Современная психология и ее место в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:08, реферат

Описание

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, выдвигаются новые гипотезы и концепции, психология непрерывно обогащается новыми эмпирическими данными. Так, Б. Ф. Ломов в книге "Методологические и теоретические проблемы психологии", характеризуя современное состояние науки, отмечал, что в настоящее время "резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории".

Содержание

1 Введение.
2 Связь психологии с науками.
3 Психология и педагогика.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 27.00 Кб (Скачать документ)

     В развитии всех областей педагогики возникают  проблемы, требующие тщательного  психологического исследования. Учет закономерностей протекания психических  процессов, динамики формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеет существенное значение для решения фундаментальных  педагогических проблем, таких как  определение содержания образования  на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т. д.

     В настоящее время перед педагогикой, как и перед всей системой отечественного образования в целом, стоит немало требующих оперативного разрешения проблем. Среди них: чему и как учить современного студента? Что и каким образом отбирать из огромного количества информации, накапливаемой наукой для конкретного учебного заведения?

     Именно  психология призвана определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.

     Не  менее остро потребность в  психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям  развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей  формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения, социальных установок и т. д. Сказанное  выше свидетельствует о том, что  современная психология находится  на стыке многих наук. Она занимает промежуточное положение между  философскими науками с одной  стороны, естественными с другой, и социальными с третьей.

     При этом необходимо четко понимать и  помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические  принципы и свои методы исследования этого предмета (о чем уже подробно шла речь в предыдущих лекциях). В  психологии как особой области знания объединяется целый ряд специальных  отраслей, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся, "несовместимость", они все тем не менее относятся к единой области знания. В конечном итоге их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений – психических. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин - человек, его психические процессы, состояния и свойства. 
 
 

Список  используемой литературы

    1 Морозов А.В. Современная психология.-М.,1998.

    2 Асеев В. Г. Возрастная психология. Учебное пособие. - Иркутск, 1989.

    3 Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.

    4 Тамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М., 1973.

    5 Гилъбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. - М., 1989.

    6 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М., 1988.

    7 Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности.-М., 1982.

    8 Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления.-М., 1989.

    9 Литвинцева Н. А. Психологический автопортрет. - М., 1997.

    10 История советской психологии. Формирование основ психологической науки.- М., 1967.

    11 Практикум по общей психологии. / Под. ред. А. И. Щербакова. - М., 1990.

    12 Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. - М., 1981.

    13 Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.

    14 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - Т. 1. - М., 1989.

    15 Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980.  

Информация о работе Современная психология и ее место в системе наук