интеллектуальной деятельности игнорируют типичные для большинства людей нормы и правила. Они могут изменить даже ранее выработанным собственным принципам подхода к проблеме. Их не интересуют детали. Интеллектуально комфортно чувствуют себя внутри собственной системы идей и когда могут сами разрабатывать новые подходы к проблеме.

Оценочный стиль - представители этого типа ориентированы на работу с готовыми системами, которых нужно привести в порядок. Они склонны анализировать, критиковать, оценивать, усовершенствовать проблемы.

Все эти стили обнаруживают себя при одинаково высоком уровне интеллектуального развития. У каждого человека существует определенный баланс названных стилей.

Эпистемологические стили–это  индивидуально-своеобразные способы  познавательного отношения человека к миру, проявляющиеся в особенностях индивидуальной «картины мира». Выделяют три типа стилей.

Эмпирический стиль –  это стиль, при котором человек  строит свою «картину мира» на основе непосредственного восприятия и  предметно-практического опыта. Истинность суждений всегда подтверждается ссылками на факты, надежность и повторяемость  наблюдений.

Рационалистический стиль  – это стиль, при котором выстраиваемая  «картина мира» опосредуется логическими  выводами и «теориями». Основной критерий надежности выстроенной картины  ее логическая устойчивость.способность  личность интеллект креативность

Метафорический стиль  – это стиль, проявляемый в  склонности к максимальному разнообразию впечатлений и комбинированию отдаленных областей знаний. Проверка надежности «картины мира» осуществляется за счет ссылки на интуицию.

Познавательные стили, по мнению М.А. Холодной, могут рассматриваться  в качестве особой разновидности интеллектуальных способностей[4].

Недостатки в развитии интеллекта в наибольшей степени  затрудняют процесс адаптации. Деятельность всей системы адаптации обеспечивается синхронным функционированием разных отделов организма.

 

 

 

        1. Социальный интеллект

 

Социальный интеллект - способность  человека правильно понимать свое поведение  и поведение других людей в обществе.

Данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует  познавательные процессы, связанные  с отображением человека как партнера по общению и деятельности.

Особую актуальность проблема социального интеллекта и повышения  уровня его развития приобретает  у руководителей-профессионалов, осуществляющих руководство людьми и коллективом. Уровень развития социального интеллекта руководителя во многом определяет особенности  взаимодействия человека в группе и  формирования коллектива (команды). По мнению многих исследователей от личности руководителя во многом зависит принятие успешных управленческих решений, эффективность  управления, успех деятельности организации.

Термин "социальный интеллект" впервые использовал в психологии Э. Торндайком в 1920 году. Он понимал  социальный интеллект как способность  понимать людей, действовать или  поступать мудро в отношении  других. Э. Торндайком рассматривал социальный интеллект как специфическую  познавательную способность, которая  обеспечивает успешное взаимодействие с людьми и считал социальный интеллект  видом общего интеллекта, не определив  отношения между ним и другими  видами интеллекта. Основная функция  социального интеллекта у него - прогнозирование поведения[6].

Г. Оллпорта полагал, что  социальный интеллект - это "социальный дар, необходимый для тонкого  равновесия в поведении, обеспечивающего  гладкость в отношениях с людьми. Для того, чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого  человека. Поэтому социальный интеллект  связан со способностью высказывать  быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не глубина понимания".

В данном определении социальный интеллект рассматривается как  свойство, необходимое для успешного  взаимодействия с людьми, которое  проявляется в умении прогнозировать поведение другого человека. Однако автор связывает его более  с поведенческим умением, чем  с познавательной способностью.

У Дж. Гилфорда в его концепции  социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление[5].

Сформировавшийся социальный интеллект выступает показательной  характеристикой конкретной цивилизации, конкретного типа культуры и в  этом качестве может быть охарактеризован  как субъективный фактор исторических процессов применительно к коллективному  субъекту истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Эмоциональный интеллект

 

Между коэффициентом интеллекта человека (IQ) и его успехами нет  никакой связи. Далеко не самые “умные”  люди достигают вершин успеха. В то же самое время, некоторые гении ведут жалкую жизнь и не могут разобраться в себе.

Успех человека напрямую зависит  от его эмоционального интеллекта (EQ). Впервые эту идею озвучил ДевидГолеман в одноимённой книге.

Существует много определений  эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – это навык понимания своих чувств и эмоций, своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром.

В эмоциональном интеллекте можно выделить три основных уровня

1) Подавленность своими эмоциями.

