Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:21, реферат
Американская семья является нуклеарной, моногамной, частично патриархальной, частично эгалитарной, нормой для нее считаются неолокальное местожительство и двустороннее родство.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ СЕМЬИ 4
1.1. История становления современной семьи в США 4
1.2. Воспитание ребенка как основополагающий принцип современной американской семьи 7
1.3. Роль мужчины и женщины в семье 8
1.4. Воспитание и образование в США - семейный аспект 11
1.5 Число детей и их обязанности в среднестатистической американской семье 12
1.6. Тенденции современного семейного воспитания в США 13
1.7. Быт американской семьи 13
II. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ СЕМЬИ 14
2.1. Разводы и преступность - корреляционная зависимость 2-х явлений 14
2.2. Стирание половых различий в современной американской семье 15
2.3. Экономические факторы формирования семьи в США 17
2.4. Малодетность и матрифокальные семьи 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Марийский государственный техническийуниверситет»
Кафедра социологии
Специальность 050500 «_____
ФИО
Заочная форма обучения, курс, группа
Реферат на тему:
СОВРЕМЕННАЯ АМЕРИКАНСКАЯ СЕМЪЯ
Выполнил:
Научный руководитель
к.п.н.,.
г. Йошкар–Ола
2011 г.
Содержание
В ХХ веке в США семья становится школой поиска всеобщего согласия между всеми членами семьи (принцип терпимости в американском обществе). Американское общество, развиваясь на данном этапе, требует, прежде всего, не становление какого-либо этноса, нации, государства (в прежние столетия эти задачи брали на себя "великие личности истории»), а требует выхода на «арену» индивида, который активно участвует в жизни общества, реализуя свои способности (продуктивная ориентация), что относится в равной степени, как к мужчинам, так и к женщинам. Соответственно, вместо подчинения интересов членов семьи интересам и благосостоянию семейной группы (авторитарная семья), на современном этапе наблюдается тенденция учитывающая интересов каждого члена семьи.
Модель американской семьи – такая ячейка общества, где главное – раскрытие индивидуального потенциала детей и их родителей для его последующей реализации на благо общества.
На современном этапе в США семья призвана развивать мечту о равных возможностях (так называемая «американская мечта»), ведущих к процветанию и независимости, при этом быть социально защищенной. В реальности существующая программа соцобеспечения государством не отражает, а тем более не укрепляет основные ценности семьи. Многие современные исследователи ищут причины кризисного состояния семьи (которое они оценивают, как угрожающее для семьи как социального института) в процессах, происходящих на протяжении второй половины двадцатого века. В качестве причины упадка семьи они видят, например, рост занятости женщин в сфере общественного труда. Некоторые современные историки и социологи, анализируя развитие американского института семьи, утверждают, что главное призвание женщины – это дом и дети, что инструментальная роль изначальна присуща мужчинам, а экспрессивная, воспитательная – женщинам.
Первые американские колонисты были носителями традиций разных народов, что находило отражение в семейном укладе и принципах воспитания детей. Вместе с тем их семьям были присущи и некоторые общие черты. Типичная семья колониста была большой, включала представителей нескольких поколений. Мужчина глава семьи пользовался практически неограниченной властью, а все остальные ее члены беспрекословно подчинялись ему. Всякое проявление своеволия у детей, как правило, подавлялось, да и самого понятия «детство» не существовало: младенцы, которыми занимались матери и бабушки, достаточно быстро превращались в «маленьких взрослых». Их одевали по-взрослому, они делили со старшими тяготы труда и связанную с этим ответственность, помогали в фермерской работе и домашних делах. К ним уже в очень юном возрасте предъявлялись, по сути дела, взрослые требования. Дети нередко оказывались беззащитными жертвами деспотизма взрослых.
В конце XVIII в. семейное воспитание в США начинает испытывать влияние прогрессивных для того времени идей. Появляются первые руководства для родителей, в которых содержатся полезные рекомендации, касающиеся здоровья, питания и жилищных условий детей. В этих первых пособиях по семейному воспитанию подчеркивается, что нет необходимости ломать детский характер, поведение и убеждения, их можно повернуть в желаемое русло, проявив терпение и доброе отношение к ребенку.
