Современная социальная среда и основные направления социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание

Цель - рассмотреть взаимосвязь социальной среды и личности.
Задачи:
1. рассмотреть теории и подходы в изучении социальной среды.
2.изучить основные компоненты социализации.
3. рассмотреть проблемы социализации в современном обществе и ее особенности.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретический аспект в изучении социальной среды и личности.
1. Понятие социализация.
2. Теория и подходы в изучении социализации.
3. Основные компоненты социализации.
Глава 2. Социализация в современном обществе.
1. Проблемы социализации личности в современном обществе.
2. Особенности современной социализации личности.
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

современная социальная среда и основные направления социализации личности.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

Особенности современной социализации

 

Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).

 

1) В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации». В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер - с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться).

 

2) Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, - множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.

 

Связаны с тремя обстоятельствами:

 

1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;

 

2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов.

 

3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социализация - процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

 

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки - всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

 

Для того, чтобы показать важность преемственности исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь. Движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания.

 

 

Список используемой литературы:

 

1. .Терра - Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь.- М.: ТЕРРА, 1998. - Т35 672 с.: ил.

 

2. Л.Г.Борисова, Г.С. Солодова - Социология личности. Новосибирск. - М.: 1997.

 

3. Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. - 5-е изд.- М. : Просвещение, 2006. - 270 с.

 

4. Социология: Учебник / Под ред. Профю Ю.Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. И доп. - М.: Гардарики, 2000. - 512с.: ил.

 

5. Социология: наука об обществе. Под ред. В.П. Андрущенко. - Харьков. - 2001.- 688 с.

 

6. Кравченко А.И., Социология. Учебное пособие . - М.,2005.

 

7. Сорокин П., Человек. Цивилизация. Общество.- М.,1992.

 

8. Краткий словарь по социологии. - М.,1988.

 

9. Д.П. Дербенев Социальная адаптация подростков. Социальный жур., 1997. №1/2.

 

10. Г.М.Андреева Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002.

 

11. Немировский В.Г. Социология личности. Теория и опыт исследований. Красноярск, КГУ, 1989.

 

12. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Наука, 1984.

 

13. Егошкин Ю.В. Новые пути интеграции проблемных детей в школьный социум. Авт. докт. псих. наук. - М., 2002.

14. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;

 

15. Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1976.

 

16. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976.

 

17. Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971.

 

18. Коломенский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972.

 

19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1981.

 

20. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.

 

21. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1984.

 

22. Мудрик А.В. - Социальная педагогика. - М., - 2002.

 

23. Овчарова Р.В. - Справочная книга социального педагога. - М., 2003

24. Альбуханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская - М.: Мысль, 1991. - 301 с.

 

25. Гулина, М. А Психология социальной работы / М. А Гулина, О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др. - СПб.: Питер, 2002. -382 с.

 

26. Ковалев, А. Г. Психология личности. / А. Г. Ковалев - М.: Мысль, 1973. - 341 с.

 

27. Кроник, А. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология знач. отнош. / А. А. Кроник, Е. А. Кроник - М: Мысль, 1989 - 204 с.

22

 



Информация о работе Современная социальная среда и основные направления социализации личности