Низкая самооценка, вина и депрессия показывают на низкий эмоциональный интеллект. Человек  не может разобраться в себе и  в причине своих чувств. У него портится настроение, и он становится не в состоянии эффективно взаимодействовать  с внешним миром. Это означает полный личный неуспех (недоволен собой) и социальный неуспех (ничего не достиг).

2) Управление эмоциями.

Дисциплина показывает на развитый эмоциональный интеллект. Здесь человек понимает часть  своих скрытых мотивов и учится управлять своим состоянием, временем, мотивировать себя. Такой подход позволяет  эффективно взаимодействовать с  внешним миром, достигать некоторых  целей и добиваться некоторых  успехов.

3) Наблюдение за эмоциями.

Просветление означает наивысший  эмоциональный интеллект. Человек  перестаёт быть рабом своих эмоций (но продолжает их испытывать). Здесь нет скрытых мотивов, есть чёткое понимание себя и своих намерений. Сомнения не встают на пути. Высокий эмоциональный интеллект означает отсутствие “внутренних тормозов” для самовыражения, а, следовательно, успех становится логичным следствием любых поступков человека.

Это довольно размытая шкала, некоторые события жизни могут временно перенести человека по ней выше или ниже, но она даёт общее представление об уровнях развития эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, вместо того, чтобы испытывать их долгое-долгое время.

Развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей, понимать мотивы других людей[3].

Движение к любой цели заставляет человека столкнуться лицом  к лицу с множеством страхов и  сомнений. Человек с низким эмоциональным  интеллектом, вероятно, свернёт в  сторону под их напором. Человек  с развитым эмоциональным интеллектом  встретится лицом к лицу со своими страхами и, возможно, поймёт: не всё  так страшно, а значит продолжит  медленное движение вперёд. У человека с высоким эмоциональным интеллектом  просто не будет внутренних тормозов, он “налету” разберётся со страхами и  будет с радостью двигаться к  своим целям. Таким образом, навык  понимания своих эмоций напрямую связан с эффективностью достижения своих целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, говоря об интеллекте, следует признать его особой формой умственной активности, предназначенной  для взаимодействия с окружающей действительностью и решения  возникающих задач и проблем.

К настоящему времени уже  накоплен такой объем информации, технология информационных систем достигла такого уровня, что если бы человечеству в массе удалось хотя бы чуточку  поднять не уровень даже, а просто К.П.Д. интеллекта, то это привело  бы к качественному скачку в развитии цивилизации за счет резкого повышения  эффективности использования того, что уже накоплено.

Знание  практических  психологов  (включая  в  себя  руководителей   разногоуровня, учителей и  пр.)  об  уровне  интеллектуального  развития  и  умениеприменять и использовать это знание в продуктивном направлении  –  это  одноиз основных требований целостного развития общества.

       Сегодня среди когнитивных психологов существует довольно  четкая общая позиция в определении того,  какая  психологическая  реальность скрывается  за  конструктом «интеллект».  Опрос  шестисот  экспертов показал, что 99,3% из них согласны в  том,  что  интеллект  связан  с абстрактным мышлением или  логикой,  97,7%  считают очевидной связь интеллекта с решением проблем, 96,0% полагают, что интеллект  связан со  способностью  приобретения  знаний.  Однако  менее очевидной   и требующей тщательной проверки является связь интеллекта с другими, некогнитивными, характеристиками индивидуальности.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Ананьев, Б.Г. Человек  как предмет познания.[Текст]:учебное пособие / Б.Г. Ананьев- ЛГУ, 2008.

2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современногочеловекознания [Текст]:учебное пособие / Б.Г. Ананьев- М., 2009.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.[Текст]:учебное пособие /Л.И. Божович- М., 2010.

4. Ковалев, А.Г. Психология личности.[Текст]:учебник для вузов / А.Г. Ковалев- М., 2009.

5. Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах.[Текст]:учебное пособие /А.Ф. Лазурский- М., 2010.

6. Маклаков, А.Г. Общая  психология[Текст]: учебник для вузов/ А.Г. Маклаков- СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. - Серия «Учебник нового века»

7.Интеллект  [Электронный ресурс]: Википедия ̶  Режим доступа: htt://zhumal.mipt.rssi.ru.http://ru.wikipedia.org/wiki.

8. Интеллект человека [Электронный ресурс]: Татьяна Шуваева - Режим доступа: http://www.sunhome.ru/psychology/11345.

 


Информация о работе Составляющие интеллекта и его роль