Большое значение для семейного воспитания имели прогрессивные идеи президента Т. Джефферсона, которого американцы называют одним из «отцов-основателей». Он отмечал, в частности, что дети не «взрослые в миниатюре», ни физически, ни интеллектуально они не готовы к тем нагрузкам, которые хотели бы взвалить на них взрослые, а нежелание считаться с возрастными особенностями ведет лишь к тому, что из «перегруженных» детей вырастут незрелые и не приспособленные к жизни люди.
С середины XIX в. в США все большее распространение получает так называемое пермиссивное (от англ. permission разрешение, позволение) воспитание в семье, которое характеризуется отсутствием каких-либо жестких запретов детям со стороны родителей. Приверженцы этого подхода в семейном воспитании утверждали, что родители не имеют власти над детьми, которые должны вести себя свободно, раскрепощено и независимо от взрослых и даже могут их не слушаться. Непокорность детей, считали они, должна рассматриваться как проявление «твердого республиканского духа». Пермиссивное воспитание, возникнув как альтернатива и антипод авторитарного, имело столь же отрицательные и во многом аналогичные последствия. Известный американский ученый-антрополог Маргарет Мид, сорок лет жизни посвятившая изучению семьи во многих странах земного шара, отмечала, что жесткий контроль и полная бесконтрольность одинаково лишают ребенка возможности нормально взаимодействовать с людьми.
Получив дополнительный стимул в виде педоцентристских идей Д. Дьюи, фактически лишавших ребенка целенаправленного руководства взрослых, пермиссивное воспитание на долгие годы утвердилось в американских семьях и внесло свой вклад в отчуждение между старшим и младшим поколениями.
Конец 60-х начало 70-х гг. XX в ведущих странах капиталистического мира были ознаменованы бурными выступлениями молодежи, расцветом рок-музыки, подъемом движения хиппи и так называемой сексуальной революцией. Первыми ее жертвами стали традиционные взгляды на семью и брак. В движение «сексуальной революции» влились, в основном, дети обеспеченных родителей. Последние со страхом и негодованием наблюдали, как их босые и странно одетые отпрыски сидят толпами на улицах и площадях больших городов, покуривая наркотики, поют или танцуют под музыку флейты. Лозунг «любовь, а не война», помимо своей общей пацифистской направленности, взрывал привычно изоляционистскую трактовку личной жизни. В другом лозунге «все люди одна семья» выражалось стремление переделать бессердечные общественные взаимоотношения, поставив их на фундамент отношений семейных как выдержавших проверку временем на истинную близость, теплоту и человечность.
«Революция» тихо умерла, не дав ничего, кроме расцвета сексуальной распущенности. Ее адепты быстро отказались от собственных идей о воспитании в братских коммунах родившихся детей, заявив, что последние мешают развитию личности, тормозят творчество и являются обузой. В почете становился бездетный «товарищеский» брак, «брак-сотрудничество», в котором частая смена партнера была чуть ли не обязательным условием. Но и в общинах хиппи нередко вспыхивал гибельный для них пожар любовь в «традиционном духе». «Идеологически не выдержанные отступники» покидали своих «братьев» и «сестер» и начинали строить собственный мир, исконно предназначенный для двоих и их потомства, традиционную семью.
«На современной волне неоконсерватизма, победное шествие которого в США свидетельствует не только об усилении реакционных групп, но и о тоске широких слоев населения по порядку, устойчивым ценностям, прочным нравственным нормам, уважению к прошлому», произошел закономерный массовый возврат к традиционным ценностям брака и семьи. Так, 80 % разведенных американцев вступили в повторные браки, что характеризует самый брак как, то социальное состояние человека, в котором он «хочет быть». В семье пытается обрести защиту издерганный обществом, бешено гонящийся за успехом человек, только там находит он любовь, покой и мир.
