Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:24, курсовая работа
В этой связи определение факторов профессионального риска, фундаментальные и прикладные исследования их безопасных (и опасных) уровней воздействия на работающих, мониторинг здоровья и безопасности на рабочих местах, организация работы по изучению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на государственном уровне и ряд других вопросов входит в круг задач по оценке профессионального риска.
Цель данной работы: определить сущность и содержание проблемы профессионального риска в социальной работе.
Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы профессионального риска в социальной работе
1.1 Сущность и содержание понятия профессиональный риск
1.2. Особенности социальной работы в России
Глава 2. Современное состояние проблемы профессионального риска в России и зарубежом
2.1. Факторы профессионального риска
2.2 Возможные пути решения проблемы снижения профессионального риска
Заключение
Список использованной литературы
Так, теоретические основы воспроизводства рабочей силы позволяют определить круг и объем затрат, необходимых в случаях утраты работниками здоровья и трудоспособности на производстве, а также требуемых для содержания нетрудоспособных членов их семей.
Недаром Конвенция МОТ № 102 (1952 г.) "О минимальных нормах социального обеспечения" рекомендует при возмещении дохода при трудовом увечье предусматривать и расходы на членов семьи потерпевшего работника.
Согласно Конвенции МОТ № 121 (1964 г.) "О пособиях в случаях производственного травматизма" в число соответствующих затрат и пособий включаются:
затраты на медицинское обслуживание (врачебную помощь, включая неотложную, содержание в больницах пострадавших на производстве, отпуск необходимых медикаментов и т.д. - ст. 6-12), а также оплату услуг на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
денежные пособия в случаях временной и постоянной утраты трудоспособности (ст. 6, 9, 13-16, 19, 20);
пособия иждивенцам в результате смерти кормильца семьи (ст. 6, 18) и расходы на его похороны (ст. 18).
Одной из важнейших разработок МОТ является Концепция качества трудовой жизни (КТЖ), положения которой используются как методологическая основа при оценке базовых характеристик жизнедеятельности трудозанятого населения. Показатели здоровья, условий труда, состояния социальной защиты работников от профессиональных рисков включают в себя широкий набор научно обоснованных критериев, позволяющих системно оценить уровень и "сбалансированность" многих характеристик трудовой жизни работника.
Разработанная МОТ доктрина достойного труда включает в качестве неотъемлемых условий:
формирование социальной безопасности для всех трудящихся, которая охватывает безопасность и гигиену труда, гарантии дохода и доступность государственных услуг, защиту против разного рода непредвиденных обстоятельств;
гарантированный и широкий доступ к службам медицинского обслуживания.
Концепция устойчивого развития, подготовленная в рамках системы ООН, оперирует такими понятиями, как:
допустимое или устойчивое (и недопустимое) развитие с позиции совместимости экономического роста и сохранения окружающей среды, которые призваны удовлетворять потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности;
устойчивое качество жизни, которое обеспечивает минимальные базовые потребности и превосходит их в той мере, в которой улучшает качество жизни (здоровый образ жизни, стабильная и здоровая окружающая среда, личная безопасность, доступность образования и медицинских услуг)3.
В системе управления профессиональными рисками можно выделить три группы этих подсистем, каждая из которых решает свои задачи:
мониторинг (наблюдение и контроль за источниками профессионального риска - состоянием производственной сферы, техникой и технологией);
профилактика (конкретные меры по снижению уровней риска);
социальная защита потерпевших на производстве с помощью социального страхования.
Снижение уровня профессионального риска может быть достигнуто посредством мероприятий по безопасности (машины, станки и агрегаты должны проектироваться, изготовляться и эксплуатироваться с учетом требований техники безопасности, гигиены труда и эргономики, подвергаться контролю качества, включая проверку безопасности оборудования и его сертификацию; вещества, представляющие повышенную опасность, если это возможно, заменяются на менее опасные, а при работе с опасными веществами предусматриваются меры безопасности; трудовой процесс организуется с учетом медико-биологических требований, проводится соответствующий профессиональный подбор и подготовка персонала).
