Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:16, реферат
Руководство деятельность, направленная на обеспечение упорядоченного, целенаправленного функционирования людей в коллективах и группах.
Лидерство - способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.
Введение 3
1. Классификация стилей управления 5
2. Бихевиористский подход 5
3. Ситуационный и интеракционый подходы 27
4. Совместимость стилей руководителей 35
Заключение 40
4.
Совместимость стилей
руководителей
При
изучении совместимости стилей интерес
представляет такое отношение, как
вышестоящий и нижестоящий
В реальной практике между ними возникают самые разнообразные ситуации, в которых проявляет себя и руководитель-мужчина и руководитель-женщина. Палитра этих ситуаций, даже при их типизации довольно широка. Чтобы дать представление о своеобразии руководителей обоего пола, приведём фрагмент их мнений друг о друге по таким признакам, как лидерство, давление мнений, противоречия, поведение, компромиссы, эффективность и шутливое "Будьте бдительны!" (см. табл. 4).
Так как речь идет об искусстве совместимости стилей, приходится считаться не только с особенностями женского и мужского руководства, но и с существующими закономерностями их оценки. И здесь важнейшим условием является учет и преодоление типичных ошибок, обусловленных предвзятыми мнениями, стереотипами, а то и просто нежеланием или неумением понять друг друга.
Тот, кто становится руководителем, невольно ощущает действие "специального телефона", по которому упорно поступает информация о достоинствах и недостатках "шефа" или "подчиненного", с помощью которой "вылепливается" их облик. Грубейшей ошибкой выступает опора на такого рода информацию без выработки собственного мнения из контекста своих отношений с новым руководителем. В противном случае создается "предубежденный образ", преодолеть который довольно трудно. Анализ позволил систематизировать наиболее типичные ошибки при оценке стиля и методов руководства, каждая из которых имеет соответствующую меру повышения объективности оценки (см. табл. 5).
Один из определяющих моментов - стремление понять другого человека, его характер, мотивы, образ мышления, методы работы и так далее. Именно здесь берут свое начало возможности совместимости и формирования "дружной упряжки".
Руководители
женщины и мужчины друг о друге
Таблица 4
Женщины о мужчинах | Мужчины о женщинах | |
Лидерство | ||
Мужчина честолюбив и стремится к лидерству. Не учитывать данное обстоятельство - значит, усугублять возможность быть "смятой" в служебных отношениях с ним. | Женщина не столь честолюбива, как мужчина и легче смиряется с ролью "руководителя без продвижения", уступая дорогу мужчине. Но среди соплеменниц она хочет быть лидером по положению, внешности и вниманию. | |
Давление мнений | ||
Приходится постоянно сталки- ваются с мнением, что женщина создана не для управления людьми, а для управления домашним хозяйством. Если же мужчина нормально относится к женщине руководителю, то она сама усматривает в этом какую-то ненормальность. | Психологически доминирует мнение, что находится под началом руководителя-женщины есть нечто умаляющее достоинство мужчины. Женщина хочет, чтобы в ней видели хорошего руководителя. Она временами сожалеет, что к ней относятся только как к руководителю. | |
Поведение | ||
Как правило, мужчина не стремится вызывать к себе симпатии, а так или иначе заставляет считаться с его стилем. | Женщина эмоциональна. Но это не мешает ей находить более гибкие методы взаимодействия с руководителем мужчиной. | |
Компромиссы | ||
Мужчины чаще идут
на компромисс, предавая такие
понятия как принципиальность, честь и достоинство. От этого прежде всего страдает моральная сторона руководителя. |
Женщины менее предрасположены к компромиссам, зачастую не понимая их вынужденности и тактической необходимости. | |
Эффективность | ||
Мужской стиль направлен на достижение эффективности в группе, но в сочетании с женским стилем может дать еще более высокие результаты. | Женщине-руководителю,
как правило, трудно обеспечить стабильные
результаты. Обычно это связано с необходимостью
разрываться на два "фронта": служебный
и домашний.
