Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:51, контрольная работа
Основная идея: новейшую критическую (радикальную), а тем более постмодернистскую девиантологию и криминологию характеризуют:
– весьма критическое отношение к предшествующим теориям;
– весьма критическое отношение к современным общественным, политическим, властным структурам и отношениям
Современные девиантологические теории. Постмодернизм.
Рассматриваемый фрагмент: Подраздел: Современные девиантологические теории. Постмодернизм. (Источник: Я. И. Гилинский. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений»., 2004) | |||
Основная идея: новейшую критическую (радикальную), а тем более постмодернистскую девиантологию и криминологию характеризуют: – весьма критическое отношение к предшествующим теориям; – весьма критическое
отношение к современным – радикально релятивистский подход к самим понятиям «девиантность», «преступность», «преступление» и др. как социальным (политическим) конструктам; – нередко – обновление
методологического | |||
Определенной
вехой возникновения «радикальной» криминологии
служит книга трех английских авторов
Я. Тэйлора, П. Уолтона и Дж. Янга «Новая
криминология» (1973). В ней обобщаются критические теории, отчетливо
просматривается неомарксистская критика современного общества,
при этом не отвергается с порога «буржуазная»
наука. Преступление определяется как
причинение социального вреда. Правонарушитель
сам рассматривается как двойная жертва
– общества и уголовной юстиции. Последняя
критикуется как отражение существующего
господства. Авторы исходят из того, что
важным «девиантогенным» фактором является
неравенство возможностей, присущее современному |
По словам У. Айнштадтера и С. Генри, «вместо взгляда на некоторых людей как "плохие яблоки" или как причиняющих другим яблокам вред, критические криминологи видят в обществе "плохую корзину", в которой все больше яблок будет портиться... Решение – только в
новой корзине». | ||
Неравенство
возможностей в свою очередь является
результатом неравенства |
Позднее
Я. Тэйлор продолжал вскрывать | ||
Р. Куинни и В. Чемблисс рассматривают правопорядок в современном западном обществе как систему, созданную классом капиталистов для обеспечения своих интересов. |
И. Анттилы преступники в |
М. Брустен настойчиво проводит мысль
о селективности уголовной |
Ф. Зак ставит под сомнение обоснованность
имеющихся определений |
Противоречие (или нет?) | |||
Авторы
«Новых направлений в социологической |
«Левый реализм» (left realism), как и два предыдущих течения, родился в Англии. Его сторонники исходят из того, что не только среди преступников, но и среди жертв преступлений большинство составляют представители низших классов, рабочие, те, кто также страдает от неравенства. Поэтому, именно исходя из их интересов следует усиливать борьбу с преступностью. Преступность нарушает качество городской жизни (Matthews, 1987). Более полное представление о преступности включает взаимосвязь преступника и жертвы, а также их обоих с представителями уголовной юстиции. | ||
Попытаемся проанализировать: | |||
Миротворческую
криминологию нередко обвиняют в
нереалистичности, утопичности. Однако
ее идеи приобретают все больше сторонников,
причем не только среди ученых, но и
среди практических работников (судей,
прокуроров, полицейских). Не случайно
в официальном докладе | |||
Главный вывод: «Постмодерн выступает, прежде всего, рефлексией, критической позицией относительно эпохи модерна и показывает, что индустриальное общество достигло пределов своего развития и дальнейшее экспоненциальное его развитие невозможно – оно неизбежно приведет к глобальной катастрофе. Постмодерн ставит под сомнение такое исходное основание эпохи модерна, как вера во всемогущество человеческого разума, в его возможность познать абсолютную истину и на этой основе преобразовать весь мир». | |||
Дополнительный вывод: Множество девиантологических и криминологических теорий и обширный эмпирический материал привели с конца 70-х гг. прошлого века к попыткам создания обобщающих, интегративных теорий на основе наиболее плодотворных элементов уже существующих. Характерно, что практически все интегративные (да и многие другие) теории исходят из единого объяснения девиантности, включая преступность. |
Современные девиантологические теории. Постмодернизм.
Очень трудно провести границу
между современными девиантологическими теориями
60-70-х гг. минувшего столетия, рассмотренными
(и не рассмотренными) выше, и «самыми современными», в
том числе постмодернистскими, теориями.
