Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 23:48, курсовая работа
Целью данной работы является теоритический анализ проблемы рассеянности, забывания и выявление способов улучшения памяти.
Можно предположить, что в данное время предложенная для рассмотрения тема очень актуальна, так как в современном мире существуют множество факторов (например: стрессы, травмы и многое другое) приводящих если не к полной, то хотя бы к частичной потере памяти.
Введение
Повседневное забывание
Теория интерференции
Теория затухания
Забывание как нормальный и патологический процесс
Рассеянность
Способы улучшения памяти (тест на память)
Заключение
На третьем этапе (младшие школьники) наблюдается полное овладение структурой и выполнением познавательного мнемического действия в уме.
Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучшению памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.
Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т. е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий.
Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время только начинают изучаться.
Снижение памяти можно предотвратить. Однако лучше всего - не допускать возникновения проблем с памятью. К счастью - сохранить память вполне по силам каждому человеку.
В подавляющем большинстве
Тест на память
Вопрос № 1: Легко ли вы запомните 5 различных телефонных номеров?
Вопрос № 2: Случалось ли вам забыть о деловой встрече?
Вопрос № 3: Можете ли вы вспомнить, что вы ели на завтрак 3 дня назад?
Вопрос № 4: Помните ли вы свой первый поцелуй?
Вопрос № 5: Позабыли ли вы свою первую любовь?
Вопрос № 6: Можете ли вы вспомнить свой первый день в школе?
Вопрос № 7: Сумеете ли прочесть наизусть стихотворение, которое учили еще в детстве?
Вопрос № 8: Можете ли вы припомнить что - не будь из одежды, которую носили в 10 лет?
Вопрос № 9: Перед тем, как позвонить, вы обычно ищете номер в телефонной книжке?
Вопрос № 10: Можете ли вы вспомнить имя вашего первого друга?
Вопрос № 11: Напоминают ли вам некоторые запахи какие либо знакомые места?
Вопрос № 12: Можете ли вы вспомнить дорогу, по которой ходили когда то в школу?
Вопрос № 13: Помните ли вы о днях рождения и юбилеях друзей?
Тест на определение памяти
Простой тест на определение памяти позволит выяснить на сколько хорошо работает ваша память. Тест на определение памяти состоит в следующем: попробуйте сохранить в памяти десять позиций из списка покупок. Внимательно прочтите список покупок два раза, а затем, не заглядывая в него, запишите этот список на листе бумаги по памяти.
Список покупок:
1. Рыбные палочки;
2. Туалетная бумага;
3. Лимонад;
4. Зубная паста;
5. Мягкий сыр;
6. Яблоки;
7. Мелколистный салат;
8. Майонез;
9. Сливочное масло;
10. Яйца.
Будьте честны перед собой. Тест дает реальную оценку вашей памяти.
Оценка результатов теста на определение памяти
Сделали? Давайте теперь
оценим результаты теста на память.
Если вы запомнили все десять позиций
– ваша память работает выше среднестатистического
уровня. Если вам не удалось сохранить
в памяти все десять позиций – не расстраивайтесь!
Без использования специальных методик
и приемов запоминания человек способен
запомнить 7-8 позиций из списка.
Заключение
Исследование забывания может происходить на разных уровнях. Забывание материала практически не включённого в деятельность личности, не связанная со смысловой сферой личности, носит отголоски опытов Г. Эббингауза, который предполагал существование «чистых» законов памяти.
Можно ли научиться быть внимательным, научиться искусству сосредоточения? Наиболее важны для работы памяти параметры концентрации и устойчивости. Рассмотрим эти и другие параметры в условиях произвольного внимания и переходу к после произвольному при выполнении типичных видов умственной работы, связанных с запоминанием (чтение, слушание и других). Мы постараемся выяснить, возможно ли тренировать эти параметры?
Глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. Однако длительное поддержание возбуждения невозможно - наступает утомление. Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы - когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. 5-10 минут каждого часа умственной работы достаточны для такого отдыха (несколько физических упражнений, небольшой самомассаж, гимнастика для глаз и т. д.).
Однако наибольшие неудобства нам
доставляют непреднамеренные отвлечения
в процессе самой работы: не связанные
с ней посторонние мысли, желание
разглядывать посторонние предметы.
Поэтому второе правило - необходимость
создания соответствующей характеру
работы обстановки. Некоторые люди
могут сосредоточенно работать при
любых условиях, однако для большинства
очень важны внешние факторы:
относительная тишина, порядок на
столе. Хорошее освещение, удобная
поза и т. д. Важна также чисто
психическая возможность
Необходимо учитывать, что сосредоточенность
усиливается действием
Тренируя распределение
Наше внимание также требует к себе внимания. От умения организовать его работу зависит эффективность многих видов деятельности, связанных с запоминанием. Уделим своему вниманию 5-10 минут в день, и результаты не замедлят сказаться.
Память - основа психической деятельности человека, его мышления и поведения, которая так же требует внимания. Человеческая память, если ее постоянно упражнять, будет продолжать улучшаться с возрастом. Стимуляция увеличивает количество выпуклостей на клетках мозга. А поскольку в своей основной массе память зависит от количества этих выпуклостей, очень важно, чтобы мозг постоянно стимулировался. Нужно также постоянно практиковать запоминание и воспроизведение во всех ситуациях, где только есть малейшая возможность.
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.
В заключение можно добавить, что человек добивался и добивается успеха, только непрерывно работая над собой и непрерывно совершенствуя себя и свою память. К этому надо стремиться каждому, может быть тогда, мы станем жить лучше.
Список использованной литературы:
Информация о работе Современные теории забывания, рассеянности и способы улучшения памяти