Современные теории забывания, рассеянности и способы улучшения памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является теоритический анализ проблемы рассеянности, забывания и выявление способов улучшения памяти.
Можно предположить, что в данное время предложенная для рассмотрения тема очень актуальна, так как в современном мире существуют множество факторов (например: стрессы, травмы и многое другое) приводящих если не к полной, то хотя бы к частичной потере памяти.

Содержание

Введение
Повседневное забывание
Теория интерференции
Теория затухания
Забывание как нормальный и патологический процесс
Рассеянность
Способы улучшения памяти (тест на память)
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2-й курс.docx

— 57.30 Кб (Скачать документ)

На третьем этапе (младшие школьники) наблюдается полное овладение структурой и выполнением познавательного мнемического действия в уме.

Для лучшего запоминания материала  рекомендуется повторять его  незадолго до нормального времени  отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку  не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

Однако в связи с данной и  другими рекомендациями по улучшению памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.

Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т. е. смешение одной информации с другой, одних  схем припоминания с другими. Чаще всего  интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми  событиями и их появление в  сознании порождает одновременное  припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий.

         Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время только начинают изучаться.

Снижение памяти можно предотвратить. Однако лучше всего - не допускать возникновения проблем с памятью. К счастью - сохранить память вполне по силам каждому человеку.

В подавляющем большинстве случаев  сохранить память и даже улучшить ее несложно. Существует множество  методик, среди которых можно  выбрать ту, которая подойдет вам  больше всего: рисование карт памяти, решение кроссвордов или заучивание стихов. Стимулируют развитие памяти физическая активность и путешествия (не обязательно далекие).

 

 

Тест на память

Вопрос № 1: Легко ли вы запомните 5 различных телефонных номеров?

    • Да
    • Нет

 

Вопрос № 2: Случалось ли вам забыть о деловой встрече?

    • Да
    • Нет

 

       

 

 

           Вопрос № 3: Можете ли вы вспомнить, что вы ели на завтрак 3 дня назад?

    • Да
    • Нет

Вопрос № 4: Помните ли вы свой первый поцелуй?

    • Да
    • Нет

 

Вопрос № 5: Позабыли ли вы свою первую любовь?

    • Да
    • Нет

 

Вопрос № 6: Можете ли вы вспомнить свой первый день в школе?

    • Да
    • Нет

 

           Вопрос № 7: Сумеете ли прочесть наизусть стихотворение, которое учили еще в детстве?

    • Да
    • Нет

 

Вопрос № 8: Можете ли вы припомнить что - не будь из одежды, которую носили в 10 лет?

    • Да
    • Нет

 

Вопрос № 9: Перед тем, как позвонить, вы обычно ищете номер в телефонной книжке?

    • Да
    • Нет

 

Вопрос № 10: Можете ли вы вспомнить имя вашего первого друга?

    • Да
    • Нет

           Вопрос № 11: Напоминают ли вам некоторые запахи какие либо знакомые места?

    • Да
    • нет

 

           Вопрос № 12: Можете ли вы вспомнить дорогу, по которой ходили когда то в школу?

    • Да
    • Нет

 

Вопрос № 13: Помните ли вы о днях рождения и юбилеях друзей?

    • Да
    • Нет

 

Тест на определение  памяти

Простой тест на определение  памяти позволит выяснить на сколько хорошо работает ваша память. Тест на определение памяти состоит в следующем: попробуйте сохранить в памяти десять позиций из списка покупок. Внимательно прочтите список покупок два раза, а затем, не заглядывая в него, запишите этот список на листе бумаги по памяти. 

Список покупок: 
1. Рыбные палочки; 
2. Туалетная бумага; 
3. Лимонад; 
4. Зубная паста; 
5. Мягкий сыр; 
6. Яблоки; 
7. Мелколистный салат; 
8. Майонез; 
9. Сливочное масло; 
10. Яйца.

Будьте честны перед собой. Тест дает реальную оценку вашей памяти.  

Оценка результатов  теста на определение памяти

Сделали? Давайте теперь оценим результаты теста на память. 
Если вы запомнили все десять позиций – ваша память работает выше среднестатистического уровня. Если вам не удалось сохранить в памяти все десять позиций – не расстраивайтесь! Без использования специальных методик и приемов запоминания человек способен запомнить 7-8 позиций из списка.

Заключение

Исследование забывания может  происходить на разных уровнях. Забывание материала практически не включённого в деятельность личности, не связанная со смысловой сферой личности, носит отголоски опытов Г. Эббингауза, который предполагал существование «чистых» законов памяти.

Можно ли научиться быть внимательным, научиться искусству сосредоточения? Наиболее важны для работы памяти параметры концентрации и устойчивости. Рассмотрим эти и другие параметры в условиях произвольного внимания и переходу к после произвольному при выполнении типичных видов умственной работы, связанных с запоминанием (чтение, слушание и других).  Мы  постараемся выяснить, возможно ли тренировать эти параметры?

         Глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. Однако длительное поддержание возбуждения невозможно - наступает утомление. Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы - когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. 5-10 минут каждого часа умственной работы достаточны для такого отдыха (несколько физических упражнений, небольшой самомассаж, гимнастика для глаз и т. д.).