Не случайно авторы зарубежных учеников
и специальных исследовании очень по-разному
относят те или иные концепции к «критической»
и/или «радикальной» криминологии, к постмодернизму. Здесь
еще много не устоявшихся оценок. Все же
нельзя совершенно уклониться хотя бы
от самого общего обзора «самого современного» состояни
Предварительно заметим, что новейшую критическую (радикальную), а тем более постмодернистскую девиантологию и криминологию характеризуют:
– весьма критическое отношение к предшествующим теориям;
– весьма критическое отношение к современным общественным, политическим, властным структурам и отношениям;
– радикально релятивистский подход к самим понятиям «девиантность», «преступность», «преступление» и др. как социальным (политическим) конструктам;
– нередко – обновление
методологического
Пожалуй, определенной вехой
возникновения «радикальной»
Неравенство возможностей в свою очередь является результатом неравенства классового, полового или этнического. Авторы называют это «политической экономикой преступности». В этих условиях люди более или менее сознательно делают выбор, который может оказаться преступным (девиантным) – «социальная психология преступности».
Но возможность выбора принадлежит не только индивиду, но и обществу (государству), которое может криминализировать ту или иную поведенческую реакцию и заклеймить ее автора («социальная психология общественной реакции»). Иначе говоря, Я. Тэйлор, П. Уолтон и Дж. Янг пытались объяснять преступность и преступление на различных уровнях, выстраивая систему детерминирующих факторов. По словам У. Айнштадтера и С. Генри, «вместо взгляда на некоторых людей как "плохие яблоки" или как причиняющих другим яблокам вред, критические криминологи видят в обществе "плохую корзину", в которой все больше яблок будет портиться...Решение – только в новой корзине».
Позднее Я. Тэйлор продолжал
вскрывать экономические и
Р. Куинни и В. Чемблисс рассматривают правопорядок в современном западном обществе как систему, созданную классом капиталистов для обеспечения своих интересов. Для финской исследовательницы И. Анттилы преступники в современном обществе служат «козлами отпущения».
Достаточно радикальны и
взгляды некоторых современных
Ф. Зак усматривает значительную
зависимость социологии и криминологии
и их различных теорий от политических
властных структур.
Авторы «Новых направлений в социологической теории» –
П. Филмер, М. Филипсом, Д. Силверман, Д.
Уолш, будучи сторонниками феноменологического
направления в социологии, противостоящего
позитивизму, не могли не затронуть проблему
девиантности и преступности. Их основная
идея – конвенциональный характер и девиантности,
и преступности. С их точки зрения, отклонение
– «не внутренне присущее тому или иному
действию качество, а следствие соотнесения
действий с правилами и применения санкций
к нарушителю... Социальное отклонение
– это в значительной степени приписываемый
статус, в нем фиксируются не только поступки
самого отклоняющегося индивида, но и
действия окружающих его людей».
Соответственно и «преступление (и преступник) – не "объективная" категория действия (и действующего лица), причины которого могут быть изучены, а совокупность обыденных социальных значений, используемых членами общества для обозначения некоего рода действий и лиц... Штампование "преступников" – это в прямом смысле слова социальная работа, она есть продукт практической деятельности некоторых организаций, отражающий и поддерживающий представления их сотрудников о социальной структуре». Как юридическая категория, преступление это то, что нарушает закон. «И в этом смысле единственной причиной преступления является сам закон».
Разумеется, конструирование распространяется и на другие виды девиантности.
«Левый реализм» (left realism),
как и два предыдущих течения,
родился в Англии. Его сторонники
исходят из того, что не только среди
преступников, но и среди жертв
преступлений большинство составляют
представители низших классов, рабочие,
те, кто также страдает от неравенства.
Поэтому, именно исходя из их интересов
следует усиливать борьбу с преступностью.
Преступность нарушает качество городской
жизни (Matthews, 1987). Более полное представление
о преступности включает взаимосвязь
преступника и жертвы, а также
их обоих с представителями
Родословная феминизма в
социологии и криминологии (D. Klein, R.
Simon, F. Adler, C. Smart) включает феминистское
движение, критическую криминологию,
а также изучение женской преступности
и девиантности. Различают несколько
направлений криминологического феминизма:
либеральный, радикальный, марксистский,
социалистический. Если либеральный
феминизм на вопрос, в чем причина
преступности, скромно отвечает –
в социализации по полу (в ее особенностях),
то радикальный утверждает: «Преступления
– мужское, не женское поведение.
