Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:50, реферат
Современные тенденции развития профессионального образования определяются жесткими требованиями рынка к качеству производительного труда. Уровень профессионализма работника, его социально-культурный статус должны оптимально соответствовать как интересам личности, так и кадровым потребностям мелких, средних и крупных предприятий.
1. Введение……………………………
2. Содержание…………………………………….
3. Заключение……………………………………..
4. Список использованной литературы……
Содержание
1. Введение……………………………
2. Содержание…………………………………….
3. Заключение……………………………………..
4. Список использованной
литературы………….
Введение
Современные тенденции в развитии профессионального образования
Современные тенденции развития профессионального образования определяются жесткими требованиями рынка к качеству производительного труда. Уровень профессионализма работника, его социально-культурный статус должны оптимально соответствовать как интересам личности, так и кадровым потребностям мелких, средних и крупных предприятий.
Многолетние
исследования Института профессионально-
Идея
многоуровневого непрерывного образования
вызвала большой интерес
В настоящее время созданы и успешно работают новые типы учебных заведений, которые осуществляют многоуровневое непрерывное профессиональное образование, оптимально обеспечивающее интересы личности и кадровые потребности экономики. В связи с этим повышается конкурентоспособность их выпускников, как правило, владеющих несколькими профессиями (от трех до восьми), расширяются их возможности сделать карьеру, обеспечивается стабильность в профессиональной деятельности, в частности за счет наличия нескольких вариантов трудоустройства на различных этапах жизненного пути человека.
Проектирование
и применение эффективных педагогических
систем связано со структурными изменениями
в экономике страны, становлением
рыночных отношений, что существенно
влияет на обоснование социально-
Социально-экономические преобразования в обществе закономерно вызвали инновации в профессиональном образовании, которые нашли отражение в различных государственных документах (например, Законе РФ "Об образовании", постановлениях правительства). В них закреплены основные потенциальные возможности развития образования, определены принципы, функции, структуры и механизмы преобразований. Безусловно, все это имеет большое значение для перехода к стабилизации профессионального образования, к экспериментированию с новыми идеями. Одновременно следует отметить, что еще не созданы устойчивые формы деятельности профессиональных учебных заведений. Это обусловлено различием социально- экономических условий развития регионов, промышленных предприятий, акционерных обществ и фирм, регламентирующих спрос и предложения на услуги профессиональной школы.
Самое интересное состоит в том, что выбор альтернативных путей развития отражает реальные тенденции изменений в обществе и школе. При этом следует отметить, что образование будет соответствовать требованиям социальной справедливости, нравственности и развития духовной культуры, если оно будет построено на основе новой парадигмы, включающей все лучшее из имеющегося в этой области творческого наследия. Без научной парадигмы все нововведения не обретают окончательного статуса необратимых. Поэтому, если говорить о будущем профессионального образования, то очевидно, что принципиальная задача состоит в том, чтобы на перспективу разрабатывались прогнозы на основе не одновариантного, а оценочного построения развития в ближайшей, среднесрочной и отдаленной перспективе.
Научно-технический
прогресс, составляющий системообразующую
сущность формирования производственника
нового типа в условиях единой системы
"общество-наука-техника-
Гуманизация- тенденция в развитии профессионального образования
В условиях профессионального образования требуются: гуманизация жизнедеятельности коллективов (педагогического и ученического), включение гуманистических идеалов в учебно-производственный процесс, поиск способов реализации творческого потенциала личности на основе самоутверждения как целостного процесса формирования развитого индивида и общественного существа.
В процессе учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности недостаточно воспитывать хозяина производства, нужны конкретные условия для выполнения именно хозяйственных функций в реальной производственной среде. Воспитание будущего рабочего в процессе теоретического и производственного обучения должно проводиться на основе прогрессивных форм организации труда, широкого изучения революционных сдвигов в технике и технологии, активизации средств и методов обучения. У студентов необходимо формировать заинтересованность в результатах труда, его экономической оценке, в создании личной и общественной собственности. Преподавателям следует прогнозировать, заранее проектировать потребности студетов, отвечающие высшей цели гармоничного развития человеческой личности. Это позволит поднять на новый уровень идейно-нравственное воздействие производительного труда, признать его самоценность как исходный принцип анализа производственных отношений. Введение форм предпринимательской деятельности в профессиональных училищах нацелено на обеспечение необходимых условий для расчетливого, эффективного обучения и воспитания.
