Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:08, реферат
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, выдвигаются новые гипотезы и концепции, психология непрерывно обогащается новыми эмпирическими данными. Так, Б. Ф. Ломов в книге "Методологические и теоретические проблемы психологии", характеризуя современное состояние науки, отмечал, что в настоящее время "резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории".
1 Введение.
2 Связь психологии с науками.
3 Психология и педагогика.
Содержание:
1 Введение…………………………………………………………
2 Связь психологии
с науками……………………………………………8
3 Психология
и педагогика………………………………………………
1 Введение
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен - ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной
задачей психологии является изучение
законов психической
Область
явлений, изучаемых психологией, огромна.
Она охватывает процессы, состояния
и свойства человека, имеющие разную
степень сложности - от элементарного
различения отдельных признаков
объекта, воздействующего на органы
чувств, до борьбы мотивов личности.
Одни из этих явлений уже достаточно
хорошо изучены, а описание других сводится
лишь к простой фиксации наблюдений.
Многие считают, что обобщенное и
абстрактное описание изучаемых
явлений и их связей - это уже
и есть теория. Однако следует справедливо
заметить, что одним этим теоретическая
работа не исчерпывается, она включает
также сопоставление и
В
познании сущности психических явлений
важнейшая роль принадлежит категориям
диалектического материализма. Б. Ф.
Ломов в уже упомянутой выше книге
выделил базовые категории
Как
известно, на протяжении многих десятилетий
психология была преимущественно теоретической
(мировоззренческой) дисциплиной. В
настоящее время ее роль в общественной
жизни существенно изменилась. Она
все более становится областью особой
профессиональной практической деятельности
в системе образования, в промышленности,
государственном управлении, медицине,
культуре, спорте и т. д. Включение
психологической науки в
Данный курс лекций достаточно краток, чтобы перечислить и подробно остановиться на всех задачах, поставленных в настоящее время перед психологией общественной практикой (их число огромно, ибо везде, где есть люди, есть и задачи, решение которых связано с учетом "человеческого фактора"). Во всех звеньях системы высшего и среднего специального образования возникают проблемы, адресованные психологии. Исследование практически всей системы психических явлений - от элементарных ощущений до психических свойств личности, – направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.
Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в образовательной системе. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов. Практически во всех образовательных учреждениях введен для обязательного изучения курс психологии.
От
того, какое место отводится
Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б. Ф. Ломова, интегратором всех (во всяком случае, большинства) научных дисциплин, объектом исследования является человек. Известный отечественный психолог Б. Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.
Остановимся
подробнее на описании содержательных
характеристик связи психологии
с названным треугольником
В
то же время любая деятельность людей
всегда закономерно зависит не только
от объективных условий жизни
человека, но и от соотношения их
с субъективными моментами. Материалистическая
психология дает действительное научное
обоснование взаимодействия субъективных
и объективных условий, исходя из
того, что материальной основой всех
психических явлений, какими бы сложными
они не были, служат системы временных
связей в коре головного мозга. Благодаря
образованию и функционированию
этих связей психические явления
могут воздействовать на деятельность
человека – регулировать и направлять
его действия, влиять на отражение
человеком объективной
Таким образом, устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология призвана вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией и, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности.
Как известно, физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности - механизмами работы нервной системы, обеспечивающими "уравновешивание" организма со средой. Легко заметить, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные "этажи" нервной системы, законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучивший основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах протекают. Но для овладения основами психологической науки знания одной лишь физиологии совершенно недостаточно.
Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. К этому же периоду относится и внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехтнер). Как уже отмечалось выше, естественнонаучную теорию психологических знаний составила рефлекторная теория (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, а также работы крупнейших советских физиологов: Л. А. Орбели, П. К. Анохина, К. М. Быкова, Н. И. Красногорского, А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна, И. С. Бериташвили). Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи Ч. Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших.
Для
психолога совершенно необходимо достаточно
отчетливо представлять различия в
существовании растений и животных.
Важно понимать, что именно меняется
в условиях жизни с переходом
от существования одноклеточных
в однородной среде к несравненно
более сложным формам жизни многоклеточных.
Нужно хорошо усвоить различия в
принципах существования между
миром насекомых и высших позвоночных.
Без таких знаний общих биологических
принципов приспособления невозможно
отчетливое понимание особенностей
поведения животных, а всякая попытка
понять сложные формы психической
деятельности человека потеряет свою
биологическую основу. При этом необходимо
отчетливо осознавать, что факты,
составляющие предмет психологической
науки, ни в какой мере не могут
быть сведены к фактам биологии.
2 Связь психологии с науками
Решающее
значение для психологии имеет ее
связь с общественными науками.
Исследование процессов и явлений,
изучаемых историей, экономикой, этнографией,
социологией, искусствоведением, юридической
и другими общественными
Сказанное
выше делает ясным, какое огромное значение
для психологии имеет ее связь
с общественными науками. Если решающую
роль в формировании поведения животного
играют биологические условия
3 Психология и педагогика
Особого
места в рассмотрении данного
вопроса заслуживает связь
Информация о работе Современная психология и ее место в системе наук