Многие американские ученые считают, что сама семья должна преподать ребенку основные устои семейной жизни, обеспечить его подготовку к ней. Родительская семья гарантирует безопасность и любовь каждому ее члену, только в семье может быть воспитана привязанность между молодыми и старыми, взрослыми и малышами, только в семье можно непрерывно поддерживать дружбу и привязанность. Семья создает уникальный фон, в котором нуждается каждый младенец для того, чтобы вырасти полноценным взрослым. Эмоциональные узы в семье неповторимы, подчеркивают американские исследователи, и с этим нельзя не согласиться. В большинстве работ американских авторов (O.V. Burton, 1987; A.M. Earle 1999; J.J. Jackson 1973; M. Zinn, 1987) в центре внимания находится некая идеальная модель такой семьи, которая, являясь образцом для детей, призвана послужить им таковым и во взрослой жизни. Модель эта имеет целью углубить понимание молодыми людьми специфики разных возрастных периодов в жизни человека, учит их не созерцать бездумно свое «цветение в юности», а знать, что старость, которая неизбежна, надо встретить достойно и желательно в кругу семьи. Вместе с тем эти работы, как правило, далеки от анализа социально-экономического положения американских семей, принадлежащих к различным слоям общества. Это, безусловно, снижает качество подобных исследований, хотя конечные выводы все же интересны: счастлив в супружестве и может сделать счастливым супруга (супругу и детей) человек, который видел в своем детстве счастливых родителей, не видел конфликтов между ними, был любим в семье; который был сам сильно привязан к родителям (как к матери, так и к отцу), имел возможность быть откровенным с ними, в том числе и по вопросам секса; к которому в детстве и юности предъявлялись высокие требования в семье и т. д. Все эти черты «удачного семьянина» выводятся отнюдь не умозрительно, а на основе использования обширного статистического материала, обработанного с помощью компьютерной статистики. Это придает большую убедительность выводам американских исследователей о том, что если ребенок имеет подобный «багаж», полученный от родной семьи, то его дальнейшая подготовка к семейной жизни будет более эффективной, чем у того ребенка, который в детстве и юности наблюдал ссоры отца с матерью, их взаимную неприязнь и сам, в свою очередь, презрительно относился к одному из родителей (например, к отцу) Так, статистика свидетельствует, что родители, избивающие своих детей, чаще всего сами испытывали в детстве побои. Некоторые исследователи называют в числе первопричин родительской жестокости невыносимые условия жизни: безработицу, нищету, отчаяние от невозможности улучшить жизнь семьи, что ведет к психическим отклонениям и потере самоконтроля.
Американский социолог Л. Холлингворс подробно исследует механизмы формирования стереотипа матери через средства массовой информации, государственную политику, законодательство, образование, церковь. Исследование американских женских журналов с 1940-х по 1970-е годы показало, что наиболее пропагандируемой добродетельной женской ролью в обществе была роль матери, жены, домохозяйки с полной зависимостью от мужа и безраздельным служением традиционной семье. Под традиционной семьей американцы понимают семью, в которой обязательно есть дети, жена не работает, а материальное обеспечение лежит на отце.
Автор популярного в американских университетах учебника по гендерным отношениям Ю. Вилльямс отмечает, что 10-20 лет назад в Америке типичный сценарий историй, демонстрируемых по телевидению или в кино, заключался в том, что когда главная героиня - мама-домохозяйка начинала завидовать женщинам, ведущим другой образ жизни, и так или иначе могла попробовать поступить на работу или отправиться в путешествие, тут-то она и понимала, что истинное счастье - быть дома и родить еще одного ребенка.
Однако в Америке за последнее время отношение к людям, не испытывающим желания иметь детей, значительно изменилось. Если в 50-х годах к семейным парам, сделавшим свой выбор в пользу бездетности, общественное мнение относилось негативно, то уже к 70-м эти негативные установки сгладились. Стали доминировать ценности индивидуализма и самореализации, и многие молодые женщины не хотят менять свободу на бремя материнства и уже не принимают всерьез аргумент, что быть матерью предопределено женщине природой. Согласно исследованию, проведенному в США в 1992 году, около 17% американок бездетны (включая тех, кто отказался от детей сознательно).
Тем не менее, роль жены и матери является основной для большинства женщин, а роли незамужней женщины, разведенной, бездетной, делающей карьеру рассматриваются как отрицательные. Результаты опроса около 600 американских женщин показали, что только в 20% случаев были упомянуты роли, связанные с работой, деятельностью в общественных, местных и церковных организациях.
Хотя сегодня общество более открыто для женщины, не каждая может позволить себе свободу выбора жизненного сценария. Например, очень часто женщины идут работать в силу экономической необходимости и лишь добавляют к своей роли домашней хозяйки дополнительные обязанности.
Американская исследовательница в области женской психологии Б. Лотт отмечает, что, с точки зрения американцев, наиболее предпочтительно для женщины после замужества реализовать материнскую функцию, а потом, когда дети вырастут, идти работать. Следующим по предпочтению является вариант “отложенного материнства“, при котором женщина сначала делает карьеру, а затем занимается воспитанием детей. Далее идет сценарий, при котором материнские и семейные ценности приоритетны в течение всей жизни. Затем “интегратор“ - вариант, когда совмещают дом и карьеру. Наименее привлекательна ситуация, когда карьера для женщины имеет постоянный приоритет.
