Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:51, контрольная работа
Основная идея: новейшую критическую (радикальную), а тем более постмодернистскую девиантологию и криминологию характеризуют:
– весьма критическое отношение к предшествующим теориям;
– весьма критическое отношение к современным общественным, политическим, властным структурам и отношениям
Постмодернисты рассматривают связи между человеческой активностью и языком в конструировании значений, истины, справедливости, власти, знаний. Основная претензия постмодернизма к модернизму заключается в том, что последний вел скорее к угнетению, чем к освобождению. «Должна ли социология, наряду с другими типами гуманитарного знания, участвовавшая в создании бентамовского Паноптикона, – т. е., в конечном счете, всеобщей тюрьмы, – с прежним миссионерским жаром взяться за построение всеобщего постмодернистского Бедлама?», – вопрошает З. Бауман.
Различают постмодернизм
Хотя М. Фуко, как уже
упоминалось, сам не относил себя
к постмодернистам, его идеи явно
находятся в русле
М. Фуко сам был «девиантом»:
творцом, разрушителем привычных догм
в науке, да и «сомнительной» сексуальной
ориентации. «Мы имеем дело с аутсайдером,
который пошел собственным
Одной из «классических» постмодернистских
работ является книга Э. Янг, название
которой весьма условно можно
перевести как «Образ преступления:
Человек, объявленный вне закона и криминальные
беседы». Автор рассматривает преступление
как понятие, используемое работниками
уголовной юстиции, криминологами, социологами,
политиками, журналистами (различные дискурсы).
К исследованию проблемы привлекается
материал философский, литературоведческий,
криминологический, феминистский и др.
В соответствии с постмодернистским подходом
Янг сосредоточивает внимание на «материальной»
роли языка в изображении преступления
посредством метафор, символов и т. п. Одна
из ее задач – показать репрессивность
понятия общности. Нарушителя («человека
вне закона») следует исключить из общества.
Для Э. Дюркгейма общность двойственна
– общность горожан, она же общность правонарушителей.
Э. Янг интересуется структурой этой двойственности
и тем, как она влияет на создание образа
преступления. Другая тема – феминистическая.
Автор исследует проблему семьи, одинокой
матери, которая оказывается единственным
лицом, ответственным за преступления
детей. Казалось бы медицинские проблемы
больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных Э.
Янг рассматривает с юридико-криминологических
позиций (их положение в пенитенциарных
учреждениях, лишение их страховых полисов
и др.). Одна из задач автора – «делать
невидимое видимым». Этого она пытается
достичь и с помощью анализа детективной
литературы. Для Э. Янг как представительницы
Переоценка всего и
вся, «реконструкция» и «
Одной из разновидностей постмодернизма
Преступление – социально сконструированная категория. «Право – это игорный дом властей, преступление – их мышеловка».
Конститутивная криминология переосмысливает преступление как вредные последствия вложения человеческой энергии во властные отношения. Преступление – это «власть отрицать других». Такие человеческие беды как «преступления» вытекают из отношений неравенства. В современных индустриальных странах Запада зло группируется вокруг следующих различий: экономических (класс, собственность), политических (власть, коррупция), морально-этических, прав человека, социального статуса (статус, престиж, неравенство), психологического состояния (безопасность, благополучное существование), самореализации/актуализации, биологической целостности и др.
Множество девиантологических и криминологических теорий и обширный эмпирический материал привели с конца 70-х гг. прошлого века к попыткам создания обобщающих, интегративных теорий на основе наиболее плодотворных элементов уже существующих. Характерно, что практически все интегративные (да и многие другие) теории исходят из единого объяснения девиантности, включая преступность.
М. Ланье и С. Генри различают два вида интеграции: модернистскую и «холистскую» (холизм предполагает рассмотрение общества как единого целого, как системы). Теоретическая интеграция представляет собой комбинацию из двух и более уже существующих теорий. Например, интегративная теория может ориентироваться на теорию научения, используя при этом теорию социального контроля с учетом влияния классовой структуры и социальной экологии. Так, Р. Эйкерс (Akers) в своей концепции «поглощения» заимствует понятия теории научения и теории социального контроля, переосмысливая их по-своему. Аналогично Г. Пирсон и Н. Вайнер на основе тех же теорий (научения и контроля) создают свою интегративную концепцию.
Д. Эллиот (1979) с коллегами,
пытаясь объяснить
К интегративным относится и теория баланса контроля Ч. Титтла. Прежде всего Ч. Титтл подчеркивает взаимосвязи девиантности и преступности. Общая теория девиантности должна быть применима ко всем девиантным проявлениям. Баланс контроля предполагает соотношение (пропорции) суммарного количества того контроля, который оказывают индивиды, и того контроля, который оказывается по отношению к ним. При нарушении баланса контроля появится дефицит свободы. Для подтверждения и конкретизации теории баланса контроля требуются многочисленные эмпирические исследования, – повторяет Ч. Титтл. Только тогда можно будет показать, как пропорции контроля варьируют в зависимости от обстоятельств и широкого социального контекста.
Несколько амбициозно представляет Дж. Брейтуэйт свою интегративную теорию «восстановленного стыда». Он называет те концепции, которые интегрированы в его общую теорию: теории контроля, субкультур, дифференцированной ассоциации, напряжения, стигматизации.
Автор исходит из того, что общества, в которых у людей, с одной стороны, развито чувство стыда, а с другой стороны, порицания за постыдный поступок корректны и не чрезмерны, характеризуются низким уровнем преступности (например, Япония). Дж. Брейтуэйт считает необходимым восстановить чувство стыда там, где оно утратило значение, не прибегая к позорящей стигматизации. Очень важно, чтобы общество было солидарно в оценках дозволенного и недозволенного, постыдного и не постыдного.
Один формальный контроль
явно недостаточен для решения столь
сложной социальной задачи. «Я уверен,
– пишет Дж. Брейтуэйт, – что
если к решению проблемы преступности
и исправлению нравов не будет
привлечена община, то власть закона сведется
к бессмысленному набору процедур и
санкций, которые будут иметь в глазах
людей произвольный характер». Если стыд
– путь к законопослушанию в результате
свободного выбора, то репрессивный социальный
контроль – путь к законопослушанию принудительному,
т. е. ненадежному, кратковременному. Воссоединяющий
стыд – средство предупреждения преступлений,
клеймение же толкает правонарушителя
к криминальной субкультуре. Внушение
стыда, если оно не переходит в клеймение,
служит наилучшим средством социального
контроля.
Для наглядности изобразим основные этапы
развития зарубежной девиантологии в
виде схемы.
Завершая краткий обзор
зарубежных девиантологических
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений»., 2004.
Змановская Е. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). Учеб. пособие. М.: Академия, 2004.
Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов М., 2001.
Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М.: Сфера, 2004.
Информация о работе Современные девиантологические теории. Постмодернизм