Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 23:48, курсовая работа
Целью данной работы является теоритический анализ проблемы рассеянности, забывания и выявление способов улучшения памяти.
Можно предположить, что в данное время предложенная для рассмотрения тема очень актуальна, так как в современном мире существуют множество факторов (например: стрессы, травмы и многое другое) приводящих если не к полной, то хотя бы к частичной потере памяти.
Введение
Повседневное забывание
Теория интерференции
Теория затухания
Забывание как нормальный и патологический процесс
Рассеянность
Способы улучшения памяти (тест на память)
Заключение
Министерство образования и науки
Государственная Классическая Академия им. Маймонида
Факультет социальной медицины
Отделение психологии
Курсовая работа
На тему:
«Современные теории забывания, рассеянности и способы улучшения памяти»
Выполнила
Студентка 2-го курса
Безенкова О.А.
Проверил
Преподаватель
Турчан О.В.
Москва 2011г.
Содержание:
Введение
Заключение
Введение
Целью данной работы является теоритический анализ проблемы рассеянности, забывания и выявление способов улучшения памяти.
Можно предположить, что в данное время предложенная для рассмотрения тема очень актуальна, так как в современном мире существуют множество факторов (например: стрессы, травмы и многое другое) приводящих если не к полной, то хотя бы к частичной потере памяти.
В этой работе будут рассмотрены современные теории забывания, рассеянности и какие существуют способы улучшения памяти.
Забывание… Как знакомо это понятие каждому из нас! И сколь мучительно мы пытаемся припомнить забытое! А на экзамене: вот знал, да забыл, нет, это просто настоящая катастрофа! Каждый из нас хоть раз в жизни встречался с таким явлением как амнезия, частичная или полная потеря памяти.
Потеря памяти также может
случиться у человека после тяжелой
болезни, стресса, травм, у стариков,
страдающих склерозом. Но достаточно восклицаний
и перечислений, пора разобраться
в этом самом забывании. Что же
это такое? Это, прежде всего невозможность
вспомнить или неправильно
На данный момент существует множество теорий забывания: психологических, физиологических и медицинских. Поскольку нас больше интересует когнитивный подход к этой проблеме, то мы в большей степени и займемся этим направлением, хотя придется коснуться и других подходов.
Одна из заповедей, знакомая каждому с детства: повторение — мать учения. Вот то же самое происходит и с памятью. Чем чаще мы вспоминаем какую-то информацию, факты или события нашей жизни, тем лучше их запоминаем.
А что случается с информацией, которую мы не вспоминаем? Неужели она исчезает бесследно? Вот мы и упомянули — след, да, любая информация, попавшая в нашу память, оставляет след.
Иногда, для восстановления, вспоминания информации требуются незначительные усилия, а иногда необходимо повторное заучивание материала. И тем легче происходит вспоминание и заучивание, чем глубже след был оставлен, а глубина этого следа зависит от прочности усвоения первичной информации.
Потери информации самые наибольшие сразу после восприятия, а затем забывание идет медленнее, что подтверждают и опыты Эббингауза [Книга «О памяти»,11.]. Если не будет материал повторяться после восприятия, то он постепенно забывается.
Наибольший процент забывания приходится на первый день и уменьшается по мере увеличения промежутка от восприятия до воспроизведения. Реминисценция (смутное воспоминание) может возникнуть через некоторое время. Забывание происходит тем быстрее, чем менее понятна информация для человека, либо эта информация для него просто неинтересна.
Когда человек получает новую информацию, не "переварив" предыдущую, это происходит в кратковременной памяти, то он может забыть предыдущую информацию полностью или частично.
Если же забывание происходит в долговременной памяти, то это может быть обусловлено либо разрушением следа, либо замещением другой информацией, сходной по смыслу первоначальной, либо информацией перечеркивающей первичную, либо эмоционально более ярко окрашенной. Физиологически забывание объясняется некоторыми видами коркового торможения, отрицательно влияющими на временные нервные связи.
В когнитивной психологии существует
также несколько теорий, объясняющих
природу забывания. Теория затухания
представляет этот процесс как результат
угасания или ослабления следа памяти.
А согласно теориям интерференции,
забывание происходит в результате
наложения более поздней
Попытаемся представить теорию интерференции более просто. Если человек изучил определенную информацию, а затем поступает новая в том же ключе, но отличающаяся в деталях. Что происходит? Могут быть такие случаи: первая информация мешает запоминанию новой, и она в результате забывается; а может произойти и обратное, старая информация забывается, как бы подменяясь новой.
Можно привести такой пример, Вам
приходится работать на компьютере дома
и на работе, настройки клавиатуры
на этих компьютерах разные, Вы не можете
поменять настройки на работе, т.к. там
есть люди, пользующиеся этим компьютером,
которые привыкли к этим настройкам,
а Вы привыкли к своей раскладке
клавиатуры. И что в результате?
Дома вы сбиваетесь, нажимая клавиши
соответствующие раскладке
Согласно теории затухания — информация, которая длительное время не была востребована, постепенно исчезает. Возможно, что это связано с возрастными изменениями человека.