Однако её старательность и настойчивость достойны восхищения. | |
Будьте внимательны! | ||
Если в руководителе часто "просыпается" женщина, то необходимо особое искусство общения с нею. | Есть три верны способа загубить карьеру мужчины: пристраститься к спиртному, принимать всё близко к сердцу, и самый приятный - влюбиться в заместительницу. |
Таблица 5
Типичные
ошибки при оценке стиля и методов
руководства и меры повышения
объективности оценок
Типичные ошибки при оценке | Меры повышения объективности оценки |
1.
Категоричность суждений о стиле и методах
руководства на основе «узкой оценки»
(предвзятость оценки).
2. Предвзятое отношение к стилю и методам руководства (предвзятость оценки). 3. Постоянно отрицательная оценка стиля без определения положительных черт (негативность оценки). 4. Завышение оценки, когда не обращается внимание на отрицательные черты и негативные методы руководства (либеральные оценки). |
1. Выяснение причин
категоричности и стремление взглянуть
на стиль и методы более гибко, не односторонне.
2. Формирование собственного мнения на основе самых различных управленческих ситуаций. 3. Постижение причин негативности оценок стиля и методов руководства. 4. Критическая оценка стиля и методов руководства. |
Восприятие руководителя руководителем, как и вообще человека человеком зависит от индивидуальных особенностей и предрасположенности к определенным взаимоотношениям. Среди их разнообразия можно выделить три типичных ситуации:
1. совместимость стилей и методов руководства;
2. несовместимость стилей и методов;
3.
стремление найти «точки соприкосновения»
путем взаимных уступок.
Стиль вышестоящего – стиль нижестоящего
Как и в математике, в науке руководства для объяснения каких-то явлений также применяются упрощения. Если свести все разнообразие индивидуальных стилей к трем разновидностям - авторитарному, демократическому и либеральному, то можно получить соотношения для оценки их совместимости и несовместимости.
Возьмем для примера некоторые из соотношений. В ситуации «авторитарный - демократический» так и просится оценка "трудно совместимые", вполне возможна совместимость. Дело в том, что недостаточность каких-то качеств у вышестоящего руководителя (и он сам это может осознать) компенсируется их наличием у нижестоящего. Автократа дополняет демократ, а демократа - автократ. У либерала может быть жесткий (авторитарный) заместитель, а влияние автократа на своем участке работы тонко сдерживает либерал. Демократичность одного руководителя особенно не ощущается, поскольку у либерала люди самоуправляют многими процессами. И, наоборот, безучастность либерала к жизни коллектива заменяется заботливостью и участливостью демократа. То есть явление компенсации качеств играет важную роль в совместимости руководителей, их стилей и методов.
Конечно, каждый вышестоящий руководитель ищет себе подобного по стилю. Но не каждый внешне подобный подобен по существу.
Поэтому проблематична совместимость и одинаковых по названиям стилей. По ним, кстати, больше всего случается "правильных угадываний".
Схожесть по названию стилей вовсе не означает их реальной совместимости, поскольку у каждого руководителя свои проявления авторитарности, демократичности и либерализма. Можно встретить авторитарного демократа, демократичного автократа и никудышного по демократизму либерала. Многое определяется теми особенностям, которые свойственны деятельности конкретного руководителя.
Таким образом, получается, что чем глубже вы проникаете в проблему совместимости и несовместимости, тем труднее дать однозначную оценку. И самым верным ответом будет незаполненная оценками таблица.
На
совместимость или
В то же время внешние проявления какого-то "мужского стиля" расцениваются другими как нормальные. Но конкретную женщину могут не устраивать манеры общения с ней как с подчиненной вышестоящего руководителя. Женщины, например, не особенно доверяют руководителям-мужчинам "галантерейного обхождения", то есть внешне любезным, галантным в общении, но использующим "из- под прилавка" недостойные, унизительные приемы.
При
этом существует возможность выделить
те элементы стиля которые вызывают у
нижестоящих руководителей устойчивое
неприятие, или наоборот.
Черты стиля и методы вышестоящего руководителя, имеющие позитивную и негативную оценку у нижестоящих руководителей7
Предпочитаемые | Отрицаемые |
-
Умение владеть обстановкой,
ситуацией; - Делегирование полномочий в необходимых случаях; - Способность прийти на помощь и поддержать в трудную минуту; - Единство слова и дела; - Создание благоприятных условий для нормальной работы нижестоящих организаций. |
- Авторитарно-нажимные
методы руководства; - Постоянное недоверие. Подмена нижестоящих руководителей и вмешательство в их деятельность; - Скупость на похвалу, постоянные «накачки» и «разносы» - Негативное отношение к работе; - Навязывание своего режима работы. |
Обычно
руководителей, обладающих стилем, описанным
во втором столбце таблицы 6, называют
«неудобными». Однако опыт показывает,
что «укрощать» таких руководителей нецелесообразно.
Гораздо легче понять их мотивы и по мере
возможностей предоставить им поле деятельности
для удовлетворения их потребностей.
Заключение
За последние 60 лет теории руководства претерпели серьёзнейшие изменения. Начинались исследования в области стилей руководства с так называемого качественного подхода. Основной целью его, был поиск черт, присущих только руководителям и позволяющим им занимать ключевые посты. Такой подход потерпел неудачу, так как не удалось выявить у руководителей особых качеств.
Переворот в направлении исследований внесли представители бихевиористской школы. Исследования Курта Левина были направлены на типизацию поступков руководителей и выделение определённых групп, для которых характерен тот или иной стиль. Выделив авторитарный, демократический и попустительский стили руководства сторонники этого подхода вполне успешно исследовали и описали ключевые позиции выделенного Левиным «игрового поля».
Однако эмпирические исследования показали, что эти теории руководства описывают и классифицируют лишь «идеальные» модели, реальная же ситуация оказалась гораздо более сложной и насыщенной.
Кроме того, выделение различных стилей руководства, поставило вопрос об их эффективности. Именно на этот вопрос до сих пор пытаются ответить учёные и специалисты. Попытки ответить на этот вопрос показали ошибочность подхода, при котором один стиль объявлялся более эффективным, чем другой. В результате этот подход потерпел неудачу, и ему на смену пришёл ситуационный подход.
В теории ситуаций руководство видится не как атрибут отдельных личностей. Здесь исходят из того, что вид руководства необходимо изменять в зависимости от особенностей социальной ситуации. Именно ситуация по мнению сторонников этого подхода определяет, с какими функциями связан руководитель. Однако учёные столкнулись с недостаточностью и слабостью эмпирических исследований, что привело к появлению большого числа «частных» теорий. Полностью же описать всё поле возможных ситуаций пока не удаётся. Кроме того сами учёные высказываются о том, что обычно гораздо легче изменить саму ситуацию, чем изменить стиль руководителя.
Достаточно
широкий пласт проблем и
Список литературы
1. Белков И.Г. «Личность руководителя и стили руководства» / И. Г. Белков. - Москва: МИПК, 1992.
2. Бреддик У. «Менеджмент в организации» / У. Бреддик. - Москва: Инфра-М, 1997.
3. Виханский О. С., Наумов А. И. «Менеджмент» / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - Москва: МГУ, 1997.
4. Кричевский Р. Л. «Если вы - руководитель» / Р. Л. Кричевский. - Москва: Инфра-М, 1997.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента» / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Москва: Дело, 1998.
6. Омаров А. М. «Руководитель, размышление о стиле управления» / А. М. Омаров. – Москва: Политиздат, 1987.
7. «Управление персоналом», 1998, №3.
8. Хайнтце Й., Метцнер Й. «Теория управления кадрами в рыночной экономике» / Пер. с нем. Г.А. Рахманина, - Москва: Международные отношения, 1998.
Информация о работе Современные интерпретации стилей руководства