Современные теории личности: теория черт личности, фрейдизм, гуманистические теории личности, теория социального научения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:57, доклад

Описание

Целью исследований Кетелла было раскрыть основные черты личности с помощью точных эмпирических методов исследования. С этой целью он использовал метод факторного анализа.
В своей теории он стремится объяснить взаимодействия между: личностью как системой, с одной стороны, и социокультурной средой, с другой стороны.
Он считает, что теория личности должна учитывать:
1. многочисленные черты, составляющие индивидуальность;
2. степень обусловленности черт личности наследственностью и влиянием среды;
3. взаимодействие факторов наследственности и среды между собой.

Работа состоит из  1 файл

Современные теории личности.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

Выделяют полное подавление, когда болезненные переживания  настолько за глушены, что человек их забывает и не помнит, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. Также говорят и о вытеснении. Это — частичное подавление, когда человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, хотя полностью забыть их не может и они «прорываются» в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.

2. Отрицание — уход  в фантазию, отрицание какого-либо  события как «неправды»: «Этого  не может быть». Человек совершенно  безразличен к логике, не замечает  противоречий в своих суждениях.

3. Рационализация —  бессознательная попытка оправдать,  объяснить свое неправильное  или абсурдное поведение, построение  приемлемых моральных, логичных  обоснований, аргументов для того, чтобы объяснить и оправдать  неприемлемые формы поведения, мыслей, поступков, желаний. Как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, которая может человеком не осознаваться.

4. Инверсия, или противодействие.  Это — подмена действия, мысли,  чувств, отвечающих подлинному желанию, на противоположные. Например, ребенок первоначально хочет получить материнскую любовь, но, не имея этого, начинает испытывать прямо противоположное желание — досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе.

5. Проекция — бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств — т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимается в себе, но человек не признает такого факта и не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, он утверждает: «Некоторые евреи — обманщики», хотя фактически это означает другое: «Я порой обманываю». Таким образом, проекция позволяет возлагать вину за свои недостатки и промахи на кого-нибудь иного. Ею же объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для того, чтобы приписать другому свои негативные личностные свойства.

6. Замещение. Проявление  эмоционального импульса переадресовывается  от более угрожающего объекта  или личности к менее угрожающему.  Например, ребенок после того, как  его наказали родители, толкает  свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собаку. Сестра и собака замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или самоосуждение.

7. Изоляция. Это — отделение  угрожающей части ситуации от  остальной психической сферы,  что может привести к раздвоению  личности, к неполному Я.

8. Регрессия. Возвращение  на более ранний, примитивный,  способ реагирования. Устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника. Он не развивается психически, и иногда возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.). В трудных случаях, когда настоящая ситуация для человека невыносима, психика защищается, «спускаясь» на более ранний и безопасный период — например, в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних жизненных этапах. «Мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство. Они проявляются в том, что человек, надувшись, не разговаривает с другими, противодействует авторитетам, становится по-детски упрямым или ездит на автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

 

1.3 Гуманистические теории  личности

 

Гуманистический подход к пониманию личности проявляется  в том, что человек рассматривается  как изначально хороший, которому потенциально присущи положительные духовные качества и высшие духовные потребности (самосовершенствование, стремление понять себя, смысл жизни, свое назначение в мире, потребности в красоте, гармонии, истине и т. п.). Но они выступают как потенции, которые могут реализоваться в реальной жизни человека, а могут и не реализоваться при неблагоприятных социальных условиях. Но даже если в данный момент у человека положительные духовные качества и потребности не проявляются и он негодяй или полное ничтожество, это не значит, что таким он останется навсегда. Все равно остается вероятность того, что высшие духовные качества проявятся, поскольку они заложены в каждом как потенциал. Гуманистическая психология с оптимизмом воспринимает каждого человека и верит в его хорошие наклонности.

Гуманистический подход Э. Фромма

Основы гуманистического подхода к человеку были заложены Эрихом Фроммом (1900-1980).

Он показал, что у  человека есть высшие экзистенциальные потребности:

♦ установить связи с  другими людьми (стремление о ком-то заботиться; если такая потребность  не удовлетворяется, человек начинает отстаивает эгоистические интересы и не доверяет другим);

♦ преодолеть свою пассивность, создать что-либо, позволяющее почувствовать  собственную значимость (неудовлетворение этой потребности приводит к де-структивности);

♦ потребность «в корнях», в стабильности, безопасности;

♦ потребность в идентичности, в осознании своей непохожести, уникальности;

♦ потребность в системе  взглядов, позволяющей понять и объяснить  мир, людей;

♦ потребность в объекте  преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы смысл жизни.

Выражение и способы  удовлетворения этих потребностей зависят  от условий общества, в котором  живет человек. Структуры социума  формируют также типы и структуру  личности — «социальные типы характера».

Личность — результат  динамического взаимодействия между  врожденными потребностями и  давлением социальных норм и предписаний. Под влиянием последних человек  делает не то, что хочет или что  ему нужно. У него возникают псевдочувства (например, он злится не потому, что злится, а потому, что в данной ситуации так положено), он не может быть самим собой и в то же время боится оказаться аутсайдером в обществе. Человека раздирают противоречия, и у него появляется мучительное чувство одиночества. Выходом из этой ситуации является рационализация.

Человек объясняет себе, что подчинение нормам — это не рабство, а проявление собственной  воли, поскольку он выполняет социальные нормы не потому, что от него этого  требует общество, а потому, что  это нужно ему самому. Единственным средством, устраняющим чувство одиночества, является любовь. Только благодаря любви человек соединяется с другим человеком и через того — со всем остальным миром.

Однако в процессе воспитания человек утрачивает способность  к любви, отказывается от равноправия в любви, предпочитая отношения симбиоза, неравенства, садомазохистские, что приводит к невротическим расстройствам. Любовь Фромм понимает как активную заинтересованность в жизни и развитии объекта любви.

Он выделяет материнскую  любовь, отцовскую любовь, любовь к себе, эротическую любовь, любовь к другу и любовь к Богу.

Материнская любовь, которую  ребенок получает без каких-либо усилий, дает ему радость и уверенность  в жизни. Отцовская, которую надо заслужить, способствует формированию у ребенка практических навыков. Базовая любовь человека к себе — необходимый элемент здоровой личности: если человек себя не любит, он не способен любить и другого. Любовь к людям позволяет жить в мире с другими. Если в детстве ребенок недополучает необходимой ему любви, он оказывается неприспособленным к жизни, не может радоваться ей, ладить с окружающими, не в состоянии обрести и эротическую любовь. А отсутствие любви к Богу, по Фромму, приводит к человеконенавистничеству.

Для каждого исторического периода характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в реализации своих потенциальных возможностей. В современном западном обществе люди получили значительную свободу от жестких социальных, экономических, религиозных ограничений, но это привело к одиночеству, изоляции, отчуждению, к потере чувства безопасности и появлению ощущения личной незначимости. Возникает противоречие: человек борется за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает его отчуждение от природы и общества, от людей. Чтобы преодолеть это чувство, люди готовы отказаться от свободы, подавить свою индивидуальность.

«Бегство от свободы» проявляется  как авторитаризм (при мазохистской его форме человек излишне  зависим в отношениях с окружающими, подчинен и беспомощен, а при садистской форме возникает стремление доминировать над другими, эксплуатировать, контролировать и унижать их). Второй механизм «бегства от свободы» — деструктивность (человек преодолевает чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других). Третий механизм — абсолютное подчинение социальным нормам, превращение в такой тип личности, какого требует модель культуры, каким его хотят видеть, — конформность автомата.

Возможно и достижение позитивной свободы, когда человек чувствует себя частью мира, единым с людьми и обществом, но при этом не зависит от него, оставаясь автономным и уникальным, спонтанно активным в жизни в соответствии со своей внутренней природой. Любовь и труд — это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности, когда люди объединяются с другими, не теряя при этом своей целостности и уникальности.

Согласно Фромму, восстановление чувства  любви — вот одна из основных за-дач психотерапии. В процессе лечения человек восполняет недостаток материнской и отцовской любви и научается любить сам.

 

1.4 Теория социального научения

 

В последние десятилетия, развивая идеи классического бихевиоризма, сформировалось социально-когнитивное направление. Его представители Альберт Бандура и Джулиан Роттер показали, что хотя на поведение человека влияет окружение, люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды, будучи активными участниками событий, влияющих на их жизнь. Научение происходит не только благодаря прямому опыту и внешним подкреплениям, поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров. Хотя социально-когнитивные теории значительно отличаются от классического бихевиоризма Скиннера, они сохраняют строгую научную и экспериментальную методологию, общую для данного подхода.

Как полагает Дж. Роттер, социальное поведение  можно описать с помощью следующих  понятий:

1. Поведенческий потенциал: каждый  человек обладает определенным  набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни.

2. На поведение человека влияет  его ожидание, его субъективная  вероятность, с какой, по мнению  человека, определенное подкрепление  произойдет после того или  иного поведения в определенной  ситуации (в случае высокой вероятности его получения он быстрее усваивает необходимое поведение, соответствующее ситуации и подкреплению).

3. На поведение человека влияет  характер подкрепления, его ценность  для человека (разные люди ценят  и предпочитают разные подкрепления: кто-то — похвалу, уважение со стороны других, кто-то — деньги, кто-то более чувствителен к наказанию и т. п.).

4. На поведение человека влияет  тип его личности, его локус  контроля, он либо экстернал, либо  интервал — т. е. чувствует  ли он себя «пешкой» или считает, что достижение целей зависит от собственных усилий. Экстерналы приписывают ответственность за все происходящие с ними события другим людям и внешним обстоятельствам.

Интерналы считают себя ответственными за все хорошие и плохие события своей жизни. Легче поддаются влиянию и внешнему управлению экстерналы, их поведение легче программируется изменением внешних воздействий, ситуаций, стимулов и подкреплений, поскольку они изначально больше зависят от внешних обстоятельств.

Поведенческий потенциал, как утверждает Роттер, включает пять основных блоков реакций, «техник существования»:

1. Поведенческие реакции, направленные  на достижение успеха, результата, служат основанием социального  признания.

2. Поведенческие реакции приспособления, адаптации — это техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т. п.

3. Защитные поведенческие реакции  используются в ситуациях, требования  которых превышают возможности  человека в данный момент (это  такие реакции, как отрицание,  подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т. п.).

4. Техники избегания — поведенческие  реакции, направленные на «выход  из поля напряжения», уход, бегство,  отдых и т. п.

5. Агрессивные поведенческие реакции  — это может быть и реальная  физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека, и т. п.

Информация о работе Современные теории личности: теория черт личности, фрейдизм, гуманистические теории личности, теория социального научения