Однако наибольшие неудобства нам  доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные  с ней посторонние мысли, желание  разглядывать посторонние предметы. Поэтому второе правило - необходимость  создания соответствующей характеру  работы обстановки. Некоторые люди могут сосредоточенно работать при  любых условиях, однако для большинства  очень важны внешние факторы: относительная тишина, порядок на столе. Хорошее освещение, удобная  поза и т. д. Важна также чисто  психическая возможность работать именно в этих условиях. Поэтому  так легко сосредоточиться, например, в библиотеке. Полезен и заблаговременный созданный настрой на работу. Люди с ярким, образным мышлением могут  попробовать такой прием. Представим, что в нашей голове находится  огромный шкаф с множеством ящиков. Каждому виду работы в этом шкафу  соответствует определенный ящик. Перед  началом серьезной работы, требующей  глубокой сосредоточенности, максимально  отчетливо нужно вообразить, как  мы выдвигаем ящик соответствующего вида работы и проверяем, что остальные  плотно задвинуты. Этот прием, по свидетельству  современников, любил Наполеон, отличавшийся, как известно, огромной работоспособностью.

Необходимо учитывать, что сосредоточенность  усиливается действием небольших  побочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в полной тишине: небольшой  звуковой фон (тихая музыка, шум за окном, пение птиц) все-таки необходимы.

Тренируя распределение внимания, мы замечаем, что внимание “скачет” с одного объекта на другой. Здесь  имеется другой параметр внимания - его переключение. Важность умения быстро переключаться с одной  работы на другую несомненна. Говоря о  переключении, следует учитывать, что  оно тесно связано с особенностями предстоящей предыдущей деятельности. Чем глубже концентрация внимания на предыдущей работе, чем более сложной и интересной она была, тем труднее переключить внимание на новый вид деятельности, тем в большей степени сказывается эффект торможения. Разные люди по-разному переходят от одного вида деятельности к другому. Это обусловлено особенностями подвижности нервных процессов у каждого человека.

Наше внимание также требует  к себе внимания. От умения организовать его работу зависит эффективность  многих видов деятельности, связанных  с запоминанием. Уделим своему вниманию 5-10 минут в день, и результаты не замедлят сказаться.

         Память - основа психической деятельности человека, его мышления и поведения, которая так же требует внимания.  Человеческая память, если ее постоянно упражнять, будет продолжать улучшаться с возрастом. Стимуляция увеличивает количество выпуклостей на клетках мозга. А поскольку в своей основной массе память зависит от количества этих выпуклостей, очень важно, чтобы мозг постоянно стимулировался. Нужно также постоянно практиковать запоминание и воспроизведение во всех ситуациях, где только есть малейшая возможность.

Наш психический мир  многообразен  и  разносторонен.  Благодаря  высокому уровню развития нашей психики  мы  многое  можем  и  многое  умеем.  В  свою очередь,  психическое   развитие   возможно   потому,   что   мы   сохраняем приобретенный  опыт и знания. Все, что мы узнаем,  каждое  наше  переживание, впечатление  или движение оставляют в нашей  памяти  известный  след,  который  может  сохраняться  достаточно  длительное  время  и   при  соответствующих условиях проявляться  вновь и становиться  предметом  сознания.  Поэтому  под памятью  мы  понимаем  запечатанные,  сохранение,  последующее  узнавание  и воспроизведение  следов прошлого опыта. Именно  благодаря  памяти  человек  в состоянии  накапливать информацию, не теряя  прежних знаний и навыков.  Память занимает особое место среди психических  познавательных  процессов.  Многими  исследователями   память    характеризуется    как    «сквозной»    процесс, обеспечивающий преемственность  психических  процессов  и  объединяющий  все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный  момент  предмет  или  явление  воспринимались в  прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы  можем  вызвать  в  нашем знании образ предмета, который  в  данный  момент  мы  не  воспринимаем,  но воспринимали  его  раньше.  Этот  процесс  —  процесс   воссоздания   образа предмета,  воспринимаемого  нами  ранее,  но  не  воспринимаемого  в  данный момент,   называется    воспроизведением.    Воспроизводятся    не    только воспринимаемые в  прошлом предметы, по и наши  мысли,  переживания,  желания, фантазии и  т. д.

В заключение можно добавить, что человек добивался и добивается успеха, только непрерывно работая над собой и непрерывно совершенствуя себя и свою память. К этому надо стремиться каждому, может быть тогда, мы станем жить лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Блонский П.П. «Основные предположения генетической теории памяти. Хрестоматия по психологии памяти», режим доступа: www.psychology.net
  2. Гарибян С.А. «Школа памяти» 1992г
  3. Корсаков С. С. «Медико-психологическое исследование одной формы болезни памяти.  Хрестоматия по психологии памяти», режим доступа: www.psychology.net
  4. Леонтьев А. Н. «Хрестоматия по вниманию» 1989г
  5. Лурия А. Р. «Внимание и память»1975г
  6. Лурия А. Р. «Маленькая книжка о большой памяти», режим доступа:  www.psychology.ru
  7. Маклаков А. Г. «Общая психология» 2001г
  8. Немов Р. С «Общие основы психологии», книга 1, 1994г, стр184
  9. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии»  2001г
  10. Столяренко Л. Д. «Общая психология.  Учебник для ВУЗов», 1996г
  11. Эббингауз  Г. О. «О памяти» Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Под редакцией Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. 1979г.

 


Информация о работе Современные теории забывания, рассеянности и способы улучшения памяти