Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 10:53, курсовая работа
Трудности становления и развития психологии определяются тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад - в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность предмета, отраслей и принципов психологии как науки………..6
1.1 Место психологии в системе наук…………………………………………...6
1.2 Структура современной психологии: отрасли психологии………………...8
1.3 Принципы психологии………………………………………………………11
2. Современные методы психологической науки……………………………...15
2.1 Проблемы психологии………………………………………………………15
2.2 Методы исследования в психологии……………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...39
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Сущность предмета, отраслей и принципов психологии как науки………..6
1.1 Место психологии в системе наук…………………………………………...6
1.2 Структура современной психологии: отрасли психологии………………...8
1.3 Принципы психологии……………………………………………………
2. Современные методы психологической науки……………………………...15
2.1 Проблемы психологии……………………………………………………
2.2 Методы исследования в психологии……………………………………….18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Трудности становления и развития психологии определяются тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад - в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа - главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.
Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний - философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.
Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.
Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев Семенович Выготский (1896-1934) выразил это в следующей лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные факты. Существует определенная обусловленность получаемых в эмпирическом исследовании фактов имевшейся до данного эмпирического исследования его схемой, выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой реальности и т.п.
И подобную взаимосвязь полученных в исследовании фактов с предварительными представлениями исследователя об изучаемых феноменах и, соответственно, с используемыми методами можно проследить во всех психологических направлениях. Поэтому проблема методологии (средств) психологического познания является одной из самых существенных и обсуждаемых проблем психологии.
Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического исследования. Например Г. Пирьов, разделил "методы" на:
собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);
методические приемы;
методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в "Основах общей психологии" в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент.
Первое подразделялось на "внешнее" и "внутреннее" (самонаблюдение), эксперимент - на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод - физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов).
Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Жан Пиаже (1896-1980)) и анкету. Естественно, время обусловило особенности этой классификации. Так, "родственно-идеологические" связи психологии с философией лишили ее теоретических методов, аналогичная близость с педагогикой и физиологией вознаградилась включением методов этих наук в психологический перечень.
Целью курсовой работы является анализ современных методов психологии.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть место психологии в системе наук;
Рассмотреть проблемы психологии;
Проанализировать методы современной психологии.
1. Сущность предмета, отраслей и принципов психологии как науки
1.1 Место психологии в системе наук
Человек в качестве предмета исследования может рассматриваться с различных точек зрения: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. При этом каждый человек неповторим и обладает своей индивидуальностью. Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению значительного количества наук, изучающих человека.
Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.
Прежде всего необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии. Став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. Сегодня существуют научные проблемы и понятия, которые рассматриваются как с позиции психологии, так и философии, например смысл и цель жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности, сущность и происхождение человеческого сознания, природа человеческого мышления, влияние личности на общество и общества на личность и др [4, c. 69].
Другой наукой, которая так же, как и психология, изучает проблемы, связанные с личностью и обществом, является социология, которая заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. В то же время психология широко использует в своих исследованиях традиционные социологические приемы сбора информации, например опрос и анкетирование.
Есть проблемы, которые совместно изучают психологи и социологи, такие как взаимоотношения между людьми, психология экономики и политики государства, социализация личности, формирование и преобразование социальных установок и др. Социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов. Развиваясь параллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении взаимоотношений человека и человеческого общества.
Еще одной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.
Психология тесно связана с историей. Одним из примеров глубокого синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выгодским, суть которой заключается в том, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед фило– и онтогенетическое развитие людей. Другим, не менее известным примером взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода, суть которого состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило– и онтогенетическое развитие от элементарных форм к более сложным. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей. Таким образом, мнения психологов и историков сходятся в том, что современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества.
Отличительной особенностью психологии является ее связь не только с общественными, но и стехническими науками. Это обусловлено тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. В исследованиях психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек – машина». Благодаря исследованиям психологов создаются образцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможности человека. Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками.
Эта связь обусловлена двойственной природой человека – как социального, так и биологического существа. Большинство психических явлений и, прежде всего, психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания в области физиологии и биологии помогают лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние человека отражается на его физиологическом состоянии, и наоборот, различные заболевания, как правило, сказываются на психическом состоянии больного. С учетом этого, в современной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия [3, c. 90].
Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии.
1.2 Структура современной психологии: отрасли психологии
Современная психология представляет собой многоразветвленную структуру. Основой этой структуры является общая психология. Термин «общая психология» ввел в науку С.А. Рубинштейн. Задачей общей психологии является разработка теорий, объясняющих эмпирические факты, понятийного аппарата науки, разработка методологии познания предмета, теории и методов исследования общих закономерностей возникновения и развития психических явлений и т.д [15, c. 52].
Результаты исследований в общей психологии являются фундаментальной основой всех прикладных психологических дисциплин.
Прикладные отрасли психологии объединяют в классы, на основе критериев «конкретная деятельность», «развитие», «отношение к обществу».
В класс прикладных дисциплин, изучающих психические проблемы людей, занятых в конкретных видах деятельности. К ним относятся психология труда, исследующая профессиональные особенности человека, закономерности развития трудовых навыков, влияние на человека аппаратуры, условий труда и т.д.
Разделами психологии труда являются: инженерная психология, авиационная, космическая и т.п.
Педагогическая психология, изучающая закономерности обучения и воспитания. Разделами педагогической психологии являются психология обучения, психология воспитания, психология учителя.
Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. В нее включены разделы: нейропсихология, изучающая соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных препаратов (веществ) на психическую деятельность человека; патопсихологию, изучающую закономерности распада психической деятельности и свойства личности при болезни.
Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она разделяется на судебную психологию, изучающую психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетеля и свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу); криминальная психология, занимающаяся психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления; пенитенциарную психологию, изучающую психику заключенного в ИПК, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения.
В группу по критерию развития входят: возрастная психология, которая изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. В нее входят такие разделы, как детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология старшего школьника и т.д.
Информация о работе Современные методы психологической науки