Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 10:53, курсовая работа
Трудности становления и развития психологии определяются тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад - в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность предмета, отраслей и принципов психологии как науки………..6
1.1 Место психологии в системе наук…………………………………………...6
1.2 Структура современной психологии: отрасли психологии………………...8
1.3 Принципы психологии………………………………………………………11
2. Современные методы психологической науки……………………………...15
2.1 Проблемы психологии………………………………………………………15
2.2 Методы исследования в психологии……………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...39
Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых.
К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.
2. Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи.
3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями.
Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету психологического исследования.
Г. Формирующие методы.
Все описанные выше исследовательские методы (неэкспериментальные, диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития.
Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская цель требует применения особых, формирующих методов.
К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей:
преобразующий эксперимент,
психолого-педагогический эксперимент,
формирующий эксперимент,
экспериментально-генетический метод,
метод поэтапного формирования и т.п.
Основной и главной чертой всех этих методов является, по определению Василия Васильевича Давыдова (1930), "...не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность".
Использование формирующих исследовательских методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности испытуемых. По существу, данный исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования всех других методов психологии.
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.
Формирующий эксперимент это:
массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);
длительный, пролонгированный эксперимент;
эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);
эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.
Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов психологического исследования и воздействия. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление [5, c. 64].
В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент.
Итак, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов - формирующего эксперимента.
Новое человечество во многом изменилось со времён античности, люди стали более умные, разборчивые во всех отношениях какой бы деятельности это не касалось, будь это политика или экономика, люди стали более разборчивы. Это говорит о том, что люди начали увлекаться книгами, такими как психология, философия, социология, они хотят познать людей, прочитав книги и действовать, каждый хочет быть сам по себе психологом.
Но быть психологом тяжело, нужен не только теоретический, но и жизненный опыт (практически). Психолог – это не столяр, который делает из дерева всякие вещи, но он чем-то похож в том плане, что он делает из дерева вещь, так же и психолог делает из человека разумного человека. Благодаря психодиагностическим методикам, опросникам, тестам люди начали правильно пользоваться своими качествами (свойствами) в нужном направлении, научились понимать, отдыхать, общаться и т.п.
Итак, в этой работе рассмотрены основные методы психологических исследований и их классификация. Надо полагать, что разные авторы приводят в своих трудах множество вариантов классификации этих методов.
Научная психология в целом - это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – 446 с.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная психология на Западе. – М.: ЛОГОС, 2009. – 351 с.
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Наука, 1976. – 277 с.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 366 с.
5. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2010. – 480 с.
6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М.: Политиздат, 1983. – 431 с.
7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Знание, 1972. – 341 с.
8. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – Воронеж: Ника, 1996. – 280 с.
9. Лурия А. Р. Курс общей психологии. Лекции. Эволюционное введение в психологию. – М.: Знание, 1970. – 465 с.
10. Немов Р.С. Психология: в 3 Т. Т. 1. – М.: Феникс, 2006. – 681 с.
11. Петровский А., Ярошевский М. История психологии. – М.: Мысль, 1998. – 535 с.
12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Жизнь, 1997. – 341 с.
13. Петухов В.В., Сталин В.В. Психология. Методическая указания. – М.: Изд. МГУ, 1988. – 76 с.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Правда, 1989. – 790 с.
15. Столяренко Л.Д. Общая психология. – М.: Искра, 2011. – 680 с.
16. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985. – 575 с.
17. Психология личности в социалистическом обществе. – М.: Знание, 1989. – 224 с.
18. Психология личности: Под. Ред. Ю.Б. Гиппеннрейтер. – М: Знание, 1985. – 453 с.
19. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Дон, 2007. – 473.
2
Информация о работе Современные методы психологической науки