Это мужская биологическая
Если идеологическая составляющая
феминизма в криминологии общая
для феминистского движения вообще,
то акцентирование внимания на исследовании
женской преступности вносит достойный
вклад в науку.
Как относительно самостоятельное течение
иногда рассматривают аболиционизм. Его
последователи (прежде всего, норвежские
криминологи Т. Матисен, Н. Кристи, а также
голландец Л. Хулсман, американец X. Пепинский,
канадка Р. Моррис и др.) выступают против современной
Эскалация преступности, особенно насильственной, в современном мире связана с эскалацией насилия со стороны государства, с институтом смертной казни и условиями пенитенциарных учреждений. Да, преступники причиняют зло, но если мы хотим изменить мир, мы должны начать с изменения самих себя. «Система уголовной юстиции основана на насилии. Эта система предполагает, что насилие может оборачиваться насилием, зло влечет зло».
Миротворческую криминологию нередко обвиняют в нереалистичности, утопичности. Однако ее идеи приобретают все больше сторонников, причем не только среди ученых, но и среди практических работников (судей, прокуроров, полицейских). Не случайно в официальном докладе Американской национальной комиссии по уголовной юстиции (1996) предлагается перейти от стратегии «войны с преступностью» к стратегии «меньшего вреда» (harm reduction).
Постмодернизм. Постмодернизм
в науке и искусстве – очень
широкое, очень «модное» и не строго
очерченное явление. «Постмодернизм и
постструктурализм – сложны для
определения и понимания», сетует один
из их исследователей. Постмодернизм зародился
во второй половине XX в. как реакция на
крушение иллюзий и мифов относительно
человеческого разума, порядка, прогресса,
развеянных страшными реалиями Освенцима,
Холокоста и т.п. Постмодернизм – это «модернизм,
смирившийся с собственной невозможностью».
Основоположниками
Постмодерн – это «состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве конца ХХ века». Он отражает, в частности «кризис детерминизма».
Постмодернизм характеризуется
интенсивным скептицизмом по отношению
к науке, релятивизацией всех знаний.
Релятивны (относительны) и являются социальными
конструктами ценности, нормы, то, что
называют девиантностью, преступностью,
а также само общество как их источник.
Преступления причиняют вред, но он порождается
и всей рутинной практикой, социальными
институтами, такими как труд, бюрократия,
правительство, право и семья.
Знания и «истина» также социальные конструкты. Одна из главных причин конфликтов и зла в обществах – вложение человеческой энергии в «дискурсивные различия», вера в их реальность, защита их и навязывания их другим. Постмодернизм отражает переход от классовой структуры к обществу фрагментарному. Но чем более фрагментарно общество, тем больше в нем нормативных субкультур (а следовательно, и вариантов «отклонений»). И кто вправе судить, чьи нормы «правильнее» и что тогда есть «отклонения»?
Дискурс – определенная
область использования языка,
единство которой обусловлено
наличием общих установок для
многих людей. Дискурсы
На сегодняшний день лучшей отечественной
работой, специально посвященной постмодернизму в
праве, является, с моей точки зрения, книга
И. Честнова «Правопонимание в эпоху постмодерна».
Обратимся к некоторым характеристикам
«Постмодерн выступает, прежде
всего, рефлексией, критической позицией
относительно эпохи модерна и
показывает, что индустриальное общество
достигло пределов своего развития и
дальнейшее экспоненциальное его развитие
невозможно – оно неизбежно приведет
к глобальной катастрофе. Постмодерн
ставит под сомнение такое исходное
основание эпохи модерна, как
вера во всемогущество человеческого
разума, в его возможность познать
абсолютную истину и на этой основе
преобразовать весь мир». Критицизм постмодерна
распространяется и на представления
о праве, демократии, привычном правопонимании.
Главные проявления постмодернизма, по
мнению И. Л. Честнова, – релятивизм как
взгляд на мир, отказ от истины, новое представление
о социальной реальности. Отсюда и присущая постмодернизму
Информация о работе Современные девиантологические теории. Постмодернизм