Современные теории личности: теория черт личности, фрейдизм, гуманистические теории личности, теория социального научения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:57, доклад

Описание

Целью исследований Кетелла было раскрыть основные черты личности с помощью точных эмпирических методов исследования. С этой целью он использовал метод факторного анализа.
В своей теории он стремится объяснить взаимодействия между: личностью как системой, с одной стороны, и социокультурной средой, с другой стороны.
Он считает, что теория личности должна учитывать:
1. многочисленные черты, составляющие индивидуальность;
2. степень обусловленности черт личности наследственностью и влиянием среды;
3. взаимодействие факторов наследственности и среды между собой.

Работа состоит из  1 файл

Современные теории личности.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

1. Современные теории  личности: теория черт личности, фрейдизм, гуманистические теории  личности, теория социального научения

 

1.1 Теория черт личности

 

В отличие от идеографического изучения черт по Олпорту, существенно  иное направление в психологии черт открывается благодаря статистическому методу, известному как факторный анализ. Теоретики, использующие факторный анализ, полагают, что основополагающие аспекты личности являются общими для всех. Основные элементы, из которых формируется структура личности, универсальны. Сторонники применения факторного анализа для изучения черт считают также, что люди обладают стойкой предрасположенностью реагировать определенным образом и что основные элементы личности имеют строго упорядоченную иерархическую структуру. Ключевая особенность данного подхода к изучению личности состоит в количественном измерении черт личности. Лидером развития факторных теорий является Раймонд Кеттел.

Целью исследований Кетелла  было раскрыть основные черты личности с помощью точных эмпирических методов исследования. С этой целью он использовал метод факторного анализа.

В своей теории он стремится  объяснить взаимодействия между: личностью  как системой, с одной стороны, и социокультурной средой, с другой стороны.

Он считает, что теория личности должна учитывать:

1. многочисленные черты,  составляющие индивидуальность;

2. степень обусловленности  черт личности наследственностью  и влиянием среды;

3. взаимодействие факторов  наследственности и среды между  собой.

По Кеттелу личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Формула Кетелла для предсказания поведения

R= f (S, P) - уравнение спецификации

 

Суть её: то, что человек  делает, думает или выражает словами (R) или поведение, есть функция (f), от стимулирующей в данный момент ситуации (S) и от структуры личности (P) или совокупности черт.

Чтобы точно предсказать  поведение человека нужно рассматривать  черты личности (1) + другие переменные (настроение в данный момент и другие социальные роли, требуемые ситуацией).

Черта - то, что определяет действия человека при столкновении с определенной ситуацией.

Черты личности представляют собой гипотетические психологические  конструкты. Они обнаруживаются в  поведении и обусловливают предрасположенность  поступать единообразно в различных обстоятельствах и различное время. Т.о. черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.

Структурные принципы: категории  черт личности

В результате проведения многократных процедур факторного анализа  при исследовании тысячи субъектов и полученного обширного эмпирического материала, Кеттэлл предложил классификацию черт (факторов) личности. Кеттел классифицировал все личностные черты. В основу их классификации он положил следующие принципы или критерии:

1. поверхностные черты - исходные черты

Исходные черты - это  основополагающие черты личности. Они  образуют те блоки, из которых встраивается структура личности. Это объединенные величины или факторы (черты), определяющие постоянство, которое мы наблюдаем  в поведении человека. Исходные черты более важные, это некоторый фундамент.

Поверхностные - совокупность поведенческих характеристик, которые  проявляются как черта, в том  случае, когда они неразрывно связаны. Поверхностные черты - продукт взаимодействия исходных черт, они менее стабильны чем исходные. Например, наблюдаемые проявления поведения неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом, и составлять поверхностную черту - невротизм. Т.е. такая черта как невротизм подтверждается набором взаимосвязанных элементов, а не одним из элементов.

2. конституциональные  черты - черты, сформированные  окружающей средой.

Исходные черты он делит на:

1. конституциональные - развиваются  из биологических и физиологических  данных индивидуума. Например, выздоровление от пристрастия к алкоголю - может быть причиной раздражительности, подавленности. Это поведение является следствием тех физиологических изменений в организме и отражает исходные конституциональные черты.

2. черты, сформированные средой - обусловлены влиянием социального и физического окружения. Например, человек выросший в мегаполисе, ведет себе иначе, чем в провинциальном городке.

3. Способность, темперамент  и динамические черты.

Исходные черты можно  также классифицировать с точки зрения того, посредством чего они выражаются.

Черты, которые отражают способности человека - определяют умения человека и его эффективность  в достижении цели (интеллект, музыкальные  способности, зрительно-моторная координация).

Черты темперамента относятся к эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Кто-то решает задачу быстро, кто-то медленно, реагирует на стресс спокойно-истерично.

Самым важным вкладом  Кетелла в теорию личности является его систематическое описание личности. Он считал, что для того чтобы составить представление о личности человека нужно получить систематическое описание его личностных черт. Т.е. необходимо получить картину индивидуальных различий индивида и только после этого возможно исследование личностные мотивы поведения человека. Он полагал, что любому исследователю необходимо выявить черты личности. Для этой цели Кеттэл разработал личностный опросник шестнадцати личностных факторов (опросник «Шестнадцать личностных факторов») и в качестве основного метода исследования личности использовал факторный анализ. Целью диагностики являлось выявление исходных личностных черт по данным самооценки. Кеттел разработал также статистическое руководство - многосторонний абстрактный вариантный анализ для оценки относительной доли участия наследственности и среды в формировании данной черты. Он полагал, что личность на треть определяется генетикой, на две трети - средой.

Структура личности по Кеттелу  состоит из шестнадцати факторов или исходных черт личности. Каждый фактор обозначен буквой, указывающей порядок, в котором он проявился в ходе факторного анализа.

Фактор А - отзывчивость-отчужденность

Фактор В - интеллект

С - эмоциональная устойчивость-неустойчивость

Е - доминантность-подчиненность

F - рассудительность беспечность

G - сознательность-безответственность

H - смелость-робость

I - жесткость-мягкость

L - доверчивость подозрительность

M - мечтательность практичность

N - дипломатичность-прямолинейность

О - склонность к опасениям-спокойствие

Q1 - радикализм-консерватизм

Q2 - самодостаточность-комформизм

Q3 - недисциплинируемость- контролируемость

Q4 - расслабленность-напряженоость

Касаясь вопроса о  степени влияния черт личности на поведение, Кеттел высказал мнение, что  одна черта сильнее другой в том  случае. Если она имеет высокие  нагрузки в большом количестве образцов поведения (то есть общего набора черт, которые могут быть использованы для описания личности). Поэтому фактор А (отзывчивость-отчужденность) является самой сильной чертой, поскольку он оказывает большее влияние на поведение людей в различных ситуациях, чем любая другая черта. Не столь многочисленны ситуации, в которых принимает участие фактор В (интеллект); и ещё меньше таких, в которых существенную роль играет фактор С (эмоциональная устойчивость. И так далее по всему списку.

Итак, мы уже указали, что личность по Кеттелу - это то, что позволяет предсказать, что  сделает человек в данной ситуации. Он рассматривает личность как сложную  и дифференцированную структуру  черт. Мотивация поведения человека зависит от динамических черт. Исследование личности необходимо проводить на базе исследования его черт. Черты образует реальное единство, понимаемое нами как личность.

 

1.2 Фрейдизм

 

Ни одно направление  не приобрело столь громкой известности  вне сферы психологии, как психоанализ. Его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Свое название оно получило по имени основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). На основе выдвинутых им идей, с известной корректировкой и дополнением, постепенно сформировалось целое психологическое направление — «психоанализ». К такого рода теориям относятся концепции Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них был оригинален.

Термин психоанализ  имеет три значения:

♦ теория личности и психопатологии;

♦ метод терапии личностных расстройств;

♦ метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.

Теория Фрейда о структуре  психики

Фрейд применял топографическую  модель, согласно которой в психической  жизни можно выделить три уровня:

♦ сознание;

♦ предсознание;

♦ бессознательное.

Уровень сознания состоит  из ощущений и переживаний, данных человеку в конкретный момент времени. Сознание охватывает только малый процент  всей информации, хранящейся в мозге, причем часть ее осознается лишь в  течение короткого периода, а затем быстро погружается в предсознательное или бессознательное по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Область предсознательного, иногда называемая доступной памятью, включает в себя весь опыт, который  не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия.

Самый глубокий и значимый пласт человеческой психики —  бессознательное. Это хранилище  инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в данную область, но именно такой неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию людей, но в значительной степени определяют их действия.

На основе многолетних  клинических наблюдений Фрейд сформулировал  психологическую концепцию, согласно которой психика человека состоит  из трех уровней: Оно, Я, Сверх-Я. Такова структурная модель психической  жизни.

Оно — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологически врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Оно насыщено сексуальной энергией — либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, и количество этой энергии у каждого — величина постоянная. Будучи бессознательным и иррациональным, Оно подчиняется принципу удовольствия, т. е. последнее, как и счастье, — главная цель в жизни человека.

Второй принцип поведения  — гомеостаз — тенденция к  сохранению примерного внутреннего  равновесия. Уровень Я (Эго) — сознания — находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляет сексуальные влечения. Он формируется под влиянием общества. На Я воздействуют три силы: Оно, Сверх-Я и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Я старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

Сверх-Я служит носителем  моральных стандартов, это та часть  личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес Сверх-Я, то тогда испытает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

Соотношение структурной  и топографической моделей психической  жизни можно изобразить следующим  образом: сфера Оно полностью  неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях.

 

Рис. 5.1 Связь структурной  модели с уровнями сознания

 

Предложенная Фрейдом  концепция может быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессознательного, Сверх-Я и предсознательного  предстает более образно.

Я (Эго) ответственно за принятие решений, стремясь выразить и удовлетворить  желания Оно (Ид) в соответствии с  ограничениями, которые налагаются правилами общества, внешним миром. Следовательно, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, анализируя, рассуждая, принимая решения.

Становление психики  ребенка, особенно Сверх-Я, происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение; мальчик хочет походить на отца, одновременно желая ему смерти, и потому испытывает чувство виновности, страшится своего родителя. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает эдипов комплекс (к 5-6 годам), и у него появляется Сверх-Я, совесть.

Сверх-Я, или Супер-Эго, содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека и позволяют ему отличать, что хорошо и плохо, нравственно и безнравственно. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы — совесть и Эго-идеал. Первая означает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был. Эго-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет личность к установлению для себя высоких стандартов.

Фрейд выделял следующие  защитные механизмы:

1. Вытеснение желаний.  Это — непроизвольное удаление  неприятных или недозволенных  в тех или иных ситуациях  желаний, мыслей, чувств, переживаний  из сознания в область бессознательного, Оно. Подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная затрата психической энергии, в результате чего ее может не хватать для поддержания деятельности и здоровья человека. В результате вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания и находит свое болезненное выражение. Появляется демонстративное безразличие к реальности.

Информация о работе Современные теории личности: теория черт личности, фрейдизм, гуманистические теории личности, теория социального научения