Современные методы арт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 07:32, курсовая работа

Описание

Исторически сложилось так, что терапия искусством представляла собой альтернативный вариант работы с тяжелобольными пациентами, детьми или взрослыми, для которых вербальное выражение мыслей и чувств в общении с терапевтом было затруднено. Необходимо отметить, что при проведении групп другого типа также можно извлечь пользу из терапевтического использования изобразительного материала. Например, многие упражнения из области терапии искусством могут помочь руководителям различных психокоррекционных групп ускорить процесс самопознания у чрезмерно вербали-зированных участников. Упражнения из области терапии искусством могут быть использованы в семейной психотерапии, а также при работе с женщинами, имеющими излишний вес, для уменьшения их изолированности путем организации взаимодействия во время творческой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРТ-ТЕРАПИИ……………………………………………..4
АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ………………………………………...12
ФОЛЬКЛОР И АРТ-ТЕРАПИЯ……………………………………………………………......13
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ…………………………………………….18
ЦВЕТОТЕРАПИЯ И КОСТЮМОТЕРАПИЯ………………………………………………...20
ДРАММАТЕРАПИЯ…………………………………………………………………………...22
ИЗОТЕРАПИЯ………………………………………………………………………………….27
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

     Ритуал, одна из древнейших форм театрального искусства, дает людям возможность  укрепить веру и свои взаимоотношения, заново переосмыслить тему добра  и зла – используя символы  и образы, на разных уровнях влияющие как на отдельного человека, так и на целые группы людей.

     В основе нашего понимания драма-терапии  лежит способность человека не только воспринимать, но и создавать то, что в действительности не существует, – через придуманную драму. Это  самый главный принцип эффективности драма-терапии, независимо от того, применяется она в целях предупреждения болезни или же в ходе лечения.

 

                                                     7.  Изотерапия 

 

   Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о первоначальных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбургх. В дальнейшем большое влияние на развитие арттерапии оказали психотерапевты гуманистической направленности.

    Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

   Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

Рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает

свои  отношения в различных ситуациях  и болезненно соприкасается с  некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

   «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.

В настоящее  время формы арттерапевтической  работы с людьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно "клинический" характер. Как, например, в случае умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка и осуществляется в медицинских учреждениях или в специальных школах, или школах-интернатах.

   Следует учитывать живость и богатство  фантазии, предлагая человеку сказочные, фантастические сюжеты для их разработки в изобразительной работе. Одна из этих особенностей заключается в том, что люди в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них более естественна.

Проективный рисунок

 

   Может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания, концентрации на конкретных значимых проблемах.

Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. Обычно тема

рисования охватывает:

1.     Собственное прошлое и настоящее  ("Моя самая главная проблема  в общении", "Ситуации в жизни,  в которых я чувствую себя  неуверенно", "Мой

обычный день");

2.     Будущее или абстрактные понятия ("Кем бы я хотел быть", "Три желания",

"Остров  счастья", "Страх");

3.     Отношения в группе ("Что дала  мне группа, а я ей", "Что  я ожидал, что

получил от общения в группе").

В проективном  рисовании используются следующие  методики

   Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются

индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или

выбирается  членами  группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин.,затем  рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.    Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования,

которые возникли у членов диад, и их отношение  друг к другу в процессе

рисования.  Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

       Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

Существует  два способа работы с готовыми рисунками:

   Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.

   Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).

Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.

При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в

различных рисунках одного ребенка специфические  особенности.

В проективном  рисунке находят отражение непосредственное восприятие человеком той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и не вербализуемые.

Основными этапами коррекционного процесса с  использованием метода

проективного  рисования являются:

1.     Предварительный ориентировочный этап. Исследование обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их

использовании.

2.     Выбор темы рисования, эмоциональное  включение в процесс рисования.

3.     Поиск адекватной формы выражения.

4.     Развитие формы в направлении  все более полного, глубокого

самовыражения, ее конкретизация.

5.     Разрешение конфликтно травмирующей  ситуации в символической форме. 
 
 

Песочная  Терапия 

   Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что человеку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Песок существует уже миллионы лет, отражая геологическую историю земли. Песчаные пляжи имеются во всех частях мира. Цвет песка определяется характером породы, из которой он образовался в результате ее размывания водой и образования трещин. Дальнейшее дробление фрагментов породы на более мелкие части и их шлифование происходили в результате воздействия на них воды и ветра. Отдельные песчинки, соединяясь и затвердевая, формируют осадочные породы, которые, в свою очередь, могут вновь подвергаться фрагментации. Нередко песок океанских побережий содержит мельчайшие раковины и фрагменты скелетов морских животных, многие миллионы лет назад подвергшиеся разрушению и шлифовке. Они являются свидетельством существования форм жизни, некогда обитавших в воде, которая являлась для них домом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     Представление об арт-терапии как оригинальном направлении в социально-культурной деятельности говорит о неисчерпаемом творческом потенциале, заложенном в каждом человеке, и возможности использования этого потенциала в целях достижения душевного здоровья, внутреннего благополучия и гармонии с окружающими.

     Опыт  написания курсовой работы по данной теме предоставил возможность повысить свою осведомленность об этом все еще достаточно "экзотическом" методе, принять определенные организационные решения, касающиеся деятельности социально-культурных учреждений.

 

Список литературы

 

1. Бетенски  М. Что ты видишь? Новые методы  арт-терапии М. Бетенски; Пер. с  англ.М. Злотник. – М.: Изд-во  ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256 с. 

2. Дженнингс  С. Сны, маски и образы. Практикум  по арт-терапии /С. Дженнингс, А. Минде; Пер. с англ.И. Динерштейн. – М.: Эксмо, 2003. – 384 с.

3. Копытин  А.И. Основы арт-терапии / А.И.  Копытин. – СПб.: Издательство "Лань", 1999. – 256 с. 

4. Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. - Спб.: Европейский Дом, 2000

5. Назарова  Л.Д. Фольклорная арт-терапия / Л.Д. Назарова. – СПб.: Речь, 2002. –  240 с. 

6. Фельденкрайз  М. Осознавание через движение  двенадцать практических уроков / М. Фельденкрайз; Пер. с англ.М.  Папуш. – М.: Институт Общегуманитарных  Исследований, 2000.

7. Миллер А.М. О реабилитационном аспекте библиотерапии при неврозах // Вопросы психотерапии. Тез. докл. Всесоюн. науч. конф. М., 1977, с. 128-132;

8. Копытин А.И.  Системная арт-терапия. – Санкт-Петербург, 2001.

9. Арт-тарапия - новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. - М.:Когито-Центр,2006. -  
10. Осадчук Л.О. Образ жизни оригами: оригами в педагогике и арт-терапии. Арт-терапевтична асоціація, Київ,2006, с.54-60. 
11. Кабачинская Е.Л. Преподавание оригами слепым и слабовидящим //Оригами и педагогика: Материалы 1 Всероссийской конференции преподавателей оригами 23-24 апреля 1996 г., Санкт-Петербург,-СПб,1996г.,с.36.

12.Амелина  А.Н. Арт-терапия в психотерапевтической  работе. – М.: Смарт, 2006  
13. Амелина А.Н. Метод арт-терапии. – М, 2002
 

Информация о работе Современные методы арт-терапии