Современные тенденции в развитии профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:50, реферат

Описание

Современные тенденции развития профессионального образования определяются жесткими требованиями рынка к качеству производительного труда. Уровень профессионализма работника, его социально-культурный статус должны оптимально соответствовать как интересам личности, так и кадровым потребностям мелких, средних и крупных предприятий.

Содержание

1. Введение……………………………
2. Содержание…………………………………….
3. Заключение……………………………………..
4. Список использованной литературы……

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ РЕФЕРАТ.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

* функционирование  технических систем, создающих новые  объекты, которые развиваются  на основе общенаучных, общетехнических  и специфических закономерностей;

* взаимодействие  наук о природе и обществе;

* интеграция  и дифференциация профессионального  научного знания;

* ведущая  роль практики - исходный и заключительный  этап профессионального обучения;

* существенное  повышение значения методологической  функции профессиональной подготовки.

На практике идея унификации содержания профессиональной подготовки реализуется путем выделения  обобщенной дискретной информации об осуществлении комплексных межпредметных  связей. Отбор содержания общетехнического цикла должен вестись на основе исследования соответствия работников характеру применяемых средств производства, которое может проявляться не только непосредственно, но и опосредованно, через определенные формы кооперации и разделения труда. Материально- вещественные функциональные элементы производственного процесса объективно вызывают к жизни новые методы организации производства, а те, в свою очередь, - новые качества специалиста-профессионала. Все это должно учитываться при обосновании содержания и объема общетехнического цикла.

Методологической  основой при отборе содержания цикла  специальных предметов служит общественное разделение труда. В ходе социального  и научно-технического прогресса  происходит дифференциация трудовой деятельности рабочего, которая является объективной закономерностью существования и функционирования производства. Она определяется общественными отношениями, орудиями труда, принятой технологией и его организацией. На основе видов и форм деятельности складывается профессиональное разделение между людьми. Здесь большое значение имеют анализ и классификация разнообразных форм разделения труда на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях (функциональное, технологическое, квалификационное, профессиональное и пооперационное).

Процесс дифференциации трудовой деятельности нельзя рассматривать в отрыве от интеграции труда рабочего. Автоматизация производства на основе электронно-вычислительной техники, внедрение робототехники в различных отраслях народного хозяйства способствуют все большему их сближению на единой научно-технической основе, создают общность производственных функций и приводят к унификации труда рабочего.

Качественное  многообразие производства будет сохранено  в многообразии технологических  процессов, в различных способах освоения природы. Комплексная автоматизация и электронизация упрощают эти способы, формируют общую техническую основу, благодаря которой рабочий без особого труда и длительной переподготовки может переходить от одного вида деятельности к другому. Это находит отражение в формировании рабочего социально-интегрированного типа, в содержании подготовки которого возрастает удельный вес политехнических знаний, умений и навыков.

Тенденция интенсификации реализуется на основе комплексного подхода к совершенствованию  профессионального образования.

Под интенсификацией  понимается система, базирующаяся на органическом сочетании социальных, экономических, педагогических, психологических и  медико-физиологических закономерностей  и принципов и обеспечивающая достижение максимальной эффективности в подготовке будущих рабочих к общественной и профессиональной деятельности. Создание такой системы обусловлено целями и задачами развития профессионального образования, вытекающими из Закона РФ "Об образовании", общественными запросами и требованиями науки, техники и производства к подготовке будущих рабочих и специалистов.

Интеграция  рабочих профессий и унификация содержания профессионального образования  должны осуществляться на единой производственной технологической основе, что позволит:

выявить и сделать зримой для учащихся объективную необходимость получаемых ими знаний для профессиональной деятельности;

дать  ее научные основы;

обеспечить  преемственность между циклами  учебных предметов;

показать  практическую реализацию научных и  технических знаний;

органически соединить как в содержании профессионального  образования в целом, так и  в отдельных учебных предметах  качественно разнородные знания, показав, что они отражают различные  стороны одного и того же производственного  процесса;

перейти от абстрактных научных к конкретным профессиональным знаниям и от них - к практическим умениям и навыкам.