В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Если подходить к вопросу формально, не отвлекаясь от терминологической оболочки, то получится, что социальной работы как таковой до 1991 г. в СССР не было, но если учитывать прежде всего содержание понятия, то станет ясно, что такого рода деятельность существовала в рамках социального обеспечения, педагогической работы по месту жительства, медико-реабилитационной работы и пр. Введение социальной работы как профессии явилось свидетельством отказа от идеологической мифологемы, согласно которой в развитом социалистическом обществе принципиально отсутствуют социально-экономические предпосылки для появления социально уязвимых и девиантных групп населения, а проблемы тех клиентов, которые обслуживаются в рамках социального обеспечения, связаны либо с «естественными» медико-биологическими причинами (старостью, болезнями и инвалидностью), либо с несчастными случаями, природными и техногенными катастрофами.
Происшедшие
в постсоветской России глубокие социальные
перемены, нестабильность политической
и экономической ситуации, сопровождающие
затянувшийся переходный период, привели
к увеличению численности и расширению
спектра социально незащищенных и уязвимых
контингентов (малоимущие и безработные,
учащаяся молодежь, неполные и многодетные
семьи, семьи с хроническими больными
и инвалидами, мигранты и беженцы и др.),
а также социально девиантных контингентов
и «групп риска» (алкоголики и наркоманы,
несовершеннолетние правонарушители
и проститутки, бомжи, профессиональные
нищие и др.). Переход к новой системе социально-экономических
отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся
стрессами изменения в условиях жизни
людей и в их ценностных ориентациях и
в целом привел к ухудшению социального
здоровья общества, в частности всех основных
параметров, характеризующих так называемое
качество населения: образовательный
и профессиональный потенциал, здоровье,
духовно-нравственный потенциал. Все это
явилось следствием характерного для
нестабильных переходных периодов состояния
аномии, т. е. временного разрушения нормативных
структур, при котором люди, привыкшие
руководствоваться традиционными нравами
и обычаями, уже не могут жить по-старому,
но еще не выработали или не освоили новых
образцов действий, взаимодействия, поведения.
В результате увеличивается численность
маргинальных, неадаптированных членов
общества, большинство которых не способно
к самоорганизации.
В этой связи социальная работа, идеологической
сутью которой можно считать рациональный
альтруизм, призвана помогать им как в
плане их собственного выживания, так
и в перспективе упорядочения более широкого
социокультурного контекста, причем с
упором не только и не столько на улучшение
материального благосостояния нуждающихся
в рамках государственной или частной
благотворительности, но в первую очередь
на их активную социализацию и адаптацию
к меняющимся жизненным условиям4.
Как отмечает Е.И.Холостова, главными целями социальной работы является стремление улучшить как само качество социальных отношений, так и достичь большей социальной справедливости. Особую актуальность приобретает регулирующая роль государства в выработке и осуществлении мер, способных противодействовать явлениям стихийности и незащищенности, обеспечить социальную защиту граждан, достойный уровень их существования и жизнедеятельности в обществе. В то же время это является проблемой выработки стратегии социального развития в целях стабилизации социальных отношений и государственности как таковой, что и составляет основную цель социальной политики. Социальная политика, определяя содержание, направленность, нормативно-правовую базу социальной работы, является методологической, теоретической и практической предпосылкой осуществления этой работы в конкретных формах и конкретными методами. Социальная политика -- составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп. По происхождению она вторична относительно экономики. Основные задачи социальной политики -- гармонизация общественных отношений, создание социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, обеспечение социальной справедливости в обществе. Социальную работу, в свою очередь, можно представить как организаторскую и исполнительскую деятельность по реализации социальной политики государства3; и на операциональном уровне социальная работа определяется как вид профессиональной деятельности по оказанию помощи отдельным людям, группам или сообществам для усиления или восстановления их способности социального функционирования и по воссозданию социальных условий, способствующих реализации этой цели.
В последней редакции (1994 г.) тарифно-квалификационной характеристики должности «специалист по социальной работе» выделяются следующие его функции:
аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление патронажа над ними);
диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей);
системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи);
активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы);
действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов, необходимых для решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихся в стационарные лечебно-оздоровительные учреждения; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей и др.);
организаторская (координация деятельности различных государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания);
эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства)4. Фактически предполагается, что социальный работник должен быть способен выступать в качестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечивать разного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании детей; осуществлять психологические и правовые консультирование и экспертизу; проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и др5.
Информация о работе Современное состояние проблемы профессионального риска в России и зарубежом