Тем не менее, несмотря на то, что в общественном сознании американцев материнские обязанности по-прежнему атрибутируются женщине, все большая роль в воспитании детей отводится отцам, друзьям, соседям, различным детским учреждениям и т.д
Не так давно в Америке была распространена поговорка “Better dead than unwed“ (“Лучше умереть, чем остаться незамужней“). Замужество для женщины средних лет было единственным способом приобрести уверенность в завтрашнем дне. С конца 1980-х годов в американских СМИ наблюдаются два феномена. Во-первых, исчезновение положительных образов одиноких женщин, и, во-вторых, распространение темы их неудавшейся судьбы. Находясь под влиянием негативного имиджа старой девы, люди по-прежнему считают, что для женщины вся деятельность, связанная с получением образования, работой, никак не должна мешать ее главному делу - найти мужа. Отношение большинства современных женщин к замужеству продолжает оставаться таким, каким оно было у их матерей и бабушек - свидетельством окончания юности и признанием вступления во взрослую жизнь. Они уверены, что их замужество будет одобрено и признано в обществе и, наоборот, незамужество, с точки зрения общества, является признаком неуспеха.
Однако стоит отметить, что среди американских женщин увеличивается значимость таких ценностей, как автономия и независимость, и вследствие этого увеличивается процент тех, кто предпочитает оставаться не замужем. Возможность длительного проживания с мужчиной, ведение совместного хозяйства дает чувство защищенности, однако сохраняет независимость и не требует полной отдачи домашней работе. В Америке число мужчин и женщин, живущих вместе и не состоящих в официальном браке, с 1970-го по 1985 год выросло в 4 раза.
По мнению ряда исследователей, утрата у части школьников традиционного уважения к родителям влечет за собой падение авторитета учителей, что создает дополнительные трудности в обучении и воспитании. Жертвами «школьного вандализма» нередко оказываются сами педагоги: подросток может запустить окурком или огрызком яблока в «непонравившегося учителя», нисколько не боясь, что учитель пожалуется его родителям, которых он «в грош не ставит». Существенное влияние на воспитание и образование подрастающего поколения оказывает характерный для США процесс уменьшения средней численности американской семьи. Он происходит как за счет отделения женатых (замужних) детей от родителей, так и за счет сокращения рождаемости.
Уменьшение количества детей в семье с США имеет серьезные последствия для ребенка как положительные, так и отрицательные. К числу первых американские ученые относят расширение возможностей непосредственных контактов ребенка с родителями, обсуждения интересующих его вопросов и тем самым ускорения познавательного развития, утверждения в ребенке чувства своей значимости для родителей. Отрицательными последствиями, по их мнению, являются: ослабление коммуникативных навыков, сужение сферы отношений, к которым ребенок приспосабливается, в которых он упражняется, выбирает, и т. д. Считается, что эти отношения умножаются в геометрической прогрессии с появлением каждого последующего ребенка в семье. В то же время они остаются весьма ограниченными и неизменными в семьях с одним-двумя детьми. В каждой семье права и обязанности ее членов связаны с их возрастом. Для современной американской семьи, отмечают многие исследователи, нормой считается право и обязанность детей учиться, а после учебы развлекаться, поскольку общество не нуждается в участии детей и подростков в производительном труде и требует от будущего труженика высокого уровня общей и специальной подготовки. Однако в реальной жизни многое зависит от материального положения той или иной конкретной семьи и ряда других факторов. «Хотя посещение школы до 17-18 лет считается в Соединенных Штатах социальной нормой, указывается в Международной энциклопедии образования, почти 25% молодежи бросают школу, не получив свидетельства об образовании, а в больших городах эта цифра достигает 50 %» (International Encyclopedia of Education. N. Y., 1985).Сегодня многие родители привлекают своих детей к работе на фермах в качестве помощников в домашнем хозяйстве и уходе за младшими детьми, способствуют вовлечению их в сферу бытового обслуживания. Около 75 % учащихся XII класса совмещают учебу с работой. Американцы, в том числе и состоятельные родители, стремятся приучать своих детей с малых лет «делать деньги», проявлять предприимчивость, деловую хватку. В последние десятилетия в американской педагогике усилилось движение за более эффективную подготовку молодежи к жизни, к вступлению в мир труда.