Интенсивное развитие профессиональной школы выдвигает  задачу внедрения в практику деятельности профессиональных училищ новой технологии овладения профессиональным мастерством, основанной на совокупности принципов, средств, форм и методов обучения и воспитания учащихся, способствующей эффективности педагогического труда инженерно-педагогических работников системы профессионального образования. Предстоит перейти от информационно-рецептивного усвоения теоретических знаний, узкоспециализированного формирования умений и навыков к обобщенному знанию о предметах, средствах, содержании, продуктах, организации труда.

Понятие "технология обучения" мы рассматриваем  как обобщающее понятие, включающее целеполагание, планирование, научную организацию учебно- воспитательного процесса, выбор методов, средств и материалов в интересах повышения эффективности обучения и воспитания. Теоретическим базисом технологии обучения выступают достижения социологии, педагогики, психологии, кибернетики, информатики, техники. В условиях компьютеризации, внедрения микропроцессорной техники, перехода к подготовке рабочих новых профессий, связанных с обслуживанием робототехнических комплексов, автоматизированных систем, стратегической линией является объединение педагогических и технических задач на основе единой методологии в целях ускоренного формирования профессиональных функций рабочего, специалиста, создания материально-технических условий для интегрированного использования вычислительной техники в обучении учащихся.

В области  педагогики предстоит обосновать принципы интенсивной педагогической системы, средства, методы и формы организации  учебно- воспитательного процесса, усовершенствовать управленческую деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения. В области техники обучения стоят большие задачи по внедрению новых технических средств, целых автоматизированных обучающих систем, по решению проблем обучения учащихся работе с ЭВМ, приспособления их к языку технических средств, увеличения разнообразия форм деятельности преподавателей, мастеров и учащихся. Одной из центральных задач является изменение роли педагога в учебном процессе, требующее более высокого профессионального мастерства инженерно-педагогических кадров.

Таким образом, интенсификация представляет собой совершенствование профессионального  образования на основе комплексного подхода в триедином отношении: теоретическом, организационно-управленческом, личностно- деятельностном.

Интенсификация  профессионального образования  может быть результативной, когда  традиционные системы и существующие технические средства обучения будут  использоваться в оптимальном сочетании  с ЭВМ, не вызывая психолого- физиологических  отклонений в состоянии здоровья, работоспособности учащихся и не снижая, а наоборот, повышая интерес к учению и его результатам.

Реализация  тенденции кооперации образования, производства, социальных структур определяется стратегией социально-экономического развития, изменениями взаимоотношений учебных заведений и предприятии, спросом и предложениями на услуги профессиональной школы, включением начального профессионального образования в систему непрерывного образования.

В новых  социально-экономических условиях большое значение имеет кооперация учебных заведений с другими социальными институтами, предприятиями, фирмами. Объективная необходимость такого взаимодействия обусловлена:

* проведением  производственного обучения на  предприятиях, на рабочих местах;

* свободой  трудоустройства выпускников, когда в условиях рыночной экономики предприятия и учреждения не гарантируют их занятость;

* необходимостью  социальной защиты молодежи;

* потребностью  в создании условий для продолжения  образования, приобретения новых  профессий.

Кооперация  в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения является основным направлением в реализации содержания предметов различных циклов, федерального и регионального компонентов стандарта профессионального образования. В профессиональных лицеях разработаны новые формы кооперации в педагогическом процессе. Более высокий уровень кооперации достигается путем реализации программ предпринимательской деятельности учебных заведений, что вызывает необходимость соучастия в учебно-производственном процессе служб занятости (обучение на базе профессиональных училищ, лицеев, незанятого населения и другие услуги).

Демократизация  общественной жизни и такого ее элемента, как система образования, предоставление широких прав и полномочий местным  органам власти и непосредственно коллективам учебных заведений стимулировали инициативу и творчество инженерно-педагогических работников, привели к воплощению в жизнь многих интересных и оригинальных авторских программ, сняли неоправданные препоны в решении целого ряда проблем профессиональной школы. Но этот же процесс породил и ряд других трудностей, связанных с неготовностью некоторых учебных заведений успешно работать без постоянной опеки и контроля сверху, с элементами волюнтаризма в отборе содержания образования, с разными требованиями к знаниям, навыкам, умениям учащихся в различных типах профессиональных училищ. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.

Информация о работе Современные тенденции в развитии профессионального образования