Гуманизация в реальной жизни студентов не может происходить без интенсификации учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности, она не может обособиться от культурного развития. В формировании личности будущего рабочего, специалиста все взаимосвязано: умственное развитие и здоровье, усвоение знаний и занятие художественной деятельностью, общественно-политическая активность и профессионально- производственные обязанности и т.д.
Тенденция
гуманизации проявляется в
Проведение в жизнь идеи гуманизации выдвигает ряд требований к содержанию профессионального образования, сегодня необходимы унификация терминологии специальных предметов; введение в программы и учебники опыта рационализаторов и изобретателей; обеспечение взаимосвязи социальных и профессиональных знаний, установление интегрированной и дифференцированной частей в учебных дисциплинах; выявление новых областей технического и технологического знания на основе тенденций развития научно-технического прогресса и введение новых тем, спецкурсов и факультативов; разработка творческих заданий для формирования способностей и воплощения духовных и физических возможностей учащихся в профессиональной деятельности; создание вариативных модулей для индивидуального обучения; углубление знаний и приобретение умений и навыков по другим профессиям в целях расширения профессионального профиля; установление оптимального соотношения между циклами и учебными предметами в структуре учебного плана; введение эмоционально-ценностного опыта понимания связи "человек-техника".
Интеграционные процессы определяют переход профессиональных училищ от узкоспециализированного обучения к обучению по группам рабочих профессий и профессиям широкого профиля. Существующие формы недостаточно удовлетворяют запросы производства и других сфер общественной деятельности, не обеспечивают единства уровней подготовки, не позволяют полностью учитывать потребность производства в определенном профессиональном и квалификационном составе рабочих. Осуществляя единую образовательную политику, важно обеспечить единый уровень профессионального образования независимо от форм подготовки.
Совершенствование профессиональной подготовки рабочих не может идти по пути одностороннего увеличения доли теоретического обучения в общем объеме, поскольку овладение умениями и навыками квалифицированного труда требует длительного и сложного производственного обучения. Важно добиться не столько количественных, сколько качественных изменений. Реализация принципа единства теоретического и производственного обучения при дидактическом моделировании и техническом обеспечении учебного процесса представляет собой принципиально новую задачу формирования групп учебных профессий и подготовки будущих рабочих по интегрированным группам. Для решения этой задачи требуется конструктивное совершенствование организационной, содержательной и профессиональной сторон обучения.
Интеграция профессий предполагает следующие уровни подготовки: общепроизводственный, под которым понимается профессиональная подготовка межотраслевого характера по сквозным профессиям на основе реально существующей межотраслевой интеграции в науке, технике и производстве; общеотраслевой - по профессиям широкого профиля, общим для всей отрасли; общепрофессиональный - по профессиям широкого профиля и смежным профессиям отдельных производств внутри отрасли; частнопрофессиональный - по группам и отдельным профессиям узкого профиля. Такая интеграция будет способствовать созданию групп учебных профессий и давать более высокий уровень квалификации выпускникам.
Теоретическое
обоснование и практическое воплощение
этой многоуровневой системы дают возможность
наиболее целесообразно отрегулировать
государственную систему
Исходя
из методологического положения о том,
что объем и содержание образования определяются
взаимосвязанными социально-экономическими,
производственно-техническими, психолого-физиологическими
и медицинскими факторами, единый обязательный
уровень содержания профессионального
образования (стандарт) моделируется как
необходимый базисный профессионально-
Интеграция профессиональной подготовки охватывает основные звенья деятельности профессиональных училищ, лицеев, колледжей. Учитывая влияние интеграционных процессов в технике и производстве, компьютеризацию образования, объективную необходимость подготовки рабочих по группам профессий, следует расширить материально-техническую базу, создавая укрупненные центры при профессиональных училищах, межотраслевых, отраслевых учебно-профессиональных комплексах, цехах, участках, автоматических технических линиях. Это влечет за собой пересмотр технологии и организационной структуры производственного обучения в органическом сочетании с другими видами образования.
В Институте профтехобразования РАО с учетом интеграции предложена классификация рабочих профессий, соответствующая приоритетным направлениям научно-технического развития. Она требует унификации содержания профессиональной подготовки на основе синтеза знаний, умений и навыков, единства общего и профессионального образования.
Необходимость такого синтеза обусловили следующие объективные закономерности: диалектическое единство общества, науки, техники и производства, взаимодействие и взаимообусловленность их развития;
* укрепление
связи теории и практики, усиление
практической направленности
* диалектика
связи теоретического и
Информация о работе Современные тенденции в развитии профессионального образования