Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:32, курсовая работа
Цель - рассмотреть взаимосвязь социальной среды и личности.
Задачи:
1. рассмотреть теории и подходы в изучении социальной среды.
2.изучить основные компоненты социализации.
3. рассмотреть проблемы социализации в современном обществе и ее особенности.
Введение.
Глава 1. Теоретический аспект в изучении социальной среды и личности.
1. Понятие социализация.
2. Теория и подходы в изучении социализации.
3. Основные компоненты социализации.
Глава 2. Социализация в современном обществе.
1. Проблемы социализации личности в современном обществе.
2. Особенности современной социализации личности.
Заключение.
Литература.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Теоретический аспект в изучении социальной среды и личности.
1. Понятие социализация.
2. Теория и подходы в изучении социализации.
3. Основные компоненты социализации.
Глава 2. Социализация в современном обществе.
1. Проблемы социализации личности в современном обществе.
2. Особенности современной социализации личности.
Заключение.
Литература.
Введение.
Анализ проблем и особенностей социализации личности в современном обществе нельзя не начать с уточнения понятия «личность». На мой взгляд, личность - это итог развития человека, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Но следует дать более определенное научное понятие «личность». Итак, личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры и обусловлена биологическими особенностями.
Также стоит отметить, что такое социализация. Социализация-это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать как полноправному члену общества.
Актуальность данной темы, на мой взгляд, обусловлена изменениями в содержании процесса социализации современного российского общества. Преобразования, происходящие под влиянием новых технологий, рыночных отношений и кризисных явлений в экономике отражаются на структуре социализационной нормы и механизме «включения» личности в общественную систему.
Социализация как общественное явление определяется характером самого общества, его свойствами и потребностями. В условиях постепенного перехода от одной социокультурной реальности к другой, изменяются критерии и нормы жизнедеятельности человека, а также условия для творческой самореализации. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование всего комплекса изменений, которыми характеризуется процесс социализации личности, выявление конкретных факторов, условий и социальных противоречий, которые определяют становление нового типа личности - участника социальных преобразований.
Личность, успешно социализировавшаяся, не всегда может занять достойное место в современном российском обществе в силу того, что социальные нормы - нестабильны, а механизм включения личности в общественную систему до конца не сформирован.
Объект – социальная среда и личность.
Предмет – изучение влияния социализации личности в социальной среде.
Цель- рассмотреть взаимосвязь социальной среды и личности.
Задачи:
1. рассмотреть теории и подходы в изучении социальной среды.
2.изучить основные компоненты социализации.
3. рассмотреть проблемы социализации в современном обществе и ее особенности.
Глава 1.
Понятие социализации
Термин "социализация", не смотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Вместе с тем, если понимать процесс развития личности в ее активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без опасения, что преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться ее абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Подлинно научное рассмотрение вопроса о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.
Можно определить сущность социализации: социализация -- это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.
Теории и подходы в изучении социальной среды.
В социальной педагогике разработано множество теорий. Они отражают различные научные направления, которые строятся на разных основаниях рассмотрения и объяснения социальной реальности. В зависимости от того на каких основаниях строится та или иная теория социализации, создаются теоретические модели этого процесса, предлагаемые в качестве достоверного и обоснованного аналога социализации. Человеческая социализация предполагает наличие соответствующего генетического материала и адекватного окружения.
Существует два наиболее выраженных взгляда на существование социализации. Согласно одному из них, она выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Согласно иной позиции, социализация- это процесс формирования родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой.
Склоняясь больше к первой точке зрения, в самом общем виде под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, норм и ценностей, принятых в обществе. Этот аспект касается ее характеристики как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего желание людей изменить свой собственный имидж, улучшить представление себя в глазах других, осуществляя свою деятельность с их интересами. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей (нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе) личности.
Таким образом, можно сказать, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет активной деятельности; с другой стороны, усвоение индивидом социального опыта, систему социальных связей путем вхождения в социальную среду.
Этапы социализации.
Следует также сказать, что одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах.
Выделяют три главных критерия этапов социализации:
1. время физического и социального созревания;
2. характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности;
3. основные социальные институты (агенты) социализации.
В соответствии с этими критериями можно выделить следующие этапы социализации:
Младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста).
Основная форма деятельности на этом этапе - общение. По мнению (достаточно спорному) некоторых исследователей, на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.
Детство (от 3 до6 -7 лет).
В средние века той концепции детства, которая характерна для нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых. Произведения искусства и письменные документы средневековья изображают взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и занятых по преимуществу одними и теми же видами деятельности.
На данном этапе основной формой деятельности становится игра, причем, прежде всего ролевая. Ребенок учится принимать на себя различные социальные роли - мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и т.п.
Здесь наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации - дошкольное образовательное учреждение.
Подростковый возраст (от 6 - 7 до 13-14 лет).
В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально значимый в жизненном цикле индивида. В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положение младших и зависимых от взрослых, они неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе. Эти изменения сопровождаются быстрым развитием органов деторождения, что свидетельствует о сексуальной зрелости. В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во - первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто продолжает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во - вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации.
Ранняя зрелость, или молодость.
Последние тенденции в развитии западного мира - рост индустрии услуг, увеличение сроков обучения и чрезвычайно высокий образовательный ценз в постиндустриальном обществе - удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. В некоторых отношениях современное общество, как представляется, вырабатывает новый статус между подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность - молодые девушки и юноши в возрасте выпускников школы. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная деятельность. В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения.
Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся - учреждений образования и резко возрастающее - социальной микросреды, товарищеского окружения.
Средний возраст, или зрелость(от 20-25 до 35-40 лет).
Зрелый возраст лишен той конкретности, которая присуща младенчеству, детству и подростковому периоду. Это всеобъемлющая и довольно размытая категория. Этот этап характеризуется активностью в профессиональной сфере, т.к. основную часть взрослой жизни и мужчины и женщины проводят на работе. Также характеризуется созданием собственной семьи, в связи с этим личность превращается из «объекта» в «субъект» социализации. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, деятельность общения.
Пожилой возраст, или старость(от 35-40 до 55-65).
Подобно другим периодам жизненного цикла, начало пожилого возраста в разных обществах определяется по-разному. Общества различаются по тому, насколько уважительно они относятся к старости. Во многих аграрных обществах, включая императорский Китай, пожилые люди пользовались особым почетом и уважением. У жителей Северной Бирмы долгая жизнь почиталась за привилегию, дарованную тем, кто вел праведную жизнь в предыдущей инкарнации. Люди выказывали уважение к пожилым тем, что старались не наступать на их тень. Пожилой возраст влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями. Прежде всего, и самое главное - пожилых ждет выход на пенсию. В России не существует успешной социализации людей пожилого возраста. Социальных норм, которые бы определяли жизненные цели пожилых, очень мало, и они очень размыты.
В последние годы негативный взгляд на жизнь пенсионеров подвергается критическому пересмотру. Похоже на то, что меняется само отношение к работе и выходу на пенсию. Кроме того, исследования показывают, что на пенсии человек более всего страдает от нехватки денег, а в том случае, когда люди имеют гарантированный и достаточный для удовлетворения их нужд доход, они не против выйти на пенсию пораньше. Некоторые ученые придают этому этапу социализации особое внимание. Так, Э. Эриксон считал, что именно в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности.
Наконец, завершающий этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Понятие «умирающий» предполагает нечто большее, чем просто протекание каких-то биохимических процессов. Оно влечет за собой принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью. На этом этапе происходит осмысления пройденного жизненного пути, его анализ, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы.
Информация о работе Современная социальная среда и основные направления социализации личности