Произвольное и непроизвольное
забывание - это только одна из возможностей
классифицировать забывание. К основным
признакам произвольного
Та информация, которая уже потеряла актуальность, в связи со сменой деятельности как бы откладывается на дальнюю полку в хранилище памяти. Впрочем, из долговременной памяти при больших или меньших усилиях информацию можно извлечь почти всегда. Долговременная память будет предоставлять сведения тому, кто деятелен. Долговременную память можно рассматривать как произвольную. В кратковременной памяти удержание информации происходит за счет постоянного повторения, поэтому, как только повторения прекращаются информация немедленно стирается либо передается в долговременное хранилища, правила извлечения, из которого уже будут другими, чем в случае кратковременной памяти. Отечественные исследователи соотносят кратковременную память с действиями в структуре деятельности. Сенсорная память сохраняет материал десятые доли секунды, обеспечивая в структуре деятельности реализацию психофизиологического уровня. Например, работая на клавиатуре компьютера, человек запоминает «кончиками пальцев». Как только нужная клавиша нажата, информация немедленно стирается из памяти.
Тип забывания может определяться развитым типом памяти [Блонский П. П. «Основные предположения генетической теории памяти. Хрестоматия по психологии памяти», 1.]. Блонский П. П. классифицировал память на эмоциональную, двигательную, слуховую, зрительную, память на вкусы, запахи и т.п. Закономерность здесь такова: информация, поступившая через несведущую систему, быстрее забывается. Например, если человек опирается, в основном, на зрительную память, то, скорее всего, информация, поступившая по слуховому каналу, по большей части будет утрачена.
Забывание проявляется в двух основных формах:
а) невозможность припомнить или узнать;
б) неверное припоминание или узнавание.
Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти».
«Принято выделять три таких уровня:
1) воспроизводящая память
2) опознающая память
3) облегчающая память [Маклаков А. Г. «Общая психология», 7.]
Например, если личность может точно
повторить выученное
С точки зрения функций, забывание можно рассматривать как:
1) защиту от перегрузки психики, а организма от перенапряжения;
2) один из механизмов
3) облегчение построения новой деятельности, когда старые знания «уступают место» новым;
4) один из способов личностной саморегуляции, когда эмоционально неприятное событие забывается, вытесняется личностью;
5) деструктивная функция
Разрушающее действие забывания на
личность, общение и деятельность
сказывается в патологиях памяти.
В теоретическом отношении
Расстройства памяти могут быть частными и общими, в первом случае затрагивается только одна из подструктур памяти, например какая-либо категория воспоминаний; во втором - память поражается во всех своих проявлениях.
Различают две основные формы амнезий
- ретроградную (забываются события, предшествующие
заболеванию) и антероградную (забываются
события, происходившие после начала
заболевания). Выделяются также формы,
соответствующие функциональным нарушениям
памяти, связанные не с органическими
поражениями мозгового
Наиболее грубые формы амнезии были впервые описаны русским ученым С.С. Корсаковым [«Медико-психологическое исследование одной формы болезни памяти. Хрестоматия по психологии памяти», 3.] и получили название корсаковский синдром. Это расстройство памяти наблюдается при множественном неврите (Неврит – это воспалительное заболевание нервов, при котором наряду с болью выявляются симптомы так называемого выпадения, то есть утрата или снижение чувствительности), то есть одновременном воспалении и перерождении множества нервных волокон, причиной которого часто является злоупотребление алкоголем. Больные хорошо помнят то, что происходило с ними до болезни, но забывают все, что случилось с ними в самое недавнее время. Если прервать рассказ такого больного, то он тут же забывает, о чем говорил, и может начать снова повторять все, что уже было сказано. Кругозор таких больных, хотя и сужен, но рассуждения их правильны и логичны, хотя направление хода мыслей часто подчинено внешним влияниям. Этот синдром представляет собой типичный случай ретроградной амнезии, так как память ограничивается тем, что было до начала болезни, хотя могут сохраниться какие-то воспоминания о начале болезни. Корсаков заметил, что болезнь поражает память неравномерно, что становится особенно заметным в процессе выздоровления таких больных - одни подструктуры восстанавливаются скорее других. Он описал типичный случай восстановления памяти у больного с полной потерей памяти недавнего. Через год от начала болезни больной начинает понемногу запоминать, узнает в лицо врача, хотя почти не может читать, так как тотчас же забывает прочитанное. Иногда появляются воспоминания, касающиеся периодам амнезии, но они всплывают независимо от воли больного, сами по себе, а стимулом служит какое-либо яркое схожее впечатление. Однако то, что вспомнилось, уже не забывается и больной может снова и снова вызывать это воспоминание.
По-прежнему не представляется возможным объединить эти эпизоды во временную последовательность, они хаотичны и среди них попадаются ложные и бредовые воспоминания. Глубоко поражается и потому долго не восстанавливается память умственных процессов. С течением времени память восстанавливается, хотя локализация воспоминаний во времени долго представляет собой проблему.
Информация о работе Современные теории забывания, рассеянности и